Завтра была война Гл. 16 Будни пилотов

   Утро в казарме пилотов морской авиации началось со сводки о положении на фронтах.
... Противник обеспечивает наземное господство на Юго-Западном, Западном, Северном фронте...Многие авиационные части и аэродромы разгромлены...Частично подразделения передислоцированы, вглубь территории, на 50–200 километров...
  Лица пилотов серьезны. Сообщение указывает на то, что самолетам, базирующимся в пределах 200 км от линии фронта будет сложно, по техническим условиям, принимать бой на территории, занятой противником. Даже при успешной «операции», возвращение на базу, при отсутствии топлива, может оказаться невозможным!

    Всем собраться в учебном кабинете — прошла команда по казармам. Пилоты дружно собрались в аудитории:
 — Довожу до вас изменения в обороне Ленинграда,-сказал командир полка Макар Силантьевич: — В связи со сдачей нашего плацдарма на западном побережье Прибалтики, оборона города вынесена на его ближайшие рубежи к началу Финского залива. Это меняет к лучшему стратегическое положение города.
  Чем, —спросите вы?
 — Во-первых, подтягиваются к городу, ранее, действующие на дальних коммуникациях противника, наши подводные лодки, что открывает возможность прикрытия приморских флангов войск Ленинградского фронта от ударов с моря, обстрела кораблей и высадки десанта.
 Во — вторых, от передислокации оборонных частей, торпедным катерам противника становиться затруднительно подойти к Кронштадту, Ораниенбауму и другим объектам.
 В- третьих, более эффективно может действовать противовоздушная оборона Кронштадта и Ленинграда с морского направления.
  И наконец, защита города получила операционный плацдарм для последующего развертывания коммуникаций Балтийского флота.

       Противник хорошо понимает значение этих перемен. Но он еще не вник в стратегию нашего командования и оценивает их, как «собственные» успехи на
Балтийском фронте. Положение, как вы знаете, осложнено вероломным поведением Финляндии, предоставляющей немцам свои базы Гельсиндорф с крепостью Свеаборг, позволяющих врагу развернуть несколько аэродромов в непосредственной близости к Ленинграду и перебазировать часть своего воздушного флота вблизи наших коммуникаций. Так, что жестокие бои у нас еще впереди!
 
   — Теперь непосредственно к нашим будням. Вы все получили боевое крещение. К сожалению, не для всех оно было удачным. Поэтому еще раз, напоминаю вам, что бой в воздухе — это не лихачество, не виртуозное кружение в небе вокруг врага. Это не размышления о том, что делать и как поступить, а молниеносные действия пилота, опережающие техническую скорость! Это стремительность и отвага. Бой –это борьба
за жизнь, где рядом стоит смерть!
— Переиграть исход боя в воздухе может только тот, кто в доли секунды оказался стремительней противника. Поэтому тактика боя пилота прокручивается в его голове задолго до наступления самого боя. А непосредственно в бою — это автоматические действия пилота в доли секунды! От тех, наших товарищей, что погибли в воздушном бою, мы никогда не узнаем истинную причину их гибели. И все же, она нам всем из-
вестна из правила: — Выжил тот, кто оказался умнее, прозорливей, стремительнее...

   Никаких психологических отключений в бою быть не может. И если подобное случиться — это заведомое поражение. Небо не любит слабых. Здесь только сильные! — Макар Силантьевич сосредоточился на лицах пилотов.
 — В бою пилот преследует ограниченные задачи — предугадать мысль противника, воздействовать на его психику, сломать его боевой дух, выйти из зоны его видимости, поймать цель и накрыть самолет врага сверху. Помните об этом, вылетая на задание! — Если вы меня услышали, — Отдыхайте...

    Пилоты не хотели расходиться и стали задавать командиру вопросы: — А где сейчас летчики с аэродромов, выведенных фашистами из строя?
 — На переподготовке для получения новой техники, а затем пополнят действующие эскадрильи.
 — Будут ли наши Чайки укомплектовываться реактивными ракетами?
 — К нам уже поступили такие ракеты.
 — Как развиваются наши отношения с Финляндией?
 — Не в лучшую сторону. Пока нам остается только драться на два фронта.

    Невзирая на сложные обстоятельства с дальностью перелета и дозаправкой в пути, пилоты почти ежедневно вылетали на выполнение боевого задания, и даже — по нескольку раз в день. Они прикрывали районы переправ через Неву, помогали морякам в высадке десантов, наносили бомбовые удары по боевым порядкам противника и узлам его обороны...
   12 июля в казармах авиационного полка включилась радиотрансляция:
 — Морская авиационная разведка обнаружила в Ирбенском проливе движение конвоя из сорока двух транспортов в сторону Риги. Идут под охраной восьми эсминцев и трех сторожевых кораблей. Срочно прибыть для получение задания.
   
     Командир подошел к карте и в наступившей тишине, обвел указкой место предстоящего действия. — Ирбенский пролив находиться между материком и южной оконечностью острова Саарема. Его протяженность 65 км, ширина 35 км. Глубина в самом узком месте от 10 до 20 метров в середине. Через пролив немцы -доставляют боеприпасы для разрушения нашего тыла в Таллине с плацдарма города Риги.
 Ситуация следующая: - Наши сторожевые корабли ставят в проливе минные заграждения, чтобы не допускать вражеские суда. Противник срывает минирование и продолжает движение. Обе стороны находятся в постоянном противостоянии. В настоящее время враг освободил себе путь и идет под защитой конвоя. — Задача, — объявил командир: — Нанести удар с воздуха в квадрате И-6 до подхода наших катеров и во взаимодействии с ними — обеспечить разгром конвоя.
  На вылет пилоты истребителей: — И-153-Р, И-153-В, И-153 — К...
  В небо поднялись девять боевых машин.

     Бомбы, которые несла «Ласточка» были предназначены — взорвать боеприпасы с воздуха, не допустив их прибытия к месту назначения. Роман посмотрел вниз на вереницу вражеских судов... — Груз внушительных размеров! — подумал, и стал
заходить на бомбометание...
    Первые снаряды сбросил в центр конвоя. Порядок движения судов был нарушен! Роман с виража ушел на бомбометание по второй цели, освободив место для товарища. В проливе появились катера под русским флагом и по воде побежали пенные змейки, от выпущенных торпед... — Самое время, — подумал Роман и проверил топливо. — Оно было на исходе...
 — Ласточка, мы в опасности! — сказал он своей «птичке». — Ближайший аэродром для заправки в квадрате Т-4...
 Ласточка послушно развернулась и легла на курс. Пополнив запас топлива и снарядов, Роман вернулся в квадрат И-6 и продолжил бомбометание.

    Море, где должны были ходить мирные суда — горело! Пожар бушевал и в душе молодого пилота. Она взывала к справедливому отмщению территории, на которую посягнул враг своими пушками, ракетами и огнем! Выпускаемые по цели, снаряды, он сопровождал словами: — «Получайте! Чтобы впредь — не возникало охоты ошибаться курсом...
  Для завершения боевой задачи, пришлось еще раз слетать в квадрат Т-4 на дозаправку. Только убедившись,что совместная работа с катерами успешно выполнена, вражеский транспорт потоплен, а сторожевые корабли горят и разваливаются, Роман повернул на базу. В этот день, во взаимодействии сил авиации и морского флота, противнику в Балтийских водах был нанесен существенный урон.

     Сводка 13 июля — наполнена тревогой! — «В районе Усть–Двинска Западного фронта- отмечается большое движение транспортных средств под охраной сторожевых кораблей противника».
 — Речь идет о Даугавпилсе, — пояснил командир. —Это второй по величине город Латвии после Риги. Он изначально проектировался, как крепость. Оккупирован немцами на пятый день войны... Макар Силантьевич — обвел указкой квадрат, где велось перемещение немецких войск... — Наш позывной — Усть-Двинск -русский военно-морской плацдарм вблизи Риги.

... После событий в Ирбенском проливе, нет необходимости вам объяснять, что немецкие войска оккупировали Латвию и южную часть Эстонии и через них -вышли на восточное побережье Рижского залива, где мы ведем оборонительные бои. В настоящее время противник собирает силы для форсирования Запад-
ной Двины. С воздуха у него сильное прикрытие. Нам с вами, совместно с силами Балтийского флота — предстоит уничтожить его! Будем наносить удары с воздуха непрерывно, группами разных воинских частей по пять — семь самолетов. С моря атаку поддержат торпедные катера. Берите задание и на вылет!

     Из вечерней сводки Балтийского авиационного полка в Генеральный штаб Западного фронта: —«В районе Усть — Двинска потоплено четыре крупных транспорта. Сбито восемь самолетов противника»...
  Сажая свою «птичку» на аэродром Роман ласково поглаживал, подрагивающий от
 напряжения, корпус машины: — Спасибо, Ласточка, за службу!
...Внимание! — звучал голос из командного пункта: -По машинам!
 
    Перерыва у пилотов не было. После выполнения одного приказа -следовал другой...Напор и умение морской авиации Балтийского флота заставили немцев отказаться от системы конвоя транспорта, и они перешли на отправку грузов в войска посредством одиночных судов, под усиленной охраной.

   Продолжение следует.   https://e-shirokova.ru/         


Рецензии
Слава героям и мужественным людям!
С уважением,

Лавров Виктор   31.08.2019 18:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.