Не может быть

После презентации моей очередной книги, посвященной самым разным предметам, один из присутствующих воскликнул: «Так это ж сплошные разоблачения!» Абсолютно точно. Чем бы я ни занимался, начиная от науки и кончая литературой, почти всегда приходил к тому, что общепринятая версия в чем-то ошибочна или вообще лжива. Поскольку больше всего на свете мне всегда во всех вопросах почему-то хочется добраться до правды, то я оказался вынужден ничему не доверять, не смотря на мою природную доверчивость.
Некоторые общепринятые утверждения, казалось бы давно доказанные и несомненные, бытующие в виде истин,  на поверку оказываются мифами или полу-мифами. Критически сопоставляя и анализируя разные факты, я зачастую прихожу к необычным или странным заключениям. Иногда по определенному вопросу я обнаруживаю у кого-то сходную со мной «оппортунистическую» точку зрения. Иногда я с самого начала опираюсь на чью-то альтернативную позицию, показавшуюся разумной и доказательной. В любом случае я стремлюсь рассмотреть вопрос со всех сторон, взвесить все за и против, а не доверять шаблонам и авторитетам.
Такой подход интересен и плодотворен. Но часто он оборачивается конфликтами, ибо большинство людей предпочитают комфортное согласие с догмами вместо самостоятельного глубокого размышления. Ну, что ж, одному нравится плыть против течения и нырять поглубже, а другим - плыть по течению, скользя по поверхности. Большинство сначала дружно орёт на всё новое или необычное «не может быть!», а потом, прооравшись, попривыкнув и увидев личную выгоду, столь же дружно начинают вопить «только так и никак иначе!». Иногда истина пробивается на свет, а иногда её затаптывают в грязь. Так устроен мир.
Когда меня начинают упрекать в дилетантстве, дескать, как же может биофизик судить обо всём подряд, не являясь глубоким специалистом в той или иной области,  я отвечаю: нет никого тупей и лживей, чем узкие спецы, ибо они зашорены своими псевдознаниями и апломбом, они подчинены наукообразию диссертаций, клановой мафиозности научных школ и финансовой зависимости от грантов. Многие из них умеют ловко нажимать две-три кнопки или писать уравнения определенного типа, но не более того. Не случайно большинство открытий в науке делали не узкие специалисты, а люди со стороны (физики, пришедшие в биологию, медики, пришедшие в физику, математики, пришедшие в химию и т.д.) и научные фантасты (Г.Уэллс, Ж. Верн, А. Беляев, А.Кларк, С.Лем и др.).
Рассматривая определённую тему, в которой сначала мало что знаю, я постепенно, шаг за шагом, читая и анализируя, становлюсь вполне информированным, чтобы иметь своё суждение, которое затем выношу на суд читателей. Такой подход я применяю и к науке, и к искусству, и к политике, и вообще к жизни.


Рецензии