Милитаризм это гомосексуализм
Японский писатель, актер и драматург Юкио Мисима (наст. им. Кимитакэ Хираока) в настоящее время является неоспоримым идолом нескольких поколений крайне правых националистов [1]. На первый взгляд может показаться удивительным, что этих респектабельных господ ни мало не смущает как нарочито гомоэротическая эстетика мисимовских шедевров, так и недвусмысленные намеки на гомосексуальность самого писателя.
Данный очерк, таким образом, преследует двойную цель: отобрать у «правых» одну из их поганых икон и, в месте с тем, показать, что милитаризм подспудно есть ни что иное, как гомосексуализм.
Юкио Мисиму можно попытаться охарактеризовать как декадентствующего эстета-интеллектуала, воспевшего красоту «action direct». Своей стремительно разящей, словно самурайский меч, «философией действия» Мисима решительно утверждал эстетическое превосходство молниеносного деяния-удара над уродливой рефлексией. Парадокс мыслителей подобного толка, по блестящему замечанию Лоуренса, заключается в том, что в своих якобы «животных», «естественных» отправлениях они делаются еще более рассудочными [2].
Космополит-западник в быту, по своим идеологическим предпочтениям Мисима был истым поборником японской старины с традицией самурайской преданности и сильно идеализированным культом Императора во главе.
Мисима известен как автор провокационной пьесы со скандально-кричащим заголовком «Мой друг Гитлер», где главным действующим лицом выступает ближайший соратник фюрера Рём. С тем же успехом, надо отметить, скандальный японский литератор, пожалуй, мог бы написать автобиографическую повесть «Мой брат Геббельс». Будущий рейхминистр пропаганды в юности сильно напоминал молодого Мисиму: нескладный колченогий романтик, любитель Достоевского – в анамнезе практически всех сколько-нибудь выдающихся личностей наличествует безотрадная юность. Однако довольно симптоматично, что своим героем Мисима выбрал все-таки Рёма – шрамированного гомосексуалиста с брутально посеченным осколками на фронтах Мировой империалистической войны лицом.
Не случайно западный биограф Мисимы Дж. Натан на основании многолетнего личного знакомства с писателем брал на себя смелость утверждать, что в основе патологической жажды смерти у Мисимы пролегал не искуственно выношенный патриотизм его последних десяти лет жизни, а неотступно преследовавший Кимитакэ Хираока с самого детства гомоэротизм [3]. Мисимовский национализм с его культом слепой самурайской преданности, таким образом, выступал в качестве удобной формы, повинующейся специфическому мироощущению писателя сквозь призму его гомоэротических грез.
Интересно также отметить, что бравирующий своей преданностью высоким идеалам Ямато Мисима фактически за год до своей гибели не погнушался сняться в картине Хидео Гося «Кара небес» (1969), нещадно бичующей пресловутый национализм [4]. Этот факт вновь наталкивает на мысль, что почитание Империи для скандального литератора было не более чем эффектная поза. Вспомним, что все фашистские движения в своей основе имели явную склонность к предельно аффектированным жестам: всевозможные факельные шествия, театрализованные выступления вождей etc.
Фашистская иконография, как это не комично, сегодня становится особенно притягательной для геев: Сьюзан Сонтаг в своем эссе не без ехидства отмечала, что фашистское искусство с его акцентом на маскулинность и милитаризм посредством своих безупречных моделей-образов намеренно завлекает в утопию физического совершенства [5].
Пребывание в закрытых мужских сообществах нередко порождает к жизни довольно специфические вкусы, что можно отчетливо проследить на примере спартанцев, буддийских монастырей и, наконец, характерной для самураев традиции сюдо [6].
Джек Донован - стремительно приближающийся к возрасту Мисимы самопровозглашенный «андрофил» - настолько вопиюще мужественнен, что предпочитает женщинам других мужчин [7]. Многие молодые мужчины затмевают своей красотой юных девушек, - отмечал корейский посол, посетивший Японию в правление восьмого сегуна Токугава Есимунэ [6]. После этого ценнейшего для андрофилов замечания доновановская максима уже не выглядит столь вопиюще парадоксальной.
«Мужчины, превосходящие в своей неотразимой красоте прелестнейших из девушек» - здесь, пожалуй, можно вспомнить знаковую киноработу Нагисы Осима «Табу» (1999), невольно навевающую ассоциации с творчеством Мисимы [8]. Необходимый антураж событиям придает историческая экспозиция картины: Япония, 1865 год – страна находится в преддверии насильственного открытия на излете самурайского владычества. Во вновь сформированное ополчение Синсэнгуми на службу поступает луноликий Содзабуро Кано, дабы своей по-девичьи нежной красотой свести с ума все подразделение – от рядового до командира.
Престарелый фашист-интеллектуал итальянского происхождения Романо Вульпитта, ныне обретающийся в Японии, с прискорбием констатирует, что четкой дефиниции фашизма не выведено до сих пор [1]. Сегодня существует столько фашизмов, сколько в настоящий момент имеется фашистов. Правый политический спектр сейчас напоминает пестро цветущую лужайку: к вашим услугам анархо-фашисты, нацисты-неоязычники, альт-райты, и даже гей-маскулинисты… У современных неонаци впору диагностировать что-то вроде «расстройства половой идентификации», или, выражаясь политкорректно, «нарушения гендерной идентичности». И это сравнение сделано отнюдь не для трескучей фразы – достаточно вспомнить неоязычника-андрофила Донована, теперь, впрочем, от принадлежности к нацистам активно открещивающегося.
Фашизм как самозабвенное поклонение рафинированной мужской красоте в своем упоении чистой формой всегда был сопряжен с половыми перверсиями. В подтверждении данного тезиса достаточно будет прочертить воображаемую линию от фашиствующего педераста (или педераствующего фашиста, что впрочем, одно и то же) Рёма сквозь писателя-эксцентрика Мисиму к нашему современнику-андрофилу Доновану.
Фашизм как политическое явление (в отличие от германского национал-социализма), в силу своей географической пестроты, обусловленной конкретным общественно-экономическим ландшафтом, на наш взгляд, вовсе следует рассматривать исключительно в категориях «чистой формы». Гипотетически можно взглянуть на фашизм как сугубо утилитарный, эстетический феномен, как нельзя лучше приспосабливающийся к определенному мироощущению.
Фашизм есть форма в буквальном смысле. Фашизм – это предельная эстетизация военного обмундирования: будь то щегольски разряженный от кутюр дуче Муссолини или элегантно затянутый в кожаную форму Хьюго Босс СС-овец.
Лейтмотивом творчества Мисимы традиционно называют запредельно-инфернальную тягу к смерти, однако в писаниях «Зачарованного смертью Дьявола» можно обнаружить множество реминисценций: от Достоевского [9] до Шаламова (см. роман Мисимы «Красивая звезда», 1962).
В своих по-сути далеких от фашизма шедеврах Мисима пытался постичь загадку красоты во всех ее возможных проявлениях. С легкой руки дуче за японцами закрепилось определение «естественных фашистов», а посему статус «иконы правых» в отношении Мисимы продолжают поддерживать люди, в действительности, весьма поверхностно знакомые с его творчеством [10].
Бунтарь Мисима своим эстетическим неороялизмом восставал против отвратительной капиталистической действительности, красиво, но несколько нелепо потрясая перед лицом неумолимо надвигающейся современности с ее бездуховным торгашеским чистоганом давно проржавевшим клинком тысячелетних устоев. Тогда как итальянский фашизм в своей основе был модернистским проектом, эту столь ненавистную Мисиме современность приветствовавшим и, более того, приближавшим.
1. Romano Vulpitta. Yukio Mishima, Yojuro Yasuda, & Fascism, Part 1.
2. Михаил Эпштейн. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. - М., 1988.
3. John Nathan. Beauty’s Kamikaze. https://pen.org/beautys-kamikaze/
4. Хидэо Гося. http://fenixclub.com/index.php?showtopic=77269
5. James Kirchick. A Thing for Men in Uniforms
6. Вестбрук А., Ратти О. «Секреты самураев: Боевые искусства феодальной Японии».
7. The Philosophical Fascists of the Gay Alt-Right
By Maureen O'Connor.
8. Е.Л. Катасонова. Осима Нагиса: наперекор всем табу.
9. Through Western Eyes. https://pen.org/through-western-eyes/
10. Jack Donovan about Mishima http://www.jack-donovan.com/mishima/about/
Свидетельство о публикации №219071400961
Думается, есть два мира - мужской и женский. И оба склонны к самолюбованию. Но сексуальная паталогия редка, как и положено. И милитаризм привлекателен для некоторых "не от мира сего", но не их изначальное произведение. Ваши варианты?
Касательно стиля и языка - безупречно, как всегда.
Андрей Рамодин 21.07.2019 23:58 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 22.07.2019 09:45 Заявить о нарушении
Кстати, читал в Яндекс.Дзене, что Сталин выезжал-таки на фронт. Разумеется, в максимально безопасном режиме, но однажды захотел увидеть "Катюши" в действии. Под Москвой, ночью, реальная операция. "Катюши" дали мощный залп и, как положено, сразу снялись с места. А вот сталинская машина застряла в снегу. Немцы уже начали обстрел, мало того, оказалось впоследствии, что и сбросили десант. Зато наш нынешний лихо гарцует на лошади и ныряет за амфорами. Эх, не осталось в наше пошло благополучное время место подвигам.
Так вот, у хорошего режиссёра глянец, конечно, уйдёт, другое дело нужен ли он, такой режиссёр. Видимо, не очень. Но, возможно, до поры до времени. Мода на все эти лакировочные спецэффекты пройдёт, нельзя всё время жрать одни торты. Жизнь не даст. В той же "Ярости" использовали настоящий "Тигр" и хвалились, что зритель услышит настоящий, аутентичный звук его мотора. Да только ради этого можно было пойти в кинотеатр. А, может, искусство, наконец, перестанет быть источником исключительно бабла и взращиваемых имбецилов.
Что касается нашей темы гомосексуальной эстетики, то, конечно, всё идёт через Возрождение в Античность. Чёрт знает, почему. Я читал в одной книге, что из-за основной культуры скотоводства. Одинокий пастух, кругом овцы... ну, понимаете. Тогда как хлебопашцы славяне до сих пор в своей массе чураются этой заразы. С другой стороны, искусство. Каменные бабы и идолы это, конечно, не обнажённые аполлоны на каждом углу. Да и каста художников, прямо скажем, те ещё любители прекрасного. Ну и закрытые мужские общества, военные или религиозные, о чём Вы написали. Собственно, милитаристский гомосексуализм. Кто знает. может, Вы действительно близки к истине и дыма без огня не бывает.
Андрей Рамодин 22.07.2019 21:58 Заявить о нарушении
http://zen.yandex.ru/media/history_river/kogda-nas-v-boi-povel-tovarisc-stalin-vojd-na-fronte-5cbb3b8f1c8e87021bb86ea1
http://zen.yandex.ru/media/history_river/kogda-nas-v-boi-povel-tovarisc-stalin-chast-2-5d10bc3491a9fd00ae59b5ad
Андрей Рамодин 22.07.2019 21:59 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 23.07.2019 10:44 Заявить о нарушении
На камнях Ики, возможно, весьма древних, т.к. люди там разъезжают на динозаврах, присутствует и откровенная гей-порнография. Уж не знаю, в сакральном ли, мистическом ореоле, или же обычный весёлый перепихон. Так что всё это старо, как мир и, совершенно верно, одним человеком не ограничивается. Главное, не выпускать джина из бутылки, о чём, собственно, и Ваша статья.
Солист Tokio Hotel в своё время не одному Вам пудрил мозги. И да, я однажды тоже чуть не начал клеиться к парню на концерте "Арии". Длинные волосы, полумрак... ладно, вовремя разглядел.)
Андрей Рамодин 23.07.2019 20:51 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 23.07.2019 21:15 Заявить о нарушении
Не удивлюсь, что за нынешним бумом унисекса лежат банально торговые мотивы, подобно тому, как феминизм изобретение дельцов для вовлечения женщин в активный шопинг. С другой стороны, на памяти приказ Кира для одного из побеждённых народов - оружие изъять, а молодёжи раздать музыкальные инструменты. Видя юношей в обтягивающих брючках, трудно представить их с автоматом. Благо, в нашем не столичном городе гуляют они пока всё же с девушками.
Андрей Рамодин 23.07.2019 22:13 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 23.07.2019 22:25 Заявить о нарушении
Помню, зашёл в оружейный магазин. Под стеклом лежали лучшие друзья. Без пяти минут родные.
Впрочем, мы опять возвращаемся на подозрительную тему милитаризма.)
Андрей Рамодин 24.07.2019 00:18 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 24.07.2019 08:57 Заявить о нарушении
Да, немецкий солдат не был целен - он оказался неизвестно где и неизвестно зачем. Бравада ушла, осталось полное дерьмо, кишащее вшами и смертью. Зато был целен советский солдат. Вот его уместнее всего сравнивать с викингами. Ясная цель и отсутствие сомнений. Да, всё решает тактика и стратегия, но и дух кое-что значит и здесь я согласен с Вами.
Кстати, мы с Вами подзабыли легендарный "голубой легион любовников" Древней Греции. Уж, не помню, откуда эта байка, якобы он полностью полёг в каком-то бою, сражаясь друг за друга до последнего. Вот это, пожалуй, единственно чистая и достойная история.
Андрей Рамодин 24.07.2019 21:41 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 24.07.2019 22:15 Заявить о нарушении
Тут, конечно же, сразу вспоминается Ницше, личная трагедия учителя, мистическим образом предсказавшая крах его учеников. По-сути, он влез не в свои сани, и здесь Ваш пример викингов очень точен. Его книги мог бы написать Наполеон, человек, условно говоря, без души и сердца. Возможно, он их и написал, но философия не была его целью - он не стремился к силе, он и так был ею. Также и записки Цезаря посвящены насущным разборкам, а не исследованием своей крутости. Ницше же, как восхищённый мальчик, накатал поэмы о своих героях, но пал в первом же бою. Потому что, будучи поэтом, писал Бреда Питта, а не "грязного коротышку в вшивом ватнике". Реальная, суровая мужественность без красивостей ускользнула от него, вернее, он её не достиг. И сломав немало барьеров, не сломал один - самого себя, породив интеллектуалов извращенцев, которые, как Вы пишите, ужаснее бездушных, но трезвых вояк. Мы, помнится, как-то вспоминали поэтов-воинов - Ницше воином не стал и это предопределило его ужасный конец. Его плач о лошади плач о самом себе. Мечтательном Фаэтоне, стремившимся к солнцу, но не совладавшим с поводьями богов.
Андрей Рамодин 25.07.2019 21:49 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 26.07.2019 09:21 Заявить о нарушении
Паша Цвибышев 20.09.2023 19:10 Заявить о нарушении