Все, что надо знать про царские долги
И действительно, для осуществления масштабных проектов царское правительство охотно брало кредиты за границей. Так, например, на строительство с 1891 по 1916 железнодорожной Транссибирской магистрали, стоимость которой достигала полутора миллиардов рублей, из казны было потрачено всего 300 тысяч рублей, а остальные средства поступили, в основном, из-за границы.
Это не значит, что у России не было своих денег на подобные проекты. Так в 1913 году государственный доход составил почти 3,5 миллиарда рублей, а стоимость золотого запаса достигала более 1,6 миллиарда рублей. Просто считалось, что деньги (лучше чужие) надо использовать для развития, а золото для накопления.
Я не буду заниматься скучным сравнением государственных долгов царской России с имевшимися в ее распоряжении финансовыми средствами, а просто приведу несколько легкопроверямых фактов, которые дают представление о том, были ли настолько "огромны" царские долги, как это иногда некоторые утверждают. Итак, после захвата власти большевики:
1. Отказались платить проценты по военным кредитам английским банкам, после чего хранившиеся там более 70 тонн русского золота перешли в собственность англичан.
2. Обязались отправить в Германию 250 тонн золота в качестве контрибуции после заключения Брестского мирного договора.
3. Передали более 11 тонн золота Эстонии в качестве контрибуции в связи с поражением в советско-эстонской войне.
4. Передали 3 млн. рублей золотом Литве в качестве контрибуции в связи с поражением в советско-литовской войне.
5. Передали 4 млн. рублей золотом Латвии в качестве контрибуции в связи с поражением в советско-латвийской войне.
6. Обязались передать 30 млн. рублей золотом Польше в качестве контрибуции в связи с поражением в советско-польской войне.
7. Передали 5 млн. рублей золотом и 500 кг. золота в слитках Турции в качестве безвозмездной помощи.
8. Потратили 200 тонн золота на закупку паровозов в Швеции, где на эти средства с нуля была создана паровозостроительная отрасль. (До этого Россия полностью обеспечивала себя паровозами собственного производства).
Выводы делайте сами.
Свидетельство о публикации №219071401359