Временные трудности 4

 4. О прошедшем дне и пришедшем вечере.

****
 
 Я насторожено прислушивался к себе. Я перебирал в памяти прошедший день, людей, их поступки, разговоры. На работе я внимательно слушал разговоры коллег, это были пустые, обыденные разговоры. О семье, о заботах, о здоровье, о хождениях по магазинам, покупках, ценах... По этим разговорам нельзя было отличить этот день от сотен предыдущих. Всё одно и то же. Да и что должно поменяться, чтобы люди заговорили о музеях, о Шопене, Штраусе, театре, мировых лидерах политики? Людей волнует то, что здесь и сейчас. А сами люди? Не знаю.
 Люди оставались собой. В конце концов, чтобы заметить изменение в человеке, надо жить рядом с ним, круглосуточно. Надо знать его настолько, чтобы угадывать его реакцию на книгу, фильм, твои новые носки.
 Не заметил я в людях ничего нового, чего не знал раньше. Что-то происходило со мной самим, но и это мне не удавалось конкретизировать, определить. Настроение было поганое, это да. Неуверенность, вот что мне не понравилось. Я стал смотреть на окружающее искоса, примериваясь, выискивая то, чего не видел раньше, чего я не знал, неожиданное и непривычное.
 Не было в окружающем ничего непривычного.
 Да и почему оно должно быть? Если реальность меняется, она меняется с того момента, когда произошло воздействие. То, что стало реальностью, оно ведь уже давно сидит во мне, и, неожиданно став моей жизнью, изменяет всего меня, а не делит на сегодняшнего и вчерашнего.
 Был и ещё вопрос, не дающий покоя. Вопрос, не имеющий ответа.
 Откуда Аллке стал известен номер моего телефона? Ладно, по книге прошло четыре года, но у меня тогда был другой телефон... И датировка... Не четыре года прошло, а по тексту лет пятнадцать... А четыре года назад не в Петрозаводске я находился, а здесь-же, в Гатчинском районе... Или нет? Чорт, память будто заполнена туманом...
 И ещё я думаю, что в Сосновке живёт та Аллка, с которой мы расстались более 20-ти лет назад, и не знает она ничего, и знать не хочет. Я вот даже адреса её не знаю. Думаю, она тоже не знает, где я, кто я, чем занимаюсь и с кем живу. И ей на это глубоко наплевать.
 И весь день лил ливень. За последние сутки выпала месячная норма осадков. Для Санкт-Петербурга это много. По ТВ и в интернете демонстрировались фото и видеоролики, будто снятые где-то в Индонезии, в сезон муссонов и пассатов. Но у нас-то не Индонезия, здесь север!

****

 По дороге домой я изрядно замёрз и промок, несмотря на фикцию зонтика, да ещё, уже на подходе к дому, торопящийся к последнему пароходу джип окатил меня из лужи. Гранатомёт-бы...
 Сергей, крошащий на разделочной доске какую-то траву, видимо, приправу к еде, на мой вопрос, не было-ли гостей, отрицательно покачал головой и крикнул:
- Бог разозлился! Погода козёл!
 Сейчас я в одних трусах сидел в компьютерном кресле, включенный обогреватель окатывал меня потоками горячего воздуха, и я блаженно щурился на экран инета.
- "...то, что мы теперь припоминаем, мы должны были знать в прошлом, - вот что с необходимостью следует из этого довода. Но это было бы невозможно, если бы наша душа не существовала уже в каком-то месте, прежде чем родиться в нашем человеческом образе. Значит, опять выходит, что душа бессмертна.
- Но как это доказывается, Кебет? - вмешался Симмий. - Напомни мне, я что-то забыл.
- Лучшее доказательство, - сказал Кебет, - заключается в том, что когда человека о чем-нибудь спрашивают, он сам может дать правильный ответ на любой вопрос - при условии, что вопрос задан правильно. Между тем, если бы у людей не было знания и верного понимания, они не могли бы отвечать верно... 2. Раз наша душа существовала ранее, то, вступая в жизнь и рождаясь, она возникает неизбежно и только из смерти, из мертвого состояния. Но в таком случае она непременно должна существовать и после смерти: ведь ей предстоит родиться снова. 3. - Теперь подумай, Кебет, согласен ли ты, что из всего сказанного следует такой вывод: божественному, бессмертному, умопостигаемому, единообразному, неразложимому, постоянному и неизменному самому по себе в высшей степени подобна наша душа..."*
 Логика Платона несокрушима. Значит, наша душа возникает из смерти. А знания о прошлом, сиречь, память? Они откуда? Ведь о смерти мы не помним ничего. Мы помним только жизнь. Но какую жизнь? Чью? Если мы помним только своё реальное прошлое, то оно весьма ограничено, ведь человек живёт смешное количество лет. Но память может содержать и времена и действия "давно минувших лет", пусть это будет заимствованное знание, или ложная память, или память приобретённая откуда-то... Главное, что человек придуманное делает реальным.
 Кстати, тот-же Платон рассуждает о том, "что истинное познание касается только вечного и неизменного бытия, а касательно изменяющегося и временного не может быть истинного знания, но только лишь мнение." Мнение, так мнение, спорить с Платоном, людей смешить. Да и зачем? Действительно, какое может быть знание о непостоянном, что сегодня одно, а завтра другое, чего мы предвидеть не можем. Это только квантоватые физики просто лихо лепят неисчислимое множество мультивселенных, уповая на бесконечность мира...
 Не помню, говорил-ли Платон о возможности влияния души, или идеи, на состояние материи?

****

 Вокруг меня вращались миллионы миров, но не квантовых мультивселенных, а миров человеческих, и они изменялись, не затрагивая соседних. Каждый человек выстраивал и изменял свой мир. И как это соответствовало единому материальному миру, миру нашей вселенной? Получалось, что мы создаём фикции, и живём иллюзиями? Но прошлое существовало, и изменялось только в отношении каждого из нас, не воздействуя на всё остальное, приходя всё-таки в стабильное состояние и начиная соответствовать настоящему. Наши жизни только векторы движения материи, и они не уходят в бесконечность, нивелируясь нашей смертью. К тому-же (не без некоторого сарказма думал я) живут в прошлом может быть процентов десять, остальным более важно настоящее и ближайшее будущее. Для них главная ценность в идеалах своей значимости. Увы, денег на всех не хватит. БОЛЬШИХ денег. Кресел в госдуме тоже ограниченное количество.

****

 К полуночи ливень утих, только лениво погромыхивали капли, падающие с крыши и веток ёлки на лист жести под моим окном. Пришёл Рыжий, впрыгнул в форточку, мокрый и грязнущий... Года три назад у меня был Бублик, такой-же рыжий бандит. В Питере он пропал. Просто ушёл и не вернулся. А, может быть, вернулся? В моей книжке он тоже принимал деятельное участие, но... пропал. В Петрозаводске его уже не было.

* - Платон "Федон. Диалоги."


Рецензии