Огни магистрали

ОГНИ МАГИСТРАЛИ

 Трудно сказать, повезло мне или не повезло. Но иной судьбы у меня, впрочем, как и у сотен пацанов, чье детство прошло в сибирском городе с искренним именем - Братск, нет и не будет. Я вполне допускаю, что сегодняшняя молодежь вряд ли сможет вспомнить и рассказать о городе, известном в пятидесятые-шестидесятые во всем мире своей грандиозной комсомольской стройкой. Но разве это важно? Для каждого поколения существует свое время и свои знаменательные события.
 Тем не менее, детство мое прошло на берегах Братского водохранилища – Братское море, как мы его называли. В окружении огромных заводов, при ярком свете величественной Братской ГЭС. Каждое лето, если нас не отправляли в пионерские лагеря или в деревню к бабушкам, мы проводили на берегах своего моря. Светлая пора. Волшебное время.
 Удаленность от больших городов, отсутствие развлечений в виде компьютерных игр и интернета, заставляло нас искать приключения на улицах своего города. Благо город, был молод и повсюду, шло строительство. Новые дома и микрорайоны росли, как на дрожжах. Поэтому, недостатка в местах для игр у нас не было. Что может быть для пацанов, интересней стройки? Нет, конечно, есть и другие занятия, например – лапта, казаки-разбойники или чижик. Но стройка, это особое место. Это целый мир, загадочный удивительный и интересный. Правда, было еще одно развлечение – драка. Двор на двор, район на район. До первой крови. Мой город был юн, задирист и драчлив.
 Закрываю глаза и снова вижу… Старый двор, шестиподъездная хрущевка, где двери квартир не запирались, в крайнем случае, ключ всегда лежал под дверным половичком или в почтовом ящике. Наши матери сидят на лавочках. Отцы рубятся в домино, а мы - мы по мере своих сил и возможностей познаем мир. И конечно музыка - наша музыка. Она звучала в каждой радиоточке на каждой кухне. Самые продвинутые имели кассетные магнитофоны или магнитолы. Музыка лилась из окон. По большим праздникам из громкоговорителей на столбах разносилось по городу - «Заботится сердце. Сердце волнуется… Мой адрес Советский союз». Невероятно, но это факт. Страны с такой неоднозначной историей уже нет, а песня продолжает жить. Прекрасная песня. Красивая страна. Доброе и чистое время. И песни были под стать своему времени - добрые, светлые, мужественные. Народ знал и любил свои песни, исполнителей и композиторов. Ведь, это были свои парни и девчонки – из народа, настоящие художники и творцы, без пафоса и дурацких выходок.
Тогда мы еще не знали, что нас ждет через двенадцать лет. Мы были беспечны, веселы и счастливы. Каждый день слушали новости и всей страной следили за ходом новой комсомольской стройки со звучным и громким именем – БАМ. Работа кипела. Студенческие отряды ехали через наш город, ведь наш любимый Братск, стал частью этого грандиозного строительства, начинающегося из Тайшета. Мы с восторгом наблюдали за машинами, идущими через наш город. С красивыми иностранными названиями – «Магирус», «Татра». И конечно, как бравые пионеры, мы были в курсе политической ситуации в мире. В Африке апартеид – «Свободу Нельсону Манделе!» В Чили Пиночет – «Руки прочь от Виктора Хары!»  И Дин Рид - настоящий ковбой, певец, борец за мир. Кумир женщин и друг Всесоюзного индейца Гойко Митича! Наша жизнь была кипучей, деятельной и веселой.
 Это было жаркое лето 1979 года. Шел последний месяц летних каникул. Покрытые крепким сибирским загаром с выгоревшими на солнце волосами, мы гоняли по двору, полуживой волейбольный мяч. Моя мама, и несколько других матерей, восседали на своей любимой лавочке возле нашего подъезда и оживлено беседовали. Спорили и что-то горячо друг другу доказывали. Мы не обращали на них никого внимания. У нас было одно желание, точнее два – забить гол и чтобы домой не загнали. Но вот, к нашему огромному сожалению, диспут был окончен и на весь двор прогремел разноголосый призыв:
- Санька! Славик! Вии-тяяя! Домоой!
Вечер испорчен. Ответственный матч – остановлен. Хуже только – кипяченное молоко с пенкой. И мы, с сокрушенными сердцами, нехотя шаркаем рваными кедами по асфальту в сторону своих подъездов. Но в моей душе горит огонек надежды – завтра будет новый день, и я вколочу свой заветный гол. Это будет, несомненно, самый шикарный гол за все каникулы и автором этого чуда – буду я!
 От предвкушения завтрашнего победного матча, моё настроение вприпрыжку помчалось вверх - на второй этаж. Не снимая кеды, я ворвался в квартиру, прямиком в свою комнату – вернее в нашу с сестрой комнату. Где меня ждал увлекательный вечер в компании Фенимора Купера, Зверобоя и Чингачгука…
- Марш в душ и садись ужинать! – раздался требовательный мамин голос.
 В детстве мне иногда казалось, работа родителей – всячески мешать, ломать планы и в самый ответственный момент, настойчиво заставлять покушать.
– У них своих дел нет, что ли? – спрашивал я сам себя, а вслух произнес:
- Ща иду.
 И с видом обреченного каторжника поплелся в душ. Но поистине неутомим дух ребенка. Ведь в ванной, был тоже свой неповторимый мир. Мир морских сражений, вотчина корсаров и галеонов с трюмами полными золота. За кормой пенится волна. Поверженный адмирал просит о пощаде. Испанская принцесса (непонятно откуда появившись) падает в объятия благородного пирата. Но тут снова:
- Ты утонул что ли? – раздалось за дверью моей «каюты».
 Настойчивый стук, в очередной раз прервал полет фантазии, вернув меня в реальность к противной каше. Тысяча чертей!
 К моему (как говорил дорогой Леонид Ильич) глубокому удовлетворению, опасения на счет каши, не оправдались. На кухне витал аромат любимых тефтелей с картофельным пюре. За столом сидел отец – офицер-ракетчик. В пылу сражения я не слышал, как он пришел со службы, но был рад. Тем более, теперь можно было взять портупею отца, а в пустую кобуру положить собственноручно выпиленный «пестик».
- Пацаны, с ума сойдут от зависти! – подумал я.
Усевшись за стол, я с аппетитом набросился на ужин. Родители вели беседу, и тут я услышал знакомые имена, которые так громко обсуждали наши матери на лавочке. И стал вникать в суть разговора.
- Когда? – переспросил отец
- Завтра! – отвечала мама
- Я не смогу с вами пойти. Дежурство. – сказал отец и улыбнулся.
- А что, будет завтра? – влез в разговор я.
- Ты что забыл? – удивлено спросила мама.
 И тут я вспомнил, что уже несколько дней весь город возбужденно говорил о фестивале «Огни магистрали». Это был праздник в честь строителей БАМа. Приезжали известные певцы со всего Союза - люди, чьи песни мы слушали по радио, смотрели по телевизору. Чьи песни знала и любила вся страна.
- А кто приедет? – поинтересовался я.
- Кобзон, Сенчина... – ответила мама.
- А еще? Они каждый год приезжают, – с напускным равнодушием спросил я.
- Дин Рид приедет, – улыбаясь, сказала мама.
- Дин Рид?! – подскочив со стула, закричал я.
Это была самая лучшая новость за все лето, из разряда покупки велосипеда. Я был воодушевлен, что смогу своими глазами увидеть друга индейцев и Советского Союза - настоящего американца. Услышу знаменитую - «Bella ciao». Все заботы и мысли приняли совсем иной оборот. Давясь тефтелей со стаканом компота в руке, я летел на балкон.
 По вечерам, когда неугомонные родители загоняли нас по домам, мы нашли отдушину для общения – балкон. Протянув для связи «телефонные кабеля» из ниток и приспособив консервные банки под «телефонные аппараты», мы вели долгие разговоры.
 Линия была перегружена. Слышимость – ноль. Только шум, смутно напоминающий голос человека. Это пацаны, спешили сообщить всему миру:
 – Приедет Дин Рид!
 И вот уже мы кричим на весь двор.
- Дин Рид, приедет! Завтра идем на концерт! Это нельзя пропустить!
 Обсудили все подробности завтрашнего похода, ведь туда придут и наши заклятые «враги» из соседнего двора.
- Придется заключать перемирие, - решил совет «племени».
И с чувством выполненного долга, мы разошлись по «вигвамам». Завтра будет – отличный денёк!
 В ту ночь, я долго не мог уснуть, мысли и фантазии кружили мою голову. Вспоминая фотографии Рида из Советских журналов, я пытался представить, какой он.  Стройный, подтянутый в модных джинсах с удивительной улыбкой? Утонув в своих раздумьях о предстоящем празднике, уснул.
 Утро наступило, как обычно неожиданно быстро. Дома было тихо. Никого нет?
- Ушли! Без меня ушли! – пронеслась в голове досадная мысль
Вне себя от подобного «вероломства», я сбросил одеяло и вскочил на ноги. Тут в комнату зашла сестра.
- Завтракать иди, – заявила она.
- Где мама? – спросил я.
- На работе, – парировала сестра.
У меня будто гора с плеч упала. Настроение стало заметно улучшаться.
- А на концерт, она не пойдет? – задал я глупый вопрос, потому что знал, мама работает до позднего вечера и домой приедет после десяти.
 Сестра посмотрела на меня, как на полного придурка. Что-то пробурчала себе под нос и хлопнув входной дверью, оставила меня в полном одиночестве. Хорошее начало дня. Я свободен и могу делать, что захочу. Вот она – настоящая удача!
Умывшись на скорую руку, выпил стакан молока с куском черного хлеба. Я начал придирчиво осматривать свой гардероб.
Носки чистые – есть. Штаны – не джинсы, но потянут. Кеды – надо шнурок новый. Майка с принтом «Бони М» - то, что надо. Довольный осмотром, я вышел на балкон, взглянуть, что творится во дворе. Во дворе было тихо. Лишь в песочнице копошилась мелюзга.
- Готовятся, – заключил я.
Тут с верхнего этажа услышал:
- Саня! Ты собрался? – это был голос моего лучшего друга Женьки Назарова.
- Здорово! Иди ко мне! – пригласил я.
- А родаки?
- На работе!
- Ща спущусь, – ответил Жека.
Через пару минут я услышал топот на лестничной площадке и в дверь ввалился Жека.
- Здорово! – радостно прокричал он и сходу спросил, - ты собрался?
- Да! Только надо шнурок найти, старый совсем порвался.
- А ты, с новых ботинок сними. Потом назад вернешь, – предложил мой находчивый друг.
Сказано-сделано. Не теряя времени, быстро стали готовить мои «боевые мокасины» к выходу в свет. Попутно Женька рассказал все свежие новости - кто, куда, зачем и почему. Он жил с бабушкой на пятом этаже. Бабушка с утра уже сходила в магазин за молоком и новостями. Поэтому он был всегда в курсе событий раньше всех нас.
- Фунтик (так мы называли нашего соседа с третьего этажа) не пойдет, его родаки не отпускают.
- Почему? – полюбопытствовал я.
- Он штаны новые вчера на футболе порвал. Наказали.
Удрученно вздохнув, я с удовлетворением подумал, что мне повезло с родителями. Меня никогда за испорченные вещи не наказывали. А вслух сказал:
- Не повезло Фунтику.
Жека в ответ промолчал, и только грустно посмотрел на меня. За сборами и просмотром картинок в журнале «Техника молодежи» время пролетело незаметно. На улице, через открытые окна и балкон, стали сильнее слышаться голоса - «племя» собиралось в поход. То и дело раздавался свист и крики:
- Саня! Жека! Выходите!
Мы, не стали утруждать долгим ожиданием своих товарищей. Поспешили на улицу, преисполненные великой надеждой, лицезреть своего кумира.
 Стадион был заполнен до отказа. Люди были повсюду. На крышах окрестных домов, на балконах и даже на мачтах с прожекторами, освещающих стадион. Мы пробрались через многолюдную толпу поближе к сцене. Милиционеры, оцепившие поле стадиона, нас, мальчишек, пропустили к самому ограждению. Сердце колотилось. Стадион замер в ожидании представления. И вот волшебство началось…
Музыка лилась из огромных колонок. Народ подпевал песни… и пиво. Артисты сменяли друг друга, но все ждали главного гостя – Дина Рида. И тут, стадион зашумел:
- Дин! Смотрите, это Дин Рид!
- Где? Где? – вертел головой я, никого не видя.
Неожиданно толпа расступилась, и передо мной появился он. Высокий (как мне показалось), поджарый и улыбчивый. Махая рукой – приветствуя зрителей и поклонниц, быстрым шагом прошел мимо. Меня, наверное, даже и не заметил. Но я был по- настоящему счастлив. Рид – я видел его! Он видел меня!
 Что было дальше? Дальше была музыка. Стадион не хотел отпускать Дина. Он пел, а тысячи людей стоя слушали...
 Откровенно говоря, я не помню точную дату проведения фестиваля. Не помню, кто из артистов принимал участие в концерте. Одно запомнил навсегда – август 1979 года, стадион «Металлург», город Братск. «Огни магистрали». Дин Рид.
 Фестиваль «Огни магистрали» проходил, не один раз, но запомнился именно этот. А Дин Рид? Он так никогда и не узнает, как стал для десятилетнего мальчишки из далекой и холодной Сибири, одним из самых ярких и теплых воспоминаний детства.
 И если рассуждать о влиянии личности на историю жизни одного отдельно взятого человека, это будет самым показательным примером. Ведь выбирая свою дорогу, мы творим не только свою судьбу, но и судьбу тех людей, кто нам верит. Выбор пути - самый трудный и самый решающий выбор.
 Счастье улыбается тому, кто сможет свой путь пройти до конца. Ведь в конце пути горят огни! Огни магистрали! Огни моей магистрали!

13.07.2019


Рецензии