Сулико
Туда нас с мамой привез отец – капитан, офицер Советской Армии, после войны
оставшийся служить в тех местах, где воевал.
Жили мы в военном гарнизонном городке по месту службы отца. Иногда
вечерами он стелил на кухонный стол старую газету, доставал свое табельное
оружие – пистолет ТТ, и начинал процедуру полной разборки, чистки всех
деталей и последующей сборки. Мне было семь лет и я, конечно, не мог
пропустить это интереснейшее действо.
Я вертелся рядом и одолевал отца многочисленными вопросами: «а что
это?»,
«а зачем это?» и, конечно – «а почему?». Он подробно объяснял, потом доверил
протирку сначала несложных деталей, а затем и серьезных - ствола с
использованием шомпола. А после чистки начиналась сборка, которую отец
превратил в интересную игру. Он предлагал мне подать ту или иную деталь, а я
должен выбрать именно ее из всего набора. Если я ошибался, он не делал
замечаний, а просто строгим голосом повторял название нужной детали.
Какой музыкой были для меня слова: ствольная накладка, патронник,
магазин,
мушка, предохранитель! А когда я, по его мнению, «созрел», он поручал мне
самое главное: разборку и сборку боевого оружия. Это были настоящие праздники.
Я быстро освоил эту технику, отец меня сдержанно хвалил, а однажды
наверняка сам себе буркнул: «научил на свою голову!». Впрочем, это только мое
предположение. И к настоящему повествованию не относится. Уже взрослым,
услышав знаменитую сентенцию «Если в первом акте пьесы на стене висит ружье,
оно должно выстрелить в третьем акте», я про себя добавил: «особенно, если
рядом вертится семилетний любопытный пацан».
Иногда разборка, чистка и сборка пистолета происходила в молчании. Тогда
отец тихо и задушевно напевал:
Сактварли сафлац ведзебди,
Верна кирдакар гулико,
Гула москвнили-и-и-и встероди,
Сада харчемо Сулико.
Сразу прошу прошения у всего Кавказа за орфографию и грамматику.Я
никогда не видел текст в русской транскрипции. Только слышал эту песню.
Конечно, я спросил у отца, что это за песня, о чем она, и откуда он ее
знает. И он мне спел куплет на русском языке и рассказал, где и как он ее
выучил. А было это вечерами во фронтовом блиндаже во время затишья, когда не
звучала артподготовка (пушки молчали), не нужно было поднимать батальон в
атаку или для обороны. В такие вечера в блиндаже собирались боевые друзья –
товарищи и, случалось, пели песни – совсем не военные, а любимые мирные. Отец
показал мне даже фотографию, где была сфотографирована одна из таких
посиделок: полутемный «интерьер» фронтового блиндажа, освещаемый керосиновой
«коптилкой», самодельный стол, за столом группа из трех, еще совсем молодых
офицеров и пожилой усатый дядька сержант – отцовский ординарец.
И был там офицер - грузин Николай Вассадзе. Он любил петь «Сулико» на
грузинском языке. А отец сначала ему подпевал, а потом они ее пели вместе –
дуэтом.
Наверное, пистолет заставлял вспоминать войну, а воспоминания о
фронтовом друге окрашивались этой незатейливой песней «Сулико». Я специально
ее не заучивал. Она «заучилась» сама собой. И тоже иногда я ее вспоминал и пел
– для себя.
Прошли годы. Я, уже девятнадцатилетний, снова попал на Север. Только не в
сказку-Карелию, а в Архангельскую область, где тоже много сказочных мест. Как
и тот семилетний малыш, я попал в армейскую среду, но уже сначала рядовым
Советской Армии, а потом – старшим сержантом и секретарем комсомольской
организации отдельного стрелкового батальона – уже на третьем году службы
(тогда солдаты срочной службы в пехоте служили по три года).
С молодым пополнением в батальон прибыли два осетина – Варден и Шакро.
Оба из Цхалтубо (не путайте с Цхинвалом). Они сразу нашему командованию
принесли некоторые неудобства. По прибытию их распределили по разным взводам.
А когда они попросили, чтобы им разрешили служить в одном взводе, им ответили
традиционно: « - Разговоры!, Выполнять команду!». Командиры не учли, что перед
ними – гордые сыны Кавказа. Они командирам тут же ответили неповиновением и
объявили голодовку. Когда командование поняло, что это всерьез, оно крепко
задумалось. О таких случаях положено докладывать по инстанции до самой Москвы,
а от Москвы, которая, как известно, слезам не верит, ничего хорошего ждать не
приходится.
Замполит вызвал меня, объяснил ситуацию и поставил задачу – комсомольским
средствами уговорить парней перестать «бузить». Мне удалось убедить его, что
все методы бесполезны.
Они меня просто не послушают. И я задал замполиту вопрос, на который он (между
прочим, тоже фронтовой офицер): каким образом будет подорвана мощь Советской
Армии, если эти ребята будут служить в одном взводе? Замполит не ответил,
обвинил меня в политической незрелости и отпустил.
А парней все же определили в один взвод, даже в одно отделение. На этом
инцидент и исчерпался. До следующего.
Флегматичный и молчаливый увалень Варден закончил перед призывом техникум
в Цхалтубо, и был старше Шакро на один год. Шакро пришел на службу после
десятилетки, был ниже ростом,но живой, быстрый, с детски-любопытным взглядом
и с неисчезающей улыбкой.
Он сразу стал бы общим любимцем у всего взвода, если бы не некоторая
настороженная отчужденность старшего Вардена, который в этой паре был,
безусловно, ведущим и своеобразным опекуном. Я замечал, как Варден иногда
короткой фразой на осетинском гасил быстрые порывы отзывчивого Шакро.
Их солдатские будни проходили незаметно, они безотказно выполняли приказы
и распоряжения, ни положительной, ни отрицательной активности в жизни
батальона не проявляли, поэтому были в тени.
До следующего инцидента, в который я не имел права не вмешаться, ни как
человек, ни как комсомольский «вожак».
Однажды, заходя среди бела дня в казарму, я сразу стал свидетелем острого
конфликта между этой парой и их командиром – старшиной Сандуковым. Это была
потрясающая сцена. Флегматичный Варден в присутствии старшины сломал об
колено швабру и бросил обломки ему под ноги, а потом ногой отфутболил ведро с
водой туда же, с криком:
- Не хочу больше служить в этой армии. Сажай меня в тюрьму или расстреливай!
Рядом стоял белый,как полотно,испуганный Шакро.
То, что Варден в истерике, я понял сразу. Уже не помню как, мне удалось их
обоих увести в комнату, где располагался их взвод. Там никого не было. Усадив
Вардена на койку, я дал ему возможность успокоиться, прийти в себя, и попросил
рассказать, что случилось.
Разговор был долгим и явно не задушевным. Варден срывался на крик, при
этом никому не угрожал, но бурно выплескивал свое недовольство.
- Пачиму старшина не дает нам увольнительную?
- Пачиму мы каждый день моем пол, а старики не моют?
- Нам что, нельзя давирять автомат?
- Када я приеду домой, отец спросит: что ты делал в армии, что я ему отвечу –
что каждый день мыл пол?
Они оба, Варден и Шакро, довольно хорошо говорили по-русски, с легким
акцентом, который было приятно слышать, но тогда слова и фразы вылетали
исковерканные, он их повторял на осетинском. А свой последний вопрос он
произнес тихо,с горечью.
Я все понял, только про увольнительную – при чем здесь она? И тогда они
мне объяснили, что там, куда они хотят поехать, служит командиром роты майор Н
– осетин. В их планах- попроситься к нему в роту. Наивные ребята. Я знал
этого майора, настоящий мужик, и он меня тоже знал. И я знал, что в связи
с некоторыми обстоятельствами он не сможет перевести ребят к себе в роту.
Но что-то нужно было срочно делать.
И я пошел к замполиту. Все рассказал. Про ребят и про старшину Сандукова,
сверхсрочника, дослуживающего последние годы до пенсии, и не желающего
вступать в конфликт со «стариками» (кто служил уже третий год) из
подчиненного ему взвода по поводу хозработ. Увидев, что осетины безотказны,
он по глупости, иначе не объяснишь, стал их просто эксплуатировать. А командир
взвода, старший лейтенант, был военным дознавателем, и во взводе появлялся
очень редко.
Замполит, выслушав меня, буркнул: «- Как тебе нравится быть адвокатом у
разгильдяев!», но вызвал старшину и в моем присутствии произошел тяжелый
разговор, в конце которого замполит прямо приказал старшине отменить эту
практику, прекратить «поощрять дедовщину», напомнил про «Меры по соблюдению
социалистической законности» - нововведение Хрущева во время «оттепели»,
использовать осетинскую пару строго по назначению и взять их под наблюдение.
Когда старшина ушел, мне было приказано «усилить среди них» и вообще во
всем батальоне воспитательную работу.
Я поговорил с горцами, описал ситуацию и посоветовал выполнять служебные
обязанности так, чтобы «комар носа не подточил». Упрямый Варден напомнил про
увольнительную и получил рекомендацию отложить ее на время. На том и
порешили.
Пришлось поговорить со старослужащими взвода, в котором служили осетины.
Удалось убедить «стариков» слушаться старшину и не обижать «молодых».
А через месяц я пришел к замполиту и попросил разрешить Шакро и Вардену
увольнительную в подразделение, которым командовал их земляк майор Н. С
письмом от меня. В письме я просил майора поговорить с ребятами не по-
командирски, а по-отечески, без морали и наставлений, объяснить им
невозможность перевода с одного места в другое без причины, продиктованной
военной необходимостью. Желательно на родном языке. Примерно в таком духе.
Письмо я составил с полным соблюдением воинской субординации.
Нельзя сказать, что я при этом «пекся» только об этой паре. Мне было
интересно, как это предложение воспримут командиры, и что из этого получится.
Можно сказать – экспериментировал.
Замполит посмотрел на меня с каким-то странным и непонятным выражением
лица, пообещал подумать и отправил выполнять срочное задание по оформлению
наглядной агитации.
А через неделю рядовым Шакро и Вардену перед строем было объявлено
поощрение за добросовестную службу в виде увольнения сроком на двое суток в
расположение отдельной роты… и так далее. И было выдано письмо для вручения
лично командиру роты, с припиской замполита.
Парни, естественно были ошеломлены и… растеряны. И было это уже не
только увольнением, но и приказом, который подлежит беспрекословному
выполнению. Тем более, что был назначен и старший, конечно Варден.
Возвратились парни из увольнения точно в срок. Какие-то повзрослевшие, без
прежней настороженности, уверенные в себе. И привезли лично мне запечатанный
конверт. В котором было всего два слова:«Спасибо, сержант».И подпись:майор Н.
Я представил, о чем он с ними говорил вечером у себя дома, куда он их
пригласил с ночевкой. Мой эксперимент удался.
Но, хватит про комсомол. Почти все мы тогда были комсомольцами. Кто-то
был,а кто-то только казался им. Но все носили в кармане комсомольские билеты.
Время было такое.
Ближе к теме. Хотя, если бы он – комсомол, нас не свел вместе, не было бы
продолжения этого рассказа.
Однажды я в своем «кабинете» - в комнатушке - подсобке ленинской комнаты
(она была в то время в каждом армейском подразделении) в одиночестве
перебирал и приводил в порядок текущие документы. И ни с того ни с сего
замурлыкал себе под нос эту самую… «Сулико». На грузинском языке. И тут в
комнату зашел Шакро. Услышав песню, он на миг остолбенел, сразу забыл, зачем
пришел, а потом закричал. Настойчиво и громко:
- Командир, подожди, не пой!
Я ничего не понял, тем более, что никогда не видел тихого Шакро в таком
состоянии, и замолчал.
А минут через пять в комнату зашел Варден,его подталкивал в спину Шакро.
Когда они ввалились в комнату, Шакро с просящими интонациями вновь
обратился ко мне:
- Теперь пой, пожалуйста!
Я, опять ничего не понимая, ответил:
- Да ну тебя, то пой, то не пой, не мешайте работать.
Тем более – спеть грузинам (а мы тогда всех кавказцев считали грузинами)
на вот таком грузинском языке. Но Шакро не унимался, так умолял и уговаривал,
что пришлось уступить. И я запел. Это был маленький импровизированный
концерт.
Солист сидел за письменным столом, загроможденным ворохом разных бумаг, и
старался петь. Двое других участников счастливо улыбаясь, приплясывая в такт
песне. Маленькая ремарка: парни не замечали, или деликатно не обращали
внимания на «грузинский» язык солиста. Когда солист закончил, Шакро спросил у
него, откуда он знает эту песню. Пришлось подробно рассказать. И про Карелию,
и про пистолет ТТ, и про семилетнего любителя разбирать и собирать оружие. И
про фронтовых товарищей – русского и грузина, тихими вечерами в блиндаже
напевавшими эту и другие песни. Для себя, для души.
Они молча внимательно слушали, Шакро с широко распахнутыми, почти детскими
глазами, а флегматичный Варден – как будто перемалывая в мозгах то, что
слышал. Когда я закончил свой рассказ, Варден с серьезным выражением лица
медленно изрек:
- Командир, когда закончим службу, приезжай к нам в Цхалтубо. Кунак будешь.
Все девушки твои, все вино твоё.
Шакро радостно кивал и добавил:
- Приезжай,а?
Я, конечно, поблагодарил и пообещал приехать. А Шакро - напоследок:
-Только не забудь, хорошо?
Как протекали наши дальнейшие армейские будни, рассказывать не буду.
Нормально протекали. Когда я, демобилизованный до срока – для поступления в
ВУЗ, покидал батальон, они вдвоем пришли попрощаться, Варден вручил мне листок
бумаги с адресом в Цхалтубо, а Шакро снова спросил:
- Приедешь, не забудещь?
На "гражданке" я часто вспоминал этих парней. Но приехать к ним в гости
не получилось. Наверстывал то, что не успел до службы в армии.О чем жалел
тогда, и сейчас жалею. Своему отцу я однажды рассказал про «Сулико», про
этих двух парней и о приглашении. Отец задумался и произнес:
- Конечно, езжай.
Сейчас я жалею, что не предложил ему тогда поехать вместе. Думаю, он бы с
тайной радостью согласился. И мы бы поехали. Еще жалею, что не знал тогда,
что такое (точнее – кто такой) кунак в Осетии. Думал, просто лучший друг.
Оказывается, кунаками становятся после торжественного обряда посвящения в
это звание. А сейчас туда ехать уже поздно. Осталось только вспоминать.
В заключение. Этот рассказ не «по поводу». Этот рассказ о том, как,в
общем-то, незатейливая песенка может связать в прочный узел нити между
разными людьми даже разных поколений из разных мест.
Если бы не фронтовое братство, мой отец не пел бы эту песню на грузинском
языке, вспоминая фронтового товарища-грузина. И я бы просто её не знал.
Если бы я был не русским, а грузином, этой песни даже в идеальном
исполнении не было бы достаточно для приглашения меня в кунаки.
Если бы Шакро не зашел ко мне в комнату именно в ту минуту, когда я
мурлыкал для себя эту песню, он бы ее не услышал.
Если бы я вспомнил эту песню в другое время, тоже ее не услышали бы эти
парни.
Так много «если», что напрашивается мысль: вероятность выросла в
неизбежность.
И последнее. Если так случилось, значит это кому-то нужно?
Свидетельство о публикации №219071300024