Абдужапаров и Сухорученков

Этот мой рассказ пойдет о велоспорте на выносливость и о двух замечательных спортсменах в истории отечественного велоспорта.  Так что он будет интересен не очень большой группе читателей.

Как известно, велоспорт очень популярен в некоторых странах Западной Европы – Франции, Англии, Испании, несколько меньше в Германии и Англии, еще меньше в Швейцарии. Поэтому наиболее престижные велогонки на выносливость проводятся в странах, где на всем протяжении многокилометрового этапа собираются тысячи зрителей.

Существует три самых престижных многодневных велогонки, которые приковывают к обочинам трасс, где соревнуются велогонщики, тысячи зрителей, и миллионы по всему свету.  Вот о них я вначале и расскажу.

Тур де Франс — шоссейная многодневная велогонка, один из трёх гранд-туров. Самая известная и престижная велосипедная гонка мира, проводимая уже более ста лет во Франции. Неофициальное название — «Большая петля».

Велогонка «Тур де Франс» изначально была учреждена как рекламный проект газеты L’Auto (предок нынешнего L';quipe), его редактором и соучредителем, Анри Дегранжем (Henri Desgrange) и был призван конкурировать с велогонкой Париж — Брест — Париж (спонсируемой газетой Le Petit Journal) и велогонкой Бордо-Париж.

Идея создания французской петли принадлежит журналисту L’Auto Жео Лефевру (G;o Lef;vre), с которым Анри Дегранж обедал в парижском кафе Caf; de Madrid 20 ноября 1902 года (точная дата). Успех гонки Le Tour de France стал большим успехом и для газеты L’Auto, число подписчиков которой выросло в 1903 году с 25 тысяч (до Тура) до 65 тысяч после Тура; в 1908 году число подписчиков газеты перевалило за 250 тысяч, а во время «Тур де Франс» 1923 года продавалось 500 тысяч экземпляров газеты в день. Рекордный тираж газеты был достигнут в течение «Тур де Франс» 1933 года — 854 тысячи экземпляров в день. Сегодня Тур организовывает «Общество Тур-де-Франс» — филиал Amaury Sport Organisation (ASO), который является частью медиа-холдинга, в который входит газета L';quipe.

Тур, который проводится во Франции и в близлежащем зарубежье, проходит ежегодно в течение трёх недель в июле. Только во время первой (1915—1918) и Второй мировой войны (1940—1946) тур был отменён. Велогонку проводит фирма Amaury Sport Organisation (ASO), которая также проводит Ралли Дакар.

Джиро д’Италия  — многодневная велогонка, одна из трёх крупнейших наряду с Тур де Франс и Вуэльтой. Проходит ежегодно по территории Италии на протяжении трёх недель обычно в мае-июне. Первая гонка состоялась в 1909 году. Из российских гонщиков гонку выигрывали Евгений Берзин (1994), Павел Тонков(1996) и Денис Меньшов (2009).

В условиях жёсткой борьбы за читателей, главному редактору раздела о велоспорте Армандо Куне итальянской спортивной газеты Gazzetta dello Sport, пришла идея создать велогонку для привлечения подписчиков к изданию. 7 августа 1908 года Gazzetta dello Sport на первой полосе своего номера объявила, что в 1909 году состоится первая многодневная велогонка Джиро д’Италия. Таким образом Gazzetta стала первым печатным изданием в Италии, которое создало свою велогонку.

Первым директором гонки был назначен автор идеи Армандо Куне. Газета выделила 3000 лир для премирования победителя, а итальянский союз велосипедного спорта ещё 14000 лир.

Первая Джиро д’Италия стартовала 13 мая 1909 года в 14:53 по местному времени в Лорето, финиш состоялся в Милане.

Всего было проведено 8 этапов общей протяженностью 2488 км (средняя протяженность этапа составила 311 километров — цифра просто фантастическая по нынешним меркам). До финиша в Милане из 127 гонщиков добрались только 49 (38,6 % от общего числа!). Первым победителем гонки стал итальянец Луиджи Ганна, он получил за это 5325 лир, а последний классифицированный получил 300 лир. Для сравнения, Армандо Куне, получал ежемесячную зарплату 150 лир. Информация о важнейших событиях гонки вывешивались в витрине магазина Lancia-Lyon Peugeot, кроме того желающие могли получить информацию о гонке по телефону номер 3369.

Вуэльта Испании — шоссейная многодневная велогонка, один из трёх гранд-туров. Проходит ежегодно по территории Испании и Андорры в августе и сентябре (начиная с 1995 года; до этого — в мае). Первая гонка состоялась в 1935 году. Только 3 гонки проходили также по территории других европейских стран: 1997 год — Португалия, 2009 год — Нидерланды и Бельгия, и 2017 — Франция.

Лидеру гонки предписывается надевать майку определённого цвета, который выделяет его среди остальных гонщиков так же, как на гонках Тур де Франс (жёлтая майка) и Джиро д'Италия (розовая майка). Цвет лидерской майки Вуэльты Испании менялся несколько раз. Организаторы, которые возрождали гонку после множественных пауз, обычно меняли цвет майки. С 1935 года лидерская майка была оранжевой, в 1941-м стала белой и снова оранжевой в 1942 году. В 1945-1950 годах лидеры носили белую майку с горизонтальной красной полосой. В 1955 году — по аналогии с Тур де Франс — цвет майки стал жёлтым. За исключением 1977 года, когда майка стала оранжевой, все годы, включая 1998-й, майка была жёлтой, после чего цвет получил золотой оттенок. Однако в 2010 году лидерская майка стала красной.
Во всех этих гонках, как и в некоторых других, менее продолжительных  по числу дней гонки,  по количеству этапов, проводятся еще и однодневные гонки, и в них участвуют только профессиональные велогонщики,  которые находятся в составах команд, содержащихся крупными компаниями, для которых это отличная реклама. Ведь на протяжении недель велогонок логотипы маек с названием компании мелькают на миллионах экранов телевизоров.  Поэтому участники команд неплохо зарабатывают, особенно звезды.

Поскольку велосипедистам из социалистических стран не разрешалось становиться профессионалами,  для них  была  организована любительская гонка. Она привлекала лучших велосипедистов из социалистических стран и гостевые команды из других стран. Гонщики социалистического блока, как правило, преобладали, но были и исключения: в 1952 году победителями стали Йен Стил и британская команда British League of Racing Cyclists — первый случай, когда две золотые медали по разным номинациям уехали в одну и ту же страну. Речь идет о Велогонке Мира, международной многодневной  велосипедной гонке. Её начали проводить в 1948 году газеты  «Трыбуна Люду» (Польша),  «Нойес Дойчланд» (ГДР)  и  «Руде право» (Чехословакия). В 1985–1986 годах проводилась также по территории СССР газетой «Правда». Традиционно проводилась в мае по кольцу Варшава — Берлин — Прага.

В 1948 году проводилось две гонки в одно и то же время: одна из Праги в Варшаву, другая — из Варшавы в Прагу. В Праге первым финишировал Аугустин Просеник, а в Варшаве — Александр Зорич, оба — из Югославии.
Одним из победителей Велогонки Мира был Сергей Сухорученков, который впоследствии выиграл золотую медаль в шоссейной групповой гонке на Олимпийских играх в 1980 году.

Наибольших успехов на Велогонке Мира добились Штеффен Веземанн из Германии, который выиграл 5 раз, Рышард Шурковский из Польши и Уве Амплер (ГДР/Германия), выигравшие гонку по 4 раза. Густав Адольф Шур, который выиграл гонку два раза, был признан самым популярным спортсменом ГДР в 1989 году. В 1987 году длина гонки в километрах совпала с годом проведения. В годы холодной войны гонку называли «Тур де Франс Восточного блока».

А теперь рассказ продолжится о замечательном велогонщике Сергее Сухорученкове,  олимпийском чемпионе в групповой шоссейной гонке на летних Олимпийских играх 1980 года.  1980 год ознаменовался московской летней Олимпиадой, на которой стране нужно было как можно больше золотых наград. На Сухорученкова делали ставку, и он полностью оправдал надежды. В групповой шоссейной гонке спортсмен завоевал золотую награду, опередив ближайших конкурентов на три минуты. Длина дистанции составила 189 километров, которые велосипедист преодолел за 4 часа 48 минут 29 секунд.

Он Заслуженный мастер спорта СССР (1979). Выступал за Вооружённые Силы. Многократный чемпион СССР в 1979—1983 гг. Чемпион СССР в многодневной гонке на приз газеты «Социалистическая индустрия» в личном зачете. Дважды (1979 и 1984) побеждал в индивидуальном зачёте на Велогонке Мира, в командном зачёте — в 1979, 1981, 1984.
В 1978 и 1979 годах побеждал на гонке «Тур де л’Авенир». В 1979 первенствовал в «Джиро делла Реджиони» (Италия).
В 1979, 1980 и 1981 годах признавался французской газетой «Экип» сильнейшим велогонщиком мира среди любителей.

Награждён орденом Дружбы народов. Ныне проживает в Санкт-Петербурге, работает тренером и директором СДЮШОР «Буревестник».

Дочь Ольга Забелинская — чемпионка мира по велоспорту среди юниоров (1997), дважды бронзовый призёр Олимпийских игр 2012 и серебряный призёр Олимпийских игр (2016).

Вот что можно прочитать о Сухорученкове. 
Волевой, мужественный и мудрый боец, для которого главное — принести команде победные очки. Быть мудрым в гонке — это значит уметь учитывать и угадывать всевозможные ситуации и использовать их для успеха команды. Он всегда добивается великолепных результатов на очень сложных, решающих участках гонки: подъемах, спусках, перевалах. Ему присущи собранность и эффективность действий. Не раз своим высоким мастерством он выручал, команду, не раз и товарищи по команде помогали ему в борьбе за лавровый венок. Сергею несвойственно терять присутствие духа в самых сложных ситуациях гонки. Хорошая спортивная злость и твердый характер всегда выручают его. Не однажды он падал, превозмогал боль, преодолевал нечеловеческую усталость.

«Я сражался стиснув зубы,— рассказывает Сергей,— стараясь не показывать никому — ни своим, ни чужим,— чего мне стоит эта гонка». А случилось вот что. На одном из труднейших этапов гонки «Тур де л'Авенир» по горам Франции при спуске, где скорость езды достигала более 100 километров, Сергей почувствовал, что переднее колесо велосипеда стало «хромать». Он решил, что это прокол, и поднял руку. Однако остановиться на крутом спуске с многочисленными виражами на такой скорости было невозможно, и он продолжал мчаться вниз. Когда ему все же удалось затормозить, и к нему подъехала машина технической помощи, оказалось, что металлический обод на колесе раскалился докрасна, и от трения закипел клей, который держал однотрубку. В любой момент она могла лопнуть. Колесо заменили, и гонщик, наверстывая упущенное, снова помчался вперед.

Или другой случай. На одном из этапов той же гонки после старта, когда стрелка часов пробежала 30 минут, а гонщики все быстрее и быстрее набирали скорость, асфальт на трассе неожиданно сменился покрытием из гравия. Впереди головной группы находился Сухорученков, который первым стремительно выскочил на этот участок и... перелетел через руль. Причина падения — прокол однотрубки.
К Сергею подбежал врач, чтобы оказать помощь — множество мелких камешков вонзились в его руку и бедро,— но гонщик не слушал врача, а требовал, чтобы ему дали другой велосипед.
После финиша Сергею наложили швы, доктор хотел сделать обезболивающий укол, но Сергей отказался: «Мне не привыкать терпеть, а вот как подействует укол — только гадай».
Пожалуй, ни одному гонщику не удалось избежать падений, ушибов; всевозможных казусов на трассе гонок.
«Пусть знают те, — говорит Сухорученков,— кто выбирает для себя велоспорт, что гонка — трудная мужская работа. И очень важно уяснить для себя — ради чего все эти лишения? Если ради своего честолюбия, своей выгоды, то мужество твое и риск не стоят и ломаного гроша. Если же ради общего дела, ради товарищей по команде — тогда самопожертвование имеет высшую цену».

И завершаю я свое повествование еще об одном велосипедисте, который начинал свою карьеру еще в СССР.

Джамолидин Абдужапаров – уникальное явление в истории велоспорта, гордость своей страны и просто талантливый человек. Будучи легендой спринта, Абдужапаров получил прозвище «ташкентский терминатор» (или, ташкентский террор), за второе дыхание, которое всегда появлялось у него перед финишем. Он так яростного нажимал на педали своего велосипеда, при этом раскачивая его из стороны сторону, что к нему боялись приближаться другие велосипедисты во время финишного спурта.

Юного Абдужапарова взяли  в школьную сборную Узбекистана, а затем и в юниорскую сборную СССР. С 1983 по 1989 гг. состоял в мужской сборной Советского Союза. Победы сыпались одна за другой, соревнованиям не было конца. Олимпийские игры, Спартакиада народов СССР, многочисленные международные соревнования, как одиночные, так и в составе команды.
 
Интересным фактом остается то, что, несмотря на множество побед, звание заслуженного мастера спорта Абдужапаров получил далеко не сразу. Совершенно безучастное отношение Спорткомитета к лучшим своим талантам привело к тому, что велосипедист, всегда мечтавший жить в Крыму и не нашедший там работу, переехал в Италию.

Именно переезд в Италию можно назвать переломным моментом в его карьере: Абду, как называли его фанаты, стал легендой велоспорта. Победа в девяти этапах «Тур де Франс», семи этапах «Вуэльты» и одного этапа «Джиро д`Италия».

Кроме Абдужапарова, подобных показателей смогли достичь лишь Эдди Меркс, Алессандро Петакки и Лоран Жалабер. Помимо этого, «терминатор» достиг лучших результатов в пяти этапах велогонки Мира, множество раз побеждал в престижных однодневных гонках.

Стал победителем в очковом зачете в «Тур де Франс» (1991, 1993 и 1994 гг.),  «Вуэльте» в 1992 году и «Джиро д`Италия» в 1994 году.

Благодаря одному интересному случаю на «Тур де Франс», проходившем в 1991 году, об Абдужапарове заговорили многие. Тогда спортсмен боролся за зеленую спринтерскую майку с Лораном Жалабером, и на последнем этапе, за 100 метров до финиша, наехал на пустую бутылку из-под Coca-Cola. Падение было страшным: велосипед улетел в сторону, а спортсмена еще добрый десяток метров по инерции тащило по асфальту. Несмотря на это, он набрал уже достаточно очков для победы, однако Джамолидину необходимо было самостоятельно пересечь финишную черту. Друзья из команды посадили его на велосипед, и гонщик медленно, окруженный врачами, доезжал последние метры к финишу. Праздновать долгожданную победу пришлось уже в госпитале.

Итальянская карьера Абдужапарова была стремительной. За восемь лет он сменил семь известных профессиональных клубов: «Альф Люм» (1990 год), «Carrera» (1991-1992 гг.), «Lampre» (1993 год), «Polti» (1994 год), «Novell» (1995 год), «Refin» (1996 год) и «Lotto» (1997 год).

Сейчас же об этих уникальных велогонщиках даже во всезнающей Википедии написано совсем немного, а между тем именно они приносили славу  советскому спорту, и забывать этих легенд мирового велоспорта не следует, особенно нам, россиянам.

В свое время я много прочитал литературы на тему велоспорта. Хорошо знал Виктора Капитонова, не лично его, а его путь в спорте. Это первый наш олимпийский чемпион, выиграл золото в Риме в 1960 году, при этом ему пришлось дважды финишировать (ошибся с подсчетом кругов) и он выиграл у своего соперника  итальянца Ливио Траппе всего полколеса. Капитонов был старшим тренером сборной команды СССР на Московской Олимпиаде,  когда Сухорученков повторил успех Капитонова. Это два олимпийских чемпиона в групповой гонке за всю историю отечественного велоспорта. Причем обе победы одержаны в разной манере. Капитонов с Траппе ушли в отрыв за несколько километров до финиша и разыграли золото на последних метрах дистанции почти в 190 км. А Сухорученков ушел в отрыв за 50 км и эти полсотни километров ехал в одиночестве, а его товарищи по сборной СССР делали все, чтобы никто из пелетона не погнался за нашим гонщиком.  Хотя победа личная, но работа на победу командная.  Сейчас и немного расскажу, что я об этом знаю.

Но вначале два слова о некоторых терминах в велоспорте. Пелетон – это основная группа велогонщиков, едущая плотной группой.  В пелетоне ехать легче, можно спрятаться в плотной группе за спинами впереди едущих от ветра, причем любого – встречного или бокового.  Но если весь пелетон приезжает на финиш, то там больше шансов выиграть у хорошего финишера, обладающего высокой скоростью, мощного, с сильными ногами. Такого, как Абдужапаров.  Он часто побеждал именно финишным спуртом.  А для велосипедиста, не обладающего высокой скоростью на финише, шанс только в отрыве за несколько километров до финиша,  когда его никому не догнать. Но сами понимаете, в одиночку ехать труднее, чем в группе, и частенько пелетон догоняет беглеца.  Чтобы это не случилось, товарищи по команде искусственно притормаживают пелетон, выстроившись в ряд в первом ряду, и блокируя попытки кого-нибудь проскочить с краю. Но такое чаще бывает на равнинных этапах.

А вот в гонках в горах очень велика роль «грегори», чернорабочего из велосипедистов. Как правило, это очень поджарый, легкий, из одних только мышц велосипедист, который легко взбирается по крутым склонам шоссе.  Именно он тащит за собой пелетон, хотя в горах группа превращается в ниточку, взбирающуюся в горы.  Для таких гонщиков есть своя победа – приз лучшего горного гонщика.  Многодневные велогонки – в Италии и Испании, и на них часто побеждают гонщики, обладающие и быстрым финишем, и хорошо проходящие горные этапы. Во Франции  же больше равнинных этапов, и там ценятся хорошие финишеры.

Правда, сейчас и этих многодневных велогонках есть этапы, где каждый едет в одиночку на время. Это небольшие по протяженности этапы, но много решающие.  Ибо отрыв в пару минут от хорошего финишера дает больше преимущество, поэтому сейчас много внимания уделяется гонкам на скорость даже у выносливых велосипедистов.

Вот этим я и захотел поделиться со своими читателями. Думаю, все мы когда-то  садились в седло «велика», трехколесного или двухколесного. Кто-то гонялся со сверстниками, кто-то просто медленно катался, оглядывая окрестности. И очень немногие знают о настоящих героях этого очень популярного во многих странах мира вида спорта, для развития которого в настоящее время вкладываются огромные финансовые и технические средства. Сейчас велосипед для профессионального велогонщика – это чудо техники, весит очень мало, но очень крепкий. На некоторых этапах, когда гонщики едут индивидуально, часто на заднем колесе вместо спиц сплошное тонкое полотно, чтобы было меньше сопротивление. Именно на таких колесах ездят на треке, там даже нет тормозов для облегчения велосипеда.  И руль в гонках на скорость совсем не такой, как обычно,  на него можно положить руки от локтя до кисти, чтобы придать лучшую аэродинамическую посадку велосипедисту в гонке.  Но в любом случае, велосипед - это отличное средство поддержать физические кондиции человека, а также возможность добраться из точки А до точки Б без вреда экологии.

Написать этот небольшой рассказ о двух известных велогонщиках мне захотелось после недавнего просмотра в Интернете комедийного фильма под названием «Тур де-Франс», в котором герой фильма, обычный продавец велосипедов, решил проехать все этапы велогонки за день до проведения настоящей гонки.  В фильме очень много забавных и комичных эпизодов, рассказывающих о том, что сопровождает гонку, за которой следит почти вся Франция, где есть все – и воля, и удача, и грязь, и подлость, вся закулисная жизнь велогонщиков и людей, которые на них зарабатывают большие деньги.


Рецензии