Умственная недостаточность

Давно эта тема ерзает в голове, наконец,  решил разложить ее. В словарях и вообще, этот термин смешивают с умственной отсталостью, а отсюда, естественно, олигофрения, дебилизм и далее по цепочке. НО! Обратим внимание на сами термины «недостаточность» и «отсталость». Ведь их смысл совершенно разный! «Отсталость»  означает, что у человека чего-то нету, вообще нету. А «недостаточность» однозначно понимается как – это «что-то» есть, но просто его не хватает.
Поэтому, я бы выделил или точнее разделил показатели умственных способностей и соответственно их характеристику на два направления:   медицинское и социальное.И тогда все встанет на свои места, а именно…

Умственная отсталость и все сопутствующие термины имеют медицинскую подоплеку, они медицинского характера и характеризуют человека недоразвитого биологически, психически, физиологически или как-то еще до общих норм развития.

А термин «умственная недостаточность»  - социальный, он характеризует человека соответствующего общим нормам развития, возможно даже несколько превышающим общепринятый уровень, но (и вот это главное!!)  берущегося за задачу или проблемы, за решение задач, требующих еще более высокого уровня развития интеллекта, знаний, кругозора, ума. Критерием для применения термина «умственная недостаточность» является именно необоснованная претензия, заявка на решение того, что данному субъекту недоступно в силу недостаточности интеллектуального уровня. Ведь есть поговорка: «выше головы не прыгнешь». Хотя окружающим он может казаться и умным.

Простая аналогия. Все знают о сердечной недостаточности. У человека сердце есть, оно работает в «обычном режиме», но бежать марафон не получится. Как-то так  с интеллектом и умом.

Или еще более понятный пример – разный уровень шахматистов, от мастера спорта до гроссмейстера. «Простой»  мастер спорта может быть  умственно недостаточным для участия в мировом чемпионате, но это говорит лишь о его уровне знаний и интеллектуальных способностей для решения предстоящей задачи (в спорте это называется уровень квалификации).

Умственная недостаточность выявляется в нестыковке поступков, высказываний, нелогичности, противоречивости, и в конце концов, нерешенности поставленной задачи, а то и наоборот, в ухудшении исходных условий. Такие субъекты находятся преимущественно на руководящих уровнях, именно там необходимо высокое умственное развитие, нужен высокий интеллект, это основной инструмент их работы. В других областях то же самое называется «неквалифицированность», «непрофессионализм». Теперь грубый непрофессионализм руководящего работника вполне можно называть «умственной недостаточностью», но это не оскорбление, а констатация факта несоответствия данного субъекта соответствующему месту или поставленной задаче.


Рецензии