Тайна эльбруса

(Сказки от Ольги)

В этот день я зашел попрощаться со своими новыми знакомыми, в связи с отъездом. Надо было уладить дела на работе. Приняв предложение Ольги выпить чаю в их компании, я явно не прогадал. Оказалось, что я был не единственным гостям у Ольги. С нею за столом сидели мужчина с женщиной. Женщина, по имени Шатина* была очень красива, в ее глазах светилось тепло, а когда она смотрела на своего спутника, в них загорались какие-то волшебные агатовые огоньки. Мужчину, звали Саппаром*. Он был высок и явно очень силен. Пронзительные глаза его смотрели прямо, не таясь, и потому казалось, что Саппар видит меня насквозь. Они говорили с Ольгой про Эльбрус с его двумя вершинами, и мне показалось, что они альпинисты, хотя немного странные имена настораживали. Сразу стало понятно, что имена из далеких времен… Да, по всей видимости история была очень давняя, а судя по тихим голосам, печальная.
Объяснив причину торопливости и неуместности своего визита необходимостью уехать, и поблагодарив Ольгу за гостеприимство и волшебные знакомства, я хотел было откланяться, но хозяйка предложила мне немного задержаться, и послушать историю ее новых гостей. Предчувствуя волшебство я разумеется согласился и почти не дыша, слушал чудесный и печальный рассказ. Шатина, по просьбе Ольги начала нараспев рассказывать свою историю…..

В давние-давние годы, когда еще только народился Мир, жил могучий богатырь-великан Эльбрус. Был он великим воином и княжил в окрестных местах. Не знали в те времена Нарты горя и бед, жили счастливо и достойно, но темные силы не дремали. Не могли темные боги вытерпеть стремление мужчин к чести и достоинству, а женщин к благочестию, материнству. Долго искали они средство погубить великанов- богатырей, да ничего не выходило…. Однажды злая колдунья по имени Цикура* заметила, как у ручья сошлись тропинки молодого охотника нарта Артара* и дочери Эльбруса красавицы Машук. Их голоса, полные света и добра мучали сердце Цикуры, и вдруг злодейке пришла в голову коварная мысль…
«А что, если кто-то другой полюбит Машук? Тогда неминуемо богатырь схватится с богатырем в смертной битве, и другие нарты во след за ними возьмут в руки кинжалы!» Радость от того, что она может творить зло, переполняла Цикуру, и колдунья отправилась в глухую тайную пещеру готовить заклятие и варить снадобье.
Тем временем, узнав о любви своей дочери Машук и охотника Артара, Эльбрус велел готовиться к свадьбе. Не было предела для радости могучего Артара и скромной, тихой Машук. Три дня и три ночи играла музыка и горцы танцевали зажигательные танцы, много добрых слов и пожеланий счастья было сказано молодым, но Цикура успела принести свой черный дар…
Прямо на свадьбу приехал из дальнего похода могучий воин-великан Бешкала*. Он был силен и могуч в битве, и боги, дабы сделать его непобедимым, подарили мудрость пяти воинов. Все знали, как могуч Артар, знала про это и колдунья. По этому старуха, обернувшись юной девой, Цикура преподнесла воину, вернувшемуся из похода, чашу с водой, в которую добавила колдовской отвар. Бешкала, окруженный верными друзьями Львом, Быком и Верблюдом направился на пир, но как только увидел он невесту, лишился разума. Яд Цикуры отравил его сердце недозволенной любовью. Бешкала полюбил Машук больше жизни и, подойдя к молодым ударом тяжелой дубины лишил Артара сознания, и схватив растерянную невенсту, диким ветром взлетел на боевого коня и помчался прочь, сметая все на своем пути. Нарты любили смелого воина, но не могли простить ему такого бесчестия. Зная, как грозен в битве Артар, колдунья прочитала над ним заклинание и влила несколько капель яда в его губы….
Бешкала крепко держал девушку, которая пыталась вырваться из рук бесчестного вора, но лишенный разума богатырь не слушал гневных проклятий Машук. Поняв, что вор никогда не одумается и, вспомнив, как замертво рухнул на землю Артар, Машук выхватила кинжал, висевший на поясе Бешкалы, и сильным ударом пронзила свое сердце… Бешкала от неожиданности разжал руки, и Машук упала на землю. Но не кровь, нет… Чистая, как слеза девушки, прозрачная вода вытекала из глубокой раны в сердце красавицы, заливая все вокруг. Опустив голову, сидел витязь над бездыханной Машук. Погоня скоро настигла бесчестного воина, и началась битва! Бык, Лев и Верблюд бились вместе с Бешкала, против воинов-горцев, а сам похититель бился с отцом Машук, с великим князем Эльбрусом!
Очнувшись, Артар кинулся вслед за похитителем, но колдовские чары уже отравили его кровь. Он бежал по следу презренного вора, а тело его покрывалось змеиной шкурой, с крепкой чешуей. Скоро уже не красавец жених мчался по следу, а огромный черный дракон, изрыгающий пламя. Битва была в самом разгаре, когда Бешкала разгневанный смертью Машук, нанес Эльбрусу страшный удар, и рассек его голову на двое, вместе со шлемом. Но Эльбрус не умер, ведь ему давала жизненную силу кровь Прометея, который долгое время по решению богов был в его темнице. Упав на одно колено, князь увидел, сквозь потоки текущей крови Саппара, верного друга богатыря Артара и, теряя силы, бросил ему свой волшебный меч, откованный богами из звездного железа! Саппар, горя местью, отбил нападение Льва и Быка сошелся в единоборстве с Бешкала. Никто не думал о победе Саппара, но над полем раздался рев дракона, и пламя взметнулось к облакам. Потерявший от ужаса волю Бешкала замер на мгновение, и Саппар, подхватив брошенный князем меч, одним махом срубил ему все пять голов…. Рукоять волшебного клинка обожгла руку Саппару, и он выронил его на землю.
Зло было наказано, но не было торжества победы, не было радостных песен. Черный дракон обернулся кольцом вокруг тела Машук и угрожающе рычал. Нарты готовились к новому сражению, но Саппар по взгляду узнал в чудище своего друга, и призвал воинов оставить поле битвы. Еще лучи заката освещали спины уходящих нартов погруженных в печаль, а на поле сражения колдовство вступило в свои права, и теперь на месте, где бились титаны высится гора Эльбрус с раздвоенной вершиной, гора Машук и пять гор, которые люди назвали Беш-тау… Есть там горы Бык, Лев и Верблюд….
Прошло немного дней, и Шатина, подруга красавицы Машук, которая любила Саппара, попросила жениха проводить ее к месту битвы, что бы украсить ее, согласно горским обычаям и оплакать любимую подругу. Саппар не смог отказать любимой. Вместе они, оседлав коней, отправились к месту сечи, но поля не было, кругом высились только горы. Саппар не зря был хорошим охотником. Скоро он отыскал гору, которая выросла на месте смерти Машук, и вместе с Шатиной, стали искать погибшую. Они исходили все вокруг, облазили каждую скалу и только на третий день смогли найти глубокий провал. Из темной и мрачной глубины доносился едва слышный горький стон. Вспонив про дракона, Саппар не хотел пускать в пещеру Шатину, но девушка не уступала жениху в отваге и, ухватившись за канат, привязанный к большому камню, смело спустилась в неизвестность. Саппар не медля краткого мига спустился следом за Шатиной. Глазам охотника предстала удивительная картина. Прекрасная, словно не знавшая смерти Машук, лежала излучая сияние, и не переставая из глубокой раны в груди струился поток хрустально чистой воды. Этот ручей смешивался со слезами лежащего рядом черного дракона и наполнял большое озеро внутри чудесной пещеры. Саппар и Шатина еще не знали того, что Любовь двух чистых сердец сделала эту воду волшебной!
При виде Саппара, дракон громко взревел, но Шатина махнула перед его глазами белым платком и, опомнившись, Артар узнал друга.
- Зачем ты пришел сюда Саппар? Чего ты ищешь тут?
Взревел дракон изрыгая пламя и дым.
- Я околдован злыми чарами и потому не могу настигнуть злодея, может быть ты рещил это сделать за меня? Или ты решил избавить меня от этого колдовства, принеся мне смерть на острие своего кинжала?
Саппар не пугаясь, обнял друга, поранив ладони об острые чешуйки:
- Я скорее убью себя, чем подниму руку на друга! Я бы наказал злодея, да только не знаю, кто он и где его искать…  А ты, любимый мой друг Артар, иди и найди подлого злодея, и накажи его смертью!
Артар опустил голову:
- Не волен я оставить мою Машук. Она не должна быть одна…
Дракон не успел договорить, как Шатина прервала его:
- Иди, Артар! Твой долг наказать изменника! Если зло не остановить оно будет шириться и становиться сильнее, тогда оно сможет погубить весь наш народ. Это твой долг Артар… А Машук… Пока ты не вернешься, мы не оставим ее одну, обещаю!
Дракон благодарно склонил голову и, взмахнув черными крылами, улетел из пещеры….

Долго… очень долго искал Артар колдунью, но за время, что прошло со смерти Машук и Эльбруса много людей в горных селениях поверили лживым словам Цикуры, и когда Артар настигал колдунью, кто-то предупреждал ее и Цикура исчезала…
В ярости на то, что люди перешли на сторону зла, Артар сжигал деревни, не жалея изменников и предателей, и после долгих скитаний наконец в тайной горной долине дракон настиг колдунью. Грянула битва… Молнии сыпались с неба, как капли дождя во время ливня, пламя дракона сжигало деревья и кустарники, уничтожая черных духов, бившихся на стороне Цикуры. Три дня и две ночи гремело сражение, сотрясая окрестности, и горы стонали лавинами и камнепадами. На третью ночь, когда у Цикуры уже не оставалось защитников, и близок стал ее конец, колдунья прыгнула в огонь дракона и нанесла Артару страшный удар волшебным мечем Эльбруса, который она выкрала из могилы погибшего князя. Взревев от страшной боли, Артар схватил колдунью когтистыми лапами, и разорвал ее на части, раскидав их по ущелью…..
Зло было уничтожено, и смертельно раненый Артар превознемогая боль пошел к горе, где нашла последний приют его любимая Машук. Но не черная ядовитая жижа, а чистя алая кровь текла из глубокой раны в которой остался меч Эльбруса. Артар шел, теряя силы, а вместе с уходящей кровью с горца сходила и драконья шкура. Ведь со смертью Цикуры умерло и ее заклятие. Артар не помнил, сколько времени его не было, но когда он, потеряв последние силы не спустился, а упал в пещеру, его подхватили крепкие руки верного друга. Саппар и Шатина не оставили Машук одну…
Едва успев прошептать слова благодарности и прощания, Артар умер и друзья положили его рядом с Машук. Шатина, как и положено, по обычаям горцев, оплакала Артара и Машук, после чего вместе с Саппаром они насыпали могильный холм над телами друзей, но и через много дней из под холма бил родник хрустально-чистой воды, чистой, как Любовь Машук и Артара….
Но выполнив свой долг, они не смогли покинуть священное место. По воле богов им дана была сила хранить честь и верность на этой земле, охраняя священное место. Это Саппар и Шатина построили первое жилище у горы Машук, вокруг которого вскоре вырос целый город…

Шатина умолкла и в полумраки наступившего вечера повисла неприметная грусть. Гости молчали, и мне тоже не очень хотелось говорить потому, что перед глазами стоял могучий Эльбрус с двумя вершинами и гора Машук, хранящая в своих  глубинах чудесное озеро, вода которого принесет силу и здравие добрым людям и победит зло в их сердцах.
Саппар и Шатина ушли омываемые лунным светом, прощался с Ольгой и я, твердо пообещав, что осенью я непременно приеду, показать свои сказки и может быть написать новые…..
- Будем ждать тебя, сказочник.
Прощаясь сказала Ольга:
- Летом мы редко открываем дорогу в колдовской сказочный Мир. Приезжай осенью, и может напишешь еще много новых сказок….




Шатина – сиятельная
Артар – порождающий огонь
Бешкала – пятиголовый
Цикура – женское имя Нартов
Соппар – мужское имя Нартов

13,07,2019 год.


Рецензии