Революционный авангард в ИЗО. 30-е годы

  Успехи советской живописи этих лет особенно полно представляет новый этап творчества М.Нестерова, в работах которого (портреты академика И.Павлова, братьев Кориных, В.Мухиной, хирурга С.Юдина) глубина и рельефность изображения человеческих характеров соединяется с широкой общей темой творческого труда советских людей. Размах свободной мысли в государстве, освобождённом от старых догм. Высокий уровень портретной живописи поддерживают П.Корин (портреты А.Горького, М.Нестерова), И.Грабарь (портрет сына, портрет С.Чаплыгина), П.Кончаловский (портрет В.Мейерхольда, портрет студента-негра), Н.Ульянов и др. Тема гражданской войны воплотилась в картине "Клятва сибирских партизан".С.Герасимова. На исторические сюжеты писали Кукрыниксы: "Старые хозяева", "Утро офицера царской армии". Выдающимся мастером картин на современную тематику становится А.Дейнека. Важный шаг по пути развития бытового жанра делают Ю.Пименов и А.Пластов.
  Развитие графики в этот период связано прежде всего с книжной иллюстрацией. В этой области с успехом работают и мастера старшего поколения - С.Герасимов("Дело Артамоновых" М.Горького) К.Рудаков, который иллюстрировал произведения Г.Мопассана, и молодые художники - Д.Шмаринов, Е.Кибрик, Кукрыниксы, А.Каневский.
  Заметное развитие получила иллюстрация советской детской книги (В.Лебедев, В.Конашевич, А.Пахомов). Принципиально важное изменение в искусстве обнаружилось в том, что советские мастера иллюстрации переключились , может быть и несколько односторонне, с декоративного оформления книги на раскрытие идейного и художественного содержания литературных образов, на разработку человеческих характеров и драматургии действия. В результате получалась вереница следующих друг за другом изображений.
  В книжной иллюстрации наряду с реалистическим рисунком, акварелью, литографией, сохраняет свое значение и гравюра, представленная произведениями признанных мастеров, как В.Фаворский, М.Пиков, А.Гончаров.
  В области станковой графики на первый план в это время выдвигается портретный жанр (Г.Верейский, М.Родионов, А.Фонвизин).
  Серьёзной преградой для развития советского искусства в 30-е годы стало ремесленничество, завязанное на культе личности Сталина. Монументальная парадность и помпезность ради угождения Гению Всех Времён, давила и глушила настоящие ростки зарождающегося нового искусства.
  В архитектуре важные задачи решались в связи с проблемами градостроительства и сооружением жилых, административных, театральных и других зданий, а также крупных промышленный объектов( таких, как автозавод в Москве, мясокомбинат в Ленинграде, теплоцентраль автозавода в Горьком и т.д.) Среди архитектурных произведений характерны для этих лет дом Совета Министров в Москве, санаторий имени Орджоникидзе в Кисловодске, речной канал в Химках. В основу этих работ была положена форма классической ордерной архитектуры.  Некритическое использование таких форм, механическое перенесение их в современность нередко приводило к ненужной внешней пышности и неоправданным излишествам.
  Новые важные черты приобретает искусство скульптуры. Прослеживается связь монументально-декоративной скульптуры с архитектурой. Они слились и параллельно образовали новое направление монументального декора. Скульптурное произведение - группа "Рабочий и колхозница" - Мухиной, возникло на основе архитектурного проекта павильона СССР на Международной выставке 1937 года в Париже. Синтез скульптуры с архитектурой проявился и в оформлении Московского метрополитена, канала имени Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, павильона СССР на Международной выставке в Нью-Йорке.
  Из произведений монументальной скульптуры этих лет наибольшее значение имели памятники Тарасу Шевченко в Харькове, и Кирову в Ленинграде. Скульпторы М.Манизер и Н.Томский.
  Дальнейшее развитие получает скульптурный портрет. Многие скульпторы работают над типическим обобщением образов современников ("Металлург", "Молодой рабочий"). Всё это характерно для проявлений нового времени. Некая образность в искусстве перестала быть только классической и завязанной на древних сюжетах, на первый план выдвигается человек, с его стремлениями, чаяниями, желанием светлой, новой жизни. Всё дышит в искусстве того периода неукротимым стремлением к высоким идеалам, стремлением к новизне восприятия мира, обновления души. Все верят, что новое и светлое завтра уже наступило, ещё чуть поднажать и сокровище в виде мировой свободы рухнет к ногам Земного шара и трудящихся всех народов. Это отразилось и в атмосфере искусства 30-х годов.


Рецензии