Первая аксиома Богословия

 


«И узнают народы, которые останутся вокруг вас, что Я, Господь, вновь созидаю разрушенное, засаждаю опустелое. Я, Господь, сказал — и сделал».
(Иезекииль 36:36)

      Приветствую дорогую церковь!
Один пастор сказал другому: «Пока память свежа, я бы хотел в Вашей Церкви прочитать проповедь на правах гостя — ту самую, которую недавно прочитал в своей». Тот замахал на него руками: «Что Вы, что Вы! Ваши проповеди слишком сложны, а у меня в общине — одни старушки». Первый возразил: «Я, конечно, понимаю, что если отдельно взятый человек годами, а то и десятилетиями питался исключительно молоком, то ему трудно вот так просто взять и перейти на твёрдую пищу. Но мне кажется, что Вы недооцениваете пожилых людей. Например, у вас есть там одна сестра-меннонитка. Так я по разговору с ней усматриваю чуть ли не три высших образования». - «Ну, куда там. Война, интернирование, 8 лет под комендатурой. Когда ей было получить образование? Три класса у неё, четыре — не больше». - «Однако меннониты использовали в своём Богослужении не свой родной народный немецкий язык или, как говорят сами немцы — платт Дойч,- а немецкий литературный или, как сами немцы его называют — хох Дойч,- высокий немецкий. По причине отсутствия на платт Дойч Библии. Получается, все меннониты так или иначе владели одним иностранным для себя языком — хох Дойч или немецким литературным. Плюс ко всему наша сестра — уроженка Советского Союза, родилась и выросла на Украине. Значит, в совершенстве знает русский и украинский. Стало быть по отношению к своему родному домашнему платт Дойч она владеет ещё тремя иностранными языками, а ведь каждый иностранный язык можно считать отдельным высшим образованием. - «Так-то оно так, но каким образом знание иностранного языка влияет на быстроту мышления?» - О! На этот счёт не беспокойтесь. Это нам с Вами надо двух студентов в помощь, и то мы только к вечеру справимся с каким-нибудь завалящим кроссвордом. А этим бабушкам это так — семечки: в пять минут решат.

1.  Я сегодня хотел бы коснуться основ. В Богословии, как и во всякой науке, есть свои основополагающие принципы, свои аксиомы. Самая главная, самая первая аксиома содержится в различных интерпретациях во многих стихах Библии. Например, в последнем стихе 17-й главы книги пророка Иезекииля:
«И узнают все дерева полевые, что Я, Господь, высокое дерево понижаю, низкое дерево повышаю, зеленеющее дерево иссушаю, а сухое дерево делаю цветущим: Я, Господь, сказал, и сделаю» (Иез. 17:24).

      Да, в этом весь Господь. В этом Его суть. Его слово не возвращается к Нему тщетным, но исполняет, что ему поручено. Господь сказал, и сбудется. Господь произнёс, и исполнится. Человек сказал… ну, это, знаете, как написано в Притчах:
«Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Пр. 16:1).

      Что же, если от Господа ответ языка, то, может, и не обдумывать? Нет, сказано также:
«Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Пр. 15:28).
Нет, слово своё надо обдумывать, иначе мы так и будем изрыгать зло. Усилие – не отменяется, ибо Тот, Кто сказал: «Без Меня не можете делать ничего»,- Тот же и произнёс: «Усилием Царство Божие берётся».


2. Вот ещё одна интерпретация наиглавнейшей аксиомы:
«… Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15:16а).
Это ответ не только тем, кто злоупотребляет учением об избрании, но и тем, кто склоняется перед теми, кто из-за этих злоупотреблений отказывается проповедовать это учение. Ну, знаете, в жизни много злоупотреблений буквально по любому поводу. И у многих может быть фобия по отношению ко всему. Скажем, мы не отменяем ножи из-за того, что кто-то замахивается ими на ближнего или из-за того, что ими можно случайно порезаться. А у кого-то может развиться фобия по поводу верёвок, потому что кто-то использует их, чтобы наложить на себя руки – вешается.

      Но надо проповедовать учение, на котором настаивает Сам Господь: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод»,- так что, если кто-то не идёт и не приносит плода и думает, что Господь избрал Его, чтобы он грелся на солнышке избрания, а Господь всё за него сделает, минуя его усилие, для которого Он его и избрал,  тому в пору сомневаться в собственном избрании, хотя это грех даже для неверующих. Ведь даже если неверующий скажет, что он не избран (в надежде оправдать, разумеется, своё нежелание идти к Господу), то он скажет ни много ни мало: «Будем делать зло, чтобы вышло добро»,- на что сразу следует гневная отповедь Павла. Апостол Павел, движимый Духом Святым, заявляет: «Праведен суд на таковых».

      Да, расчёт таких людей на неправедный суд не имеет под собой основания: Судья неподкупен, прокуроры спасаются исключительно Его милостью и Адвокат трезв как стёклышко. Им не уйти от возмездия в этом праведном суде, в котором они намереваются воспользоваться своим саркастически выдуманным и легкомысленно присвоенным правом решать, что их обделили в том, что они изначально презирали и над чем они всю свою жизнь неизменно глумились.

      Избрание – это не загородная прогулка, как думают люди с перегруженной совестью, т.е.  такие, для которых дела важнее милости Божией. Конечно, совесть должна быть в определённой мере нагружена, так как всегда есть дела, которые обязательно нужно делать, например, любить ближнего, и всегда есть такие дела, которых не нужно делать ни в коем случае, например, переходить на личности. Но совесть не должна быть и перегружена, когда, например, кто-то распространяет мнение, что сборник гимнов ни в коем случае нельзя класть на Библию, а только наоборот, то совесть новообращённых может быть так надломлена, что они могут даже контроль над собой потерять. И где тогда вера ваша?

      Избрание – это наказание за малейший проступок праведника наказанием гораздо более сильным и действенным, чем ограничивающее наказание для грешников, сожжённых в совести своей.

      Хотите страдать так, как страдал Иов только за клевету на него сатаны? Или как Самсон, который из-за любви к филистимлянке лишился обоих глаз? Или же предпочтёте быть факелом в саду Нерона за бесстрашное исповедание Христа? В чём грех Самсона – понятно. Но в чём же грех Иова и первых христиан? Если не знаете, то и хорошо, потому что праведники чрезвычайно часто страдают незаслуженно, и это угодно Богу, ведь праведники будут держаться истины несмотря ни на что, тогда как мир, — мир людей, сожжёных в совести своей,- постоянно гонит истину и презирает её. Представьте же, как праведники тогда за грехи свои пострадают, если совершат таковые! Но зато никогда не лишатся вечной жизни, потому что Сам Господь дал её им.
 
      Как Христос выразился? - И дам им жизнь, и ещё неизвестно, что из этого получится? Или: И дам им жизнь, и ещё непонятно, что из этого выйдет? - Нет, Он сказал твёрдо, убедительно и недвусмысленно: «И дам им жизнь, и жизнь вечную».

      Хотя верующему избранному Божию всё содействует ко благу и нечестивые долгое время остаются ненаказанными,- правда, и их нечестие само является жутким наказанием для них самих, которого они не осознают,- это не значит, что Бог хоть что-то из нечестия оставит безнаказанным. Наоборот же, тот, кому обещано Царство, больше страдать будет, чем согрешать, ведь и само нахождение в бесчестном мире вызывает у него порой неприятие резкое как некое бесчестие горькое на борьбу зовущее и к Богу взывающее. И он сам не может не заметить такой тенденции, что чем больше он согрешил, тем больше он пострадал. Тем более тот, кто, как незаконный сын долгое время остаётся за свои грехи ненаказанным, никакого добра из этого не извлечёт, ибо что толку человеку весь мир приобрести, а душе своей навредить? Потому и сказано: праведен суд на таковых,- он будет ввергнут в ад.


3.  Итак, настало время произнести эту наиглавнейшую аксиому, на которой утверждается всё Богословие, а значит и весь путь спасения человека основывается на ней же:
«Свободная воля – только у Бога. Потому Он и Бог. Воля же человека – обусловлена. Он всего лишь – творение, хотя и венец его».

    Те, кому трудно принять эту аксиому, а принять её необходимо верой как очевидность, те будут постоянно путать усилие человеческое и волю Божию и половина Библии для них будет темна. Например, как они разберутся с тем, что написано у Иеремии в «Плаче»:  «Кто это говорит: "и то бывает, чему Господь не повелел быть"? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие? Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои» (Плач Иеремии 3:37-39)? Получается, только в истине мы будем свободны, потому что в истине наше усилие совпадает с волей Божией: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными»,- сказал Христос фарисеям. Апостолу Петру пришлось горечью изведать обратное, когда он шёл против воли Божией и оказался несвободен, угодив в волю лукавого. Его человеческое усилие вылилось в то, что он произнёс ко Христу: «Да не будет с Тобой этого»,- когда Тот говорил о пути спасения человека через Его совершенную жертву. Господь ответил ему: «Отойди от меня, сатана, ибо ты говоришь не то, что Божие, а то, что человеческое». Далее, перед Голгофой, Пётр настаивал о себе: «Если кто соблазнится о Тебе, то не я. Я за Тебя и в темницу готов, и на смерть». Христос же ответил: «Сегодня же ночью не успеет пропеть петух, ты трижды отречёшься от меня». И чья воля исполнилась?

      Но мне могут возразить, что потом исполнилась и воля Петра. И в темницу пошёл он, и на казнь, по преданию. Но то уже было усилие, согласное с волей Божией. Поступки свободного человека, который в истине пребывал и поступал по истине, и в Духе Божием не встречал препятствий.

      Мы не должны проповедовать так, как учит этот насквозь прогнивший мир, что если бы не было выбора между добрым и злым, человека нельзя было бы назвать вполне свободным. Этим зло оправдывается и ради этого зла насаждается мысль, что без этого самого зла ну никак не обойтись, что оно просто до ужаса необходимо, чтобы утвердить добро,- вспомните только эту пресловутую теорию эволюции, в которой люди мира сего (ну, вот, опять!- в который раз уже) говорят: «Будем делать зло, чтобы вышло добро». Праведен суд на таковых, ибо зло презренно!

      Но человек только в воле Бога свободен — не в том смысле, что мы все и так в воле Бога находимся, а в том смысле, что мы там - на особом положении,- слово «избранные» говорит само за себя. Наши мысли — продолжение мыслей Божьих, наши дела — продолжение Божьих дел. Такое нахождение в воле Божьей — это вполне доказуемая свобода, потому что воля Божья одна и только она одна — одна единственная во Вселенной — по-истине и навсегда - свободна! 
 
   
4. Но многим людям почему-то трудно понять, что мы без Бога даже пальцем пошевелить не можем. Мне это Господь объяснил ещё в 4 года.   
      У нас в посёлке в сквере недалеко от нашего дома стояла грандиозная карусель (или она казалась мне в то время огромной). Её местные хулиганы начали ломать, по-видимому, сразу, как её установили, поскольку я не намного младше моего посёлка. Уже металлические прутья тогда были жутко закручены друг на друга и посередине вращающейся платформы зияла порядочная дыра.

      Я залез в эту дыру, грудью лёг на платформу, уцепился руками за какие-то дощечки. Дети стали вращать карусель, а мне весело было волочить ногами по земле. Но тут что-то пошло не так. Я за что-то зацепился, и меня стало закручивать. В позвоночнике что-то щёлкнуло. Дети сразу же остановили карусель, поскольку, когда я почувствовал боль, я успел вскрикнуть. Они позвали мою маму, которая невдалеке прогуливалась с моей трёхлетней сестрой.

      Она прибежала, вытащила меня из этой дыры. Когда я попал к ней на руки, я снова обрёл дар речи и сказал ей, что не могу двинуть ни рукой, ни ногой. Мама принесла меня домой. Не помню, что конкретно она делала, кажется массаж позвоночника. Я помню, что у неё всегда была какая-то книжка медицинская, которую она читала. Как бы то ни было, я вскоре мог сидеть на диване без посторонней помощи. Но, удивительное дело, я как будто забыл, как управлять руками и ногами. Я говорю маме: «Мама, меня руки и ноги не слушаются».

      Тогда она позвала мою младшую сестрёнку, взяла какую-то книжку детскую и сели они посреди комнаты картинки рассматривать. Смеялись, веселились. Мама иногда на меня весело поглядывала через плечо. Я смотрел во все глаза и думал: «И чего они так веселятся?»

      И вот мама в очередной раз на меня обернулась, весело так посмотрела и говорит: «Миша, иди к нам». Я встал и пошёл.
      Я иногда поражаюсь, какую интуицию даёт Господь матерям в экстремальных ситуациях. Не потому, что в человеке вообще есть что-либо сверхъестественно доброе, но потому что Бог — Бог отцов и матерей, а также их детей  - добр к Своему творению.


5. Итак, мы без Бога и пальцем пошевелить не можем: «… ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян 17:28). И кто не согласен с этим, но готов всю славу за то, что действительно хорошего он в жизни делает, отдать Богу, то делает из Него какого-то рэкетира. Это же рэкетир приходит к какому-нибудь торговцу и требует у него процент с выручки, хотя сам для этого предприятия ничего не делает (ну, на этот счёт у рэкетира может быть своё особое мнение). И торговец платит ему не за то, что тот принимает участие в его деле, а чтобы рэкетир его предприятие, его торговлю, не уничтожил. Так вот, не надо из Бога делать рэкетира и славить Его только для того, чтобы он не нарушил дел ваших.
      Если вы воздаёте всю славу Богу, то имейте в виду всегда эту непреложную истину: Богу действительно следует воздавать всю славу, а себе не оставлять из неё ничего, потому что Сам Бог всё и делает, а мы без Него, повторюсь, и пальцем пошевелить не можем.


6. Но тут же начинают поступать возражения: «Но если Он Сам всё делает, то за что же тогда Ему судить нас?»
      Этот вопрос задают многим проповедникам. Вот и апостолу Павлу его задавали:
«Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает. Ты скажешь мне: «за что же еще обвиняет?
Ибо кто противостанет воле Его?» (Рим. 9:18 -19) - Но апостол Павел не стал придумывать никаких теорий насчёт свободной воли человека, который делает свою микроскопическую часть работы: ухватиться верой за руку Божию и помолиться, нет, даже этого говорить не стал! – чтобы даже намёка не было не то что на частичное, но даже на микроскопическое самообожествление человека, ибо сам он сказал, что спасение не от дел, чтобы никто не хвалился,- но он гневно заявляет:
«А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого?» (Рим. 9:20-21)
Скажу даже более того: если Бог хоть на долю секунды поручит человеку хотя бы какую-нибудь микроскопическую долю пространства, упразднив полностью власть Свою над ней, т.е. выведет эту крохотку из под Своего контроля, то вся наша вселенная очень быстро свернётся, как свиток, и моментально погаснет, как лампочка в руинах бомбёжки.

    Да будет имя Божье прославлено во веки — во имя Бога Отца и Сына, и Духа Святого! Аминь


Рецензии