Скала Киселёва. Туапсе

 Одно из самых живописных мест  Большого Сочи - это скала Киселёва. Она находится неподалёку от Туапсе в заповедном реликтовом  лесу. Добираться сложно, но красота тех мест стоит того. Недаром  подводные съёмки и черноморские пейзажи «Мосфильм» делал там.
Я попал туда случайно. Молодожёны, лётчик и его супруга с подругой, родом  были с Туапсе и мечтали  побывать там, но туристических навыков , да и оборудования, кроме палатки, у них не было. Наши палатки  стояли  рядом в ЛОО под большой шелковицей. Это огромное дерево защищало нас от солнца в жаркий полдень и дарило плоды для заварки душистого вечернего чая. Увидев в моих руках, кроме этюдника, подводное ружьё,  они всячески стали  меня уговаривать посетить скалу Киселёва.  Рассказывали о подводных красотах и обитателях водного мира .
Лёгкий на подъем я согласился, благо  новые места - это и новые этюды, и впечатления.  С  Лоо до Туапсе  на поезде, это как в городе сходить в магазин. 1рубль проводнику, поезда идут каждые 20 минут.  Напомню, что это было в советские времена. А вот с Туапсе надо ехать на автобусе и ещё идти километра  три  по лесной горной тропе. Но самое сложное было спуститься к морю с рюкзаком весом 38кг. Да, такой вес был  моего походного снаряжения, в который входил и этюдник, и ружьё для подводной охоты, конечно, ласты и маска, и «Шмель» -  примус  с прибамбасами  для приготовления пищи, веревка, палатка и гитара. Как без неё вечером ?!
Свежеприготовленная рыба, чай и песни – вот  обычное завершение погожего дня на морском  побережье. Утром  первого дня тебя обычно будят или лесник, или погранцы, так как ты стоишь с палаткой в реликтовом лесу в пограничной зоне. После проверки документов и беседе на тему -сколько будешь стоять, ты вручаешь им сувенир  в виде Тульского пряника , и становишься почти родным человеком . С тобой здороваются все наряды, делающие обход, интересуются сколько настрелял рыбы, сколько  написал  этюдов и каких.  Я, при случае,  предлагал солдатам угощаться остатками ужина, но всегда слышал вежливый отказ и пожелание  счастливой охоты. 
Молодая пара   рассказала историю названия этого места.  Был художник по фамилии Киселёв, он построил дом на скале. Но дом простоял недолго. Обвалилась скала вместе с домом в осенние шторма. Дома нет, а название так и присохло к этой скале. Место, конечно, красивое, с пресной горной водой, но очень опасное в случае внезапного  шторма, так как узкая полоска пляжа и очень крутые склоны, которые при дожде превращаются в бурные грязевые потоки, по которым выбраться из этого места в непогоду будет просто  чудом. 
Молодая пара смогла простоять  только два дня. Их палатка стояла на другом краю пляжа в метрах 40 и, конечно , мне были слышны все претензии к молодому пилоту, жалобы на жуткие тяготы туристической  походной жизни.  Погода стояла прекрасная, и я решил рискнуть и стоять один, хотя это очень опасно.  Не мог я уйти, не написав пару этюдов, и не поохотиться. Благо дельфины тоже были рады посещать это рыбное место. Вот там-то я понял, что людей, которых спасали дельфины много, но были и те, которых они и уносили в море, играя с человеком. 
После трехдневного одиночества, утром, погранцы при обходе сообщили, что надвигается шторм.  Я не стал испытывать судьбу,  быстренько собрался и - на скалы. Одному подниматься на скалы с рюкзаком очень трудно, изрядно попотев, обессиленный, но счастливый  я всё-таки выполз на тропу и добрался до поезда.

Иллюстрация : работа автора «Скала Киселёва. Туапсе.»  (Холст. Масло 23*32см.)


Рецензии