Временные трудности 5

 5. Что должно быть.

  Дело в том, и я признаюсь в этом без всякого стеснения, что я с детства страдаю одним недугом (с детства, это не совсем точно, лет с 12-ти наверное.). Как его назвать? Он выражается в странном сочетании : зуд в пальцах и зуд в мозгах. То-есть, зуд в мозгах - это первичное. Постоянно меня куда-то заносит в мыслях. Какие-то странные сочетания фантастических обстоятельств и реальных, живущих рядом, лиц. Своеобразная игра, она появилась, когда я начал читать фантастику. Первая такая книжка, попавшаяся мне в руки, была "Незнайка на Луне" Носова. Потом я споткнулся об Александра Беляева, и люблю его до сих пор...
  Но я хотел объяснить, почему начал писать вот это. Даже не знаю, как определиться с жанром. Автобиография? Вроде, нет. Автобиография подразумевает события жизни, изложенные в хронологическом порядке. Как говорил Швейк: - "Из меня всё должно лезть постепенно..." Здесь этого не намечается. В первую очередь потому, что я, любя порядок вокруг себя (сейчас это называется модным словечком "перфекционист"), никогда не был озабочен порядком в голове - в мыслях.
  Так вот, вторая причина - зуд в пальцах. Мне нравится заносить мысли, свои фантазии, рассуждения в записи, оформлять их в слова и фразы, есть в этом что-то завораживающее, наподобие живописи, странная символика обозначений, правил, сочетаний, ряды неперсонифицированных значков, каждый из которых по отдельности ровно ничего не значит... А в сочетаниях и взаимосвязях в этих рядах символов содержится целый мир. Загадочный, или тупо бюрократический, или загадочно-научный, наполненный всяких необъяснимых вещей, вроде смысла, логики, знаний и истин, прихоти и самовыражения...
  И я не люблю фиксироваться на чём-то одном, мне это быстро надоедает. Как с работой. Я постоянно менял работу. Даже самую оптимальную. Первые пол-года я в эйфории. Идёт ознакомление. С работой, с людьми. Я осваиваюсь. Второй год работа кипит, я становлюсь профессионалом, адаптируюсь, осваиваюсь, становлюсь членом коллектива. А ещё через пол-года я начинаю смотреть по сторонам и ныть. Мне всё надоедает, всё уже делается на автомате, никакой мысли, ничего нового, рутина. Это мне не нравится. Я иду на конфликты, уже даже не зная причины, срываюсь, скандалю... А потом мне попадается более привлекательная работа. Или не попадается... Однажды я четыре месяца сидел дома, жил в долг, и уже был согласен на любое место, хотя и понимал, что такое место - это не надолго. К счастью, бывший начальник нуждался в людях - открывался новый объект, а коллектива не было. Смирившись с обстоятельствами, я обратился к нему, и он взял меня, хотя я не надеялся. Видимо, он всё-таки чувствовал ко мне какую-то симпатию, как и я к нему. (Ведь и уволился я по причинам, не связанным с ним.) И я снова обрёл работу, которая уже стала надоедать. Но эта работа, кажется, уже последняя в моей жизни (по причине возраста), и надо держаться...
  Я писатель. Не Лев Толстой (вот ещё дурная особенность человеков, использовать клейма, где можно обойтись без них), но... писатель. Так, я считаю, имеет право называться любой пишущий, написанное кем читают другие. Для этого не обязательно издавать толстые тома нудных романов, или сборники искристых рассказов. Вы можете писать всё, что угодно. Но, если у вас есть читатели, вы имеете полное право называться писателем. Таким-же, как и пресловутый Лев Толстой (это уже штамп такой, и прекрасно это отметил Иосиф Бродский : - "Чудо-юдо, нежный граф Стал похож на книжный шкаф". Бог с ним, графом Толстым!)
  А сейчас у меня застой. Начатая книжка "не идёт". Написал три главы, и пребываю в свинском равнодушии. Какие-то мысли, конечно, бродят, но пока ничего, ради чего стоит садиться за компьютер, не родилось. А в пальцах обычный зуд. И постоянная мысль : - "Чего-бы такого записать, чтобы интересно было жить...".
  Я давно хотел изобразить нечто такое, эпохальное... Как писатели из повести Джерома К. Джерома писали роман, в котором хотели отобразить весь свой жизненный опыт и все достижения человеческой культуры. "Это должно быть будет очень тонкая книжка," - сказала жена одного из этих писателей. Она имела в виду ироничное отношение к жизненному опыту этих весёлых молодых людей. В общем-то и я всё никак не мог решиться на подобную писанину, имея в виду такое-же ироничное отношение к моему возможному опыту. Но 60 лет, это уже серьёзная цифра...
  А в общем-то, если-бы не остановка в написании книжки, этой писанины и не появилось-бы. Возможно, потом...
  Лет через 20-30...
  Я постоянно делаю "открытия". Эти истины давно есть в копилке человеческого опыта, но для меня они становятся истинами вследствие моего собственного опыта, и потому особенно ценны для меня (из этого следует, что я экзистенциалист...).
  Вот только сейчас мне пришло в голову, что люди по своему жизненному пути делятся на две категории - "непоседы" и, соответственно "домоседы". Одни привержены стабильности. Они постоянны в своём выборе. Они всю жизнь живут в одном городе, или деревне, в одном доме, и работают на одной работе. Их ничто не принуждает к этому, таково их нормальное состояние, и им это нравится. Они просто не представляют, что можно жить по-другому. Им нравится путешествовать, они любят посещать новые места, знакомиться с новыми людьми, они радуются новым впечатлениям, но всё это только для того, чтобы утвердиться в мысли, что они живут правильно и хорошо. Дома лучше, и жизнь должна быть постоянна и однонаправлена. Если их вырвать из привычного русла, они теряются. Они заново ищут себя, они заново выстраивают свой забор, чтобы обрести новое русло. Просто меняют колею. И их не волнует конец этой дороги. Ведь всё так привычно и хорошо, что просто не может закончиться плохо.
  Другие не могут долго наслаждаться стабильностью. Они впадают в хандру, их всё злит, и когда-то милые лица становятся стёртыми, как старые монеты. Их номинальная ценность остаётся прежней, но, в глазах нумизматов, они обесцениваются. Они покрыты царапинами и стёрты... Эти люди могут идти на работу с закрытыми глазами, и это их не радует. Они не видят окружающего, потому-что знают его до последней молекулы, и уже не надеются увидеть новую грань бытия. Это где-то там, в стороне от привычной стези, и им просто необходимо заглянуть за эту грань, чтобы увидеть новую плоскость. Они знакомятся на время, они меняют место жительства без причины, ничего не выигрывая. Они женятся и заранее знают, что это не навсегда. Их мучает этот постоянный выбор неопределённости, и они разрывают ткань повседневности, ожидая, что в сингулярности им откроется новый, блистающий мир. Но мир не любит разнообразия, и непоседы снова собираются в дорогу.
  Уже сорок лет я живу в одном городе. Это моё место, и нигде больше я существовать не могу. Мне нравится, что он большой, как мир, и я переменил много мест, и всегда это был другой город, но он был один, только с множеством лиц.

****

 Сети и СМИ постоянно поражают наше воображение новыми, всё более безумными теориями, и учёный мир бросается изучать их, подтверждать и опровергать. Но продвинули эти теории цивилизацию практически? Только как мотиваторы, не более.
  Эти теории неинтересны. Они подсунуты нам с определённой целью, и они заранее имеют предопределённое решение. Мне думается, цель этого калейдоскопа - трата времени, мозгов, ресурсов.  Последнее время в учёной среде стало модным цинично утверждать непроверяемость всех и всяческих теорий мироздания. Это как-бы отходной путь для претендента на роль очередного мессии. "Я ведь предупреждаю, что никакие теории мироздания никогда не будут подтверждены! Чего вы от меня хотите!?"
  А чего мы хотим от светоча науки (Гамова, Эйнштейна, Хокинга)? Наверное, прежде всего, чтобы он работал на удовлетворение потребностей общества (и духовных, в том числе, чем пытаюсь заниматься я). Но мы видим только лишь гимнастику для ума. Учёные тренируют "мускул интеллекта", для какой цели - неведомо. Чтобы в конце жизни удариться в пророчество, как Хокинг? Дороговатое удовольствие...

****

кнут гамсунов
- "Всякий ученик достоин своего учителя, больной достоин своего врача, муж достоин своей жены, верующий достоин своего Бога, мы все достойны того, что имеем?!?"

олег ока
- "Насчёт Бога не знаю, Он стоит выше общества и человеческих приоритетов. Но общество построено на принципе подчинения. Всегда есть кто-то, кто выше тебя, кто имеет над тобой какую-то власть, пусть даже номинальную. А раз так, он лучше тебя, он должен пользоваться привилегиями, которые тебе недоступны, он должен пользоваться уважением и признанием. Для большинства людей это выбор  естественный и заслуженный. Ты не пойдёшь к врачу, у которого пациенты умирают, ты не пойдёшь в магазин, где продавцы хамы и жулики, ты потребуешь, чтобы из школы, где учатся твои дети, изгнали учителя-низкоморального типа. Так должно быть в идеале. На самом деле часто бывает по другому. Сколько слуг народа сидят за решёткой, а ещё больше продолжают "святое дело служению народу", обворовывая и унижая этот народ? Тут кто-то ссылался на Библию, мол, всякая власть от Бога. Отнюдь. От Бога ЗАКОННАЯ власть, пекущаяся о государстве и его гражданах. А всякие другие придумывают вот такие сентенции - Будь достоин того, что имеешь! Благодари господина своего за милости его с барского плеча и те крохи, которыми он благодетельствует тебя! (спасибо, что последнее не отбирает). Рабская это психология. Ну, а насчёт семьи - здесь права и обязанности должны быть равны, мне так кажется."
  Так я выбирал своё прошлое и себя в нём.

****

  Жить надо проще. Природа и Бог предпочитают прибегать к простым решениям и избегать монстров многофункциональности, они сложнее в обеспечении существования и более доступны влиянию внешних факторов. Единственное чудо, допущенное в виде исключения - человеческий разум. И он полностью подтверждает тезис о губительности идеи усложнения системы. Суицид тоже придуман разумом, который с тупой настойчивостью отстаивает ценность этой абсурдной парадигмы.
  Человек постоянно стремится к усложнению жизни. В общем смысле это иллюстрирует всемирная история. Умножение политических проблем, причём решение одних логично вызывает другие, более конкретизированные, занимающие больше времени и ресурсов, но ведущие к таким-же следствиям. Развитие социума также ведёт к появлению всё новых вопросов, ведущих к разветвлению инфраструктуры, исчезновению одних производственных сфер и появлению других, ещё более бессмысленных, в принципе ничего не дающих человеку конкретно, но создающих новые рабочие места, характеризующиеся только занятостью, но не решением проблем. Они цивилизации не нужны, но показывают движение. Лавинообразно нарастает количество ролей, и многие людям навязываются СМИ и интернетом. Ценность их сомнительна, но занимает мозги и время.
  Развитие технологий в применении к потребителям даёт множество гаджетов, не имеющих практического применения, но опять-же создающих рабочие места, хотя-бы менеджеров и рекламщиков (Вот абсолютные паразиты на теле цивилизации, эти функции нужны, но вполне могут быть заменены простыми информационными блоками.)
  Это похоже на вечный двигатель, но поражает отсутствием отдачи, полной бессмысленностью такого бытия и размахом вложений. У людей отсутствует смысл продолжения движения, оно идёт по кругу, замкнутыми циклами, и чем дальше, тем сложнее проследить мотивации такого движения. Достижение всё большего комфорта? Но усложнение жизни ведёт  к неосознанной тревоге, ощущению нестабильности и бесполезности деятельности. Ведь, несмотря на "научные достижения", ничего не меняется, кроме внешней формы. Люди соскучились по революциям, но желают, чтобы они не ломали их зоны комфорта.

****

  Многие считают, что наша жизнь предопределена изначально, с начала времён, отсюда и всеведение Бога. Фаталисты уверены в том, что никакие наши ухищрения не могут изменить результата.
  Я думаю, что предопределён наш главный выбор, причём мы уверены, что делаем его самостоятельно. Но это означало-бы, что мы управляем нашей жизнью. На самом деле любой процесс в мире определён законами, которые не могут измениться или дать сбой. Это Воля Божья. Согласно ей и существует наш мир. И строится наша жизнь. Это закон причинности и логики.
  В чём-же тогда значение ангелов? Да причина в той самой инвариантности. Закон определяет линию, направление. Но существуют неожиданности, флюктуации, которые не может предусмотреть и Бог. А может быть и это явление предусмотрено Им, поскольку любой процесс, даже самый определённый, не терпит неподвижности. Всё должно двигаться, изменяться, в этом и есть жизнь. Тут и нужны ангелы. Процесс, подчинённый случайностям, может измениться в непредвиденную сторону, набрать новые качества и закончиться уже неопределённо. Этого не может быть, ибо тогда мир перестанет существовать. В общем-то все эти процессы находятся в рамках того-же закона, и автоматически контролируются и корректируются. Ангелы и есть те самые механизмы корректировки сущего.
  Через два дня после приезда в Ленинград я узнал в киоске горсправки адрес конторы по трудоустройству на Невском и направился туда. Был холодный декабрь, одна из тех редких зим, когда декабрьские морозы зашкаливают за -30, было знобко от влажности и по дороге я зашёл в Гостиный двор. Шапки я тогда не носил, впервые ушанку надел в армии, только потому, что обязывала форма. Но здесь нужна была шапка. В отделе головных уборов после мучительного выбора я купил головной убор, прозываемый "ленинградкой" (насколько я помню) - высокая трикотажная шапка с козырьком и поднятым обшлагом, который при желании можно было опускать для предохранения от мороза ушей. Почему-то синего цвета.
  В бюро по трудоустройству меня встретили благожелательно, городу нужны были рабочие руки, и этот дефицит мне стал понятен через некоторое время. Местная молодёжь в основном после школы рвалась в ВУЗы, получала высшее образование и всеми силами старалась не покидать города, что было возможно при отличном окончании учебного заведения - отличникам предоставлялось право выбора распределения после учёбы. На стройку и заводы местные не шли, если только ленивые неудачники, в школе валяющие дурака. Впрочем, и такие старались устроиться на высшее образование за счёт спортивных достижений. Так что на производстве работали в основном так называемые "лимитчики" - приезжая с окраин молодёжь, надеющаяся найти в столицах своё счастье. Увы, для этого надо было обладать выдающимися интеллектуальными и личными качествами. Или влиятельными родственниками.
  Первым делом инспектор спросил меня, что мне нужно - мои приоритеты. Заработок или в перспективе городскую прописку с жильём. За деньги работа была на прокладке дорог, газопроводов, линий электропередач по области, проживание в передвижных строительных городках, и временная прописка без всяких перспектив на получение своего жилья. Меня это не устраивало, я собирался жить стабильно, самостоятельно, и мне для этого нужно было именно своё жильё. Я всё ещё надеялся зарабатывать на жизнь своим творчеством, я верил, что именно творческая жизнь мне предназначена, но для этого нужен жизненный опыт и своё место. Поэтому я заключил трудовой договор с "ГлавЛенинградстроем" на работу за жильё. Потом мне сказали, что я был одним из последних, с кем город заключил подобный договор. Возможно, я был последним лимитчиком славного города Питера. Кстати, аборигены лимитчиков не любили, как и сейчас "понаехавших гастарбайтеров", считая их некультурными эмигрантами, потенциальными конкурентами в борьбе за тёплое место под солнцем. И это не глядя на тот факт, что город строился и обслуживался в основном именно "лимитчиками" (как и сейчас "гастарбайтерами" из бывших республик великой империи, канувшей в лету, русских на стройках можно увидеть разве только в виде среднего технического звена).
  Мне дали направление в общежитие, направление в организацию и предупредили о получении в конторе "подъёмных" в размере 30 рублей, на обустройство, и чтобы дожить до получки. Объяснили, как добраться до неведомой и загадочной Старой деревни, и, закинув на плечо ремень сумки со всеми моими пожитками, я пошёл на трамвайную остановку. Питер начинал мне нравиться.

****

Гаврила Поздний
- "Возможно ли доказать существование сознания у других людей? Ведь отдельный человек может убедиться в наличии сознания только у самого себя?"

олег ока
- "Солипсизм, философское течение, признающее только существование собственного "Я". Определяется как крайнее состояние эгоизма и эгоцентризма. "Солипсизм может иметь успех только в сумасшедшем доме" Шопенгауэр. Конечно, если человек убеждён в этом, его трудно переубедить, ведь любые аргументы он будет рассматривать, как создание своего разума. Как такому докажешь? Хорошо, можно попробовать. Посмотрите на город вокруг себя, вообще, на всю нашу цивилизацию. Она есть? Её создали явно не вы лично, и она не создание вашего сознания, она есть. И создана явно существами разумными, сознающими, что творят. И ещё учтите, что каждый из проходящих мимо также может считать вас человеком неразумным и не имеющим сознания, или вы существуете в единственном экземпляре? Тогда где вы существуете, если не в мире, созданном другими такими-же? Или ваше существование иллюзорно? То-есть, вы не существуете в реальности, и вы, значит, есть создание чьего-то разума. Чьего? А любого, живущего в этом мире."
  Это было хитрое возражение, вроде-бы правильное логически, но совсем не то, думаю лично я. Я уже решил, что нашу жизнь мы в состоянии корректировать, принимая придуманное прошлое за истинное, и забывая, вычёркивая из своей жизни то, ЧТО БЫЛО. Мы сами корректируем своё собственное, личное прошлое, не влияя на жизнь других людей.
  Но то, что пришло, не было похоже на то, что подразумевалось...

*- в иллюстрации использованы "Женщина-рыба" С. Дали и картинки из интернета.


Рецензии