Страдания Муринского парка

Речь идет о парке, расположенном на севере Санкт-Петербурга. С некоторым удивлением узнал о продвигаемой некоторыми учеными теории панпсихизма. Как бы разумом обладает вселенная, иначе бы она провалилась в тартарары и уж нам бы точно не устроила фантастически благоприятные условия. Есть также  адепты разумной Земли. То есть она как бы соображающий единый организм. Кто его знает? Мы никогда не узнаем, о чем думает домашняя кошка. Тут недалеко и деревья и парки считать тоже чувствительными организмами.   
Примем для себя на время, что наш, Муринский парк живой и проследим его судьбу.  Когда-то в Муринском ручье, что течет вдоль парка, водился лосось, щебетали разнообразные  птички. Это был лесистый пригород, и туда можно было выезжать, и там можно было отдыхать на природе и прекрасно гулять. Пришло время, город расширялся и территорию начали осваивать как массив для жилищного строительства. От леса, естественно, ничего не осталось. Остались только полоски земли по обе стороны  ручья, ограниченные двумя проспектами: Северным и Луначарского. То, что осталось, назвали Муринским парком. И парк этот, как зверек, попавший в капкан, стал ждать, когда он совсем исчезнет и кто, и когда у него кто ещё отгрызет лапу или ухо.
Пользуясь смутным временем 80-90-годов, в парк  вгрызлись автостоянки. Это дело денежное, и они устроят стоянки везде, где можно договориться с людьми, приниающими решения, а договориться можно почти всегда. Я этот процесс представляю примерно так. Подаются нужные бумаги.  А дальше  обе стороны начинают переговоры и приходят к общему знаменателю. То есть заявляющая сторона получает разрешение на аренду. Чиновник, принявший решение, не вечен и перемещается по стульям сравнительно быстро, но разрешение уже выдано и оно, можно считать, на века. Аренду продлевают с другими его коллегами, садящимися на его месте. И так до хорошей бесконечности. Через 5 миллиардов лет столкнемся с другой галактикой, наступит конец света, и только тогда перастанут продлевать аренду автостоянок в Муринском парке.   
Внезапно  началась всеобщая автомобилизация, машин стало много, и значительную часть земли парка занял сильнейший гаражный кооператив. Территория была занята всерьез и надолго. С этими содружествами надо быть  очень-очень осторожными. Он легко могут занять территорию значительно больше среднего европейского государства и ,если уж они поставили свои коробочки, никакими силами их не выковырить. Реконкиста не получится. Тут уже сакральные моменты четко присутствуют. Когда надо, священные права будут предъявлены. Часть автовладельцев – ветераны различных воин и, хотя реальным ветеранам Великой отечественной за 95 лет, и они машины не водят, в нужный момент за них громко выступят их дети и внуки, в войне участие не принимавшие. Там среди аредаторов и юристы есть очень подкованные и, вообще, очень влиятельные люди. Так что можно принять за аксиому, если автостоянка или гаражный кооператив обосновались, то это, скорее всего, навсегда.
Теперь поговорим о том, кто ещё активно осваивает территорию. Это спортивные комплексы, занявшие  значительную территорию парка на пересечении Гражданского проспекта и Северного проспектов и продолжающие активное расширение. Им можно было бы соорудить свои залы и не за счет территории зоны отдыха. Остановить этот процесс невозможно.
Теперь насчет планировки территории парка. С  самого приезда в конце 80-х годов в этот район я не мог понять, каким местом думали первоначальные планировщики парка или, как их называют, ландшафтные дизайнеры. Он расположен с востока на запад. Солнце ходит с южной стороны. Значит, с южной и сажай деревья, чтобы они создавали тень основным дорожкам. Нет, мудрецы еще тогда насажали  на значительной части парка деревья с северной стороны, которые на дорожки тень дать не могут при всем желании и дают тень исключительно на газоны, по которым, вообще-то, разгуливать нельзя. Соответственно, люди летом в жаркие дни ходят, изнывая от жары, по залитым солнцем дорожкам, то есть по открытому солнцу. А у нас в Питере и за 30 градусов летом жара бывает.
Был неплохой восточный ресторан «Чинар» в парке. Достаточно живописный и вид парка в отличие от спорткомплекса не портящий. К нему привыкли, он украшал парк, и изредка туда заходили. Существовал он несколько лет и в один день был полностью уничтожен. Говорили, что он, вообще, существовал без разрешения. Странно, небось, налоги в бюджет платили и, думаю, немаленькие.
Пришла пора так называемого благоустройств восточной части парка. Благоустройство каждый понимает по-своему. Можно так благоустроить, что убежать захочется. Я ожидал, что хорошего не будет, и не ошибся в своих ожиданиях.  Даже дети знают, что есть скандинавское направление в архитектуре, которое при обустройстве парков предусматривает сохранение растительности и максимальное использование природного рельефа и ландшафта. Это достижение человечества в данном случае не используется совсем.
Ретивые  благоустроители  в части парка между Гражданским проспектом и проспектом Руставели вырубили целую густую рощу и вместо нее завезли щебенку и из нее соорудили две искусственные лысые горки и залили их асфальтом. У птичек, вьющих там гнезда, не спросили. Это, чтобы желающие пацаны и их отчаянные подружки съезжали с ветерком на досках и велосипедах. Асфальт не вечен, и, ясное дело, он будет трескаться, и съезжать с горушек станет небезопасно, зато спорт-то какой! Экстремальный! А спорт – это дело святое, хоть все подряд корежь и вырубай.  Решение странное, так как рельеф там с естественными перепадами высот и рощу можно было бы отставить в покое.
Таким образом, площадь парка неуклонно снижается, деревья вырубаются, а рельеф беспричинно искажается.  Возвращаясь к теории панпсихизма, невозможно не сделать вывод: разумно все, кроме самого неудачного создания природы  -  хомо сапиенсов и особенно тех из них, которые занимаются планированием  и обустройством парков.  По-моему, Муринский парк недоволен их деятельностью. Недоволен? Не то слово!


Рецензии