Милитаризм это гомосексуализм

Юкио Мисима: на пути преодоления "правых" репрезентаций

Японский писатель, актер и драматург Юкио Мисима (наст. им. Кимитакэ Хираока) в настоящее время является неоспоримым идолом нескольких поколений крайне правых националистов [1]. На первый взгляд может показаться удивительным, что этих респектабельных господ ни мало не смущает как нарочито гомоэротическая эстетика мисимовских шедевров, так и недвусмысленные намеки на гомосексуальность самого писателя.

Данный очерк, таким образом, преследует двойную цель: отобрать у «правых» одну из их поганых икон и, в месте с тем, показать, что милитаризм подспудно есть ни что иное, как гомосексуализм.

Юкио Мисиму можно попытаться охарактеризовать как декадентствующего эстета-интеллектуала, воспевшего красоту «action direct». Своей стремительно разящей, словно самурайский меч, «философией действия» Мисима решительно утверждал эстетическое превосходство молниеносного деяния-удара над уродливой рефлексией. Парадокс мыслителей подобного толка, по блестящему замечанию Лоуренса, заключается в том, что в своих якобы «животных», «естественных» отправлениях они делаются еще более рассудочными [2].

Космополит-западник в быту, по своим идеологическим предпочтениям Мисима был истым поборником японской старины с традицией самурайской преданности и сильно идеализированным культом Императора во главе.

Мисима известен как автор провокационной пьесы со скандально-кричащим заголовком «Мой друг Гитлер», где главным действующим лицом выступает ближайший соратник фюрера Рём. С тем же успехом, надо отметить, скандальный японский литератор, пожалуй, мог бы написать автобиографическую повесть «Мой брат Геббельс». Будущий рейхминистр пропаганды в юности сильно напоминал молодого Мисиму: нескладный колченогий романтик, любитель Достоевского – в анамнезе практически всех сколько-нибудь выдающихся личностей наличествует безотрадная юность. Однако довольно симптоматично, что своим героем Мисима выбрал все-таки Рёма – шрамированного гомосексуалиста с брутально посеченным осколками на фронтах Мировой империалистической войны лицом.

Не случайно западный биограф Мисимы Дж. Натан на основании многолетнего личного знакомства с писателем брал на себя смелость утверждать, что в основе патологической жажды смерти у Мисимы пролегал не искуственно выношенный патриотизм его последних десяти лет жизни, а неотступно преследовавший Кимитакэ Хираока с самого детства гомоэротизм [3]. Мисимовский национализм с его культом слепой самурайской преданности, таким образом, выступал в качестве удобной формы, повинующейся специфическому мироощущению писателя сквозь призму его гомоэротических грез.

Интересно также отметить, что бравирующий своей преданностью высоким идеалам Ямато Мисима фактически за год до своей гибели не погнушался сняться в картине Хидео Гося «Кара небес» (1969), нещадно бичующей пресловутый национализм [4]. Этот факт вновь наталкивает на мысль, что почитание Империи для скандального литератора было не более чем эффектная поза. Вспомним, что все фашистские движения в своей основе имели явную склонность к предельно аффектированным жестам: всевозможные факельные шествия, театрализованные выступления вождей etc.

Фашистская иконография, как это не комично, сегодня становится особенно притягательной для геев: Сьюзан Сонтаг в своем эссе не без ехидства отмечала, что фашистское искусство с его акцентом на маскулинность и милитаризм посредством своих безупречных моделей-образов намеренно завлекает в утопию физического совершенства [5].

Пребывание в закрытых мужских сообществах нередко порождает к жизни довольно специфические вкусы, что можно отчетливо проследить на примере спартанцев, буддийских монастырей и, наконец, характерной для самураев традиции сюдо [6].

Джек Донован - стремительно приближающийся к возрасту Мисимы самопровозглашенный «андрофил» - настолько вопиюще мужественнен, что предпочитает женщинам других мужчин [7]. Многие молодые мужчины затмевают своей красотой юных девушек, - отмечал корейский посол, посетивший Японию в правление восьмого сегуна Токугава Есимунэ [6]. После этого ценнейшего для андрофилов замечания доновановская максима уже не выглядит столь вопиюще парадоксальной.

«Мужчины, превосходящие в своей неотразимой красоте прелестнейших из девушек» - здесь, пожалуй, можно вспомнить знаковую киноработу Нагисы Осима «Табу» (1999), невольно навевающую ассоциации с творчеством Мисимы [8]. Необходимый антураж событиям  придает историческая экспозиция картины: Япония, 1865 год – страна находится в преддверии насильственного открытия на излете самурайского владычества. Во вновь сформированное ополчение Синсэнгуми на службу поступает луноликий Содзабуро Кано, дабы своей по-девичьи нежной красотой свести с ума все подразделение – от рядового до командира.

Престарелый фашист-интеллектуал итальянского происхождения Романо Вульпитта, ныне обретающийся в Японии, с прискорбием констатирует, что четкой дефиниции фашизма не выведено до сих пор [1]. Сегодня существует столько фашизмов, сколько в настоящий момент имеется фашистов. Правый политический спектр сейчас напоминает пестро цветущую лужайку: к вашим услугам анархо-фашисты, нацисты-неоязычники, альт-райты, и даже гей-маскулинисты… У современных неонаци впору диагностировать что-то вроде «расстройства половой идентификации», или, выражаясь политкорректно, «нарушения гендерной идентичности». И это сравнение сделано отнюдь не для трескучей фразы – достаточно вспомнить неоязычника-андрофила Донована, теперь, впрочем, от принадлежности к нацистам активно открещивающегося.

Фашизм как самозабвенное поклонение рафинированной мужской красоте в своем упоении чистой формой всегда был сопряжен с половыми перверсиями. В подтверждении данного тезиса достаточно будет прочертить воображаемую линию от фашиствующего педераста (или педераствующего фашиста, что впрочем, одно и то же) Рёма сквозь писателя-эксцентрика Мисиму к нашему современнику-андрофилу Доновану.

Фашизм как политическое явление (в отличие от германского национал-социализма), в силу своей географической пестроты, обусловленной конкретным общественно-экономическим ландшафтом, на наш взгляд, вовсе следует рассматривать исключительно в категориях «чистой формы». Гипотетически можно взглянуть на фашизм как сугубо утилитарный, эстетический феномен, как нельзя лучше приспосабливающийся к определенному мироощущению.

 Фашизм есть форма в буквальном смысле. Фашизм – это предельная эстетизация военного обмундирования: будь то щегольски разряженный от кутюр дуче Муссолини или элегантно затянутый в кожаную форму Хьюго Босс СС-овец.

Лейтмотивом творчества Мисимы традиционно называют запредельно-инфернальную тягу к смерти, однако в писаниях «Зачарованного смертью Дьявола» можно обнаружить множество реминисценций: от Достоевского [9] до Шаламова (см.  роман Мисимы «Красивая звезда», 1962).

В своих по-сути далеких от фашизма шедеврах Мисима пытался постичь загадку красоты во всех ее возможных проявлениях. С легкой руки дуче за японцами закрепилось определение «естественных фашистов», а посему статус «иконы правых» в отношении Мисимы продолжают поддерживать люди, в действительности, весьма поверхностно знакомые с его творчеством [10].

Бунтарь Мисима своим эстетическим неороялизмом восставал против отвратительной капиталистической действительности, красиво, но несколько нелепо потрясая перед лицом неумолимо надвигающейся современности с ее бездуховным торгашеским чистоганом давно проржавевшим клинком тысячелетних устоев. Тогда как итальянский фашизм в своей основе был модернистским проектом, эту столь ненавистную Мисиме современность приветствовавшим и, более того, приближавшим.


1. Romano Vulpitta. Yukio Mishima, Yojuro Yasuda, & Fascism, Part 1.

2. Михаил Эпштейн. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX-XX веков. - М., 1988.

3. John Nathan. Beauty’s Kamikaze. https://pen.org/beautys-kamikaze/

4. Хидэо Гося. http://fenixclub.com/index.php?showtopic=77269

5. James Kirchick. A Thing for Men in Uniforms

6. Вестбрук А., Ратти О. «Секреты самураев: Боевые искусства феодальной Японии».

7. The Philosophical Fascists of the Gay Alt-Right
By Maureen O'Connor.

8. Е.Л. Катасонова. Осима Нагиса: наперекор всем табу.

9. Through Western Eyes. https://pen.org/through-western-eyes/

10. Jack Donovan about Mishima http://www.jack-donovan.com/mishima/about/


Рецензии
Смело. Но тут надо с головой окунаться в психологию гомосексуалистов, а кто их там, гомосексуалистов, поймёт? И чем милитаризм гетеросексуалов неправдоподобен? В Спарте, надо полагать, гомосексуализм явился следствием, а не причиной милитаристской парадигмы. И настолько неприятной, что, как помню по Плутарху, девушкам предписывалось ходить чуть-ли не голыми, чтоб заинтересовать "оголубившихся" вояк. И всё же, в чём-то Вы правы. Эстетика распетушиной мужественности отдаёт голубизной, а её представители склонны к агрессии.
Думается, есть два мира - мужской и женский. И оба склонны к самолюбованию. Но сексуальная паталогия редка, как и положено. И милитаризм привлекателен для некоторых "не от мира сего", но не их изначальное произведение. Ваши варианты?

Касательно стиля и языка - безупречно, как всегда.

Андрей Рамодин   21.07.2019 23:58     Заявить о нарушении
С другой стороны вспомним Платона, который утверждал, что союз двух мужчин куда благороднее и возвышенней, чем союз женщины и мужчины. Однако обычно это максиму превратно толкуют с акцентом на однополое физическое сношение, тогда как античный философ скорее имел в виду, в первую очередь, духовные узы, связвающие ученика и учителя (отсюда и благородная "платоноческая любовь", лишенная непосредствено физической близости"). Также интересно заметить, что голливудские дельцы намеренно заворачивают киношных вояк в презентабельную глянцевую упаковку - гламурный вояка Брэд Питт с моднейшей прической в "Ярости", например. А взять современные отечественные сериалы про ВОВ? Там девушки на фронте все словно от кутюр - наманикюренные, с модельными стрижками. В действительности, фронтовики-окопники, как мне представляется, выглядят по-другому. Это грязный коротышка во вшивом ватнике (что не умаляет его воинского мужества), а не голубоглазый двухметровый красавец с модным пробором (хотя, могли быть и такие). Все-таки античная эстетика, преломившись сквозь призму Возрождения, а затем фашизма, сыграла с нами злую шутку. Теперь же, многократно увеличенная в фокусе современной визуализированной культуриндустрии, эта насаждаемая эстетика, пожалуй, привела к необратимым изменениям в общественном сознании.

Паша Цвибышев   22.07.2019 09:45   Заявить о нарушении
Ну, она, может, и стала бы необратимой, несли бы войны исчезли. Но они, к сожалению, никуда не делись. Поэтому любой честный режиссёр может поехать да хотя бы на Донбасс и поискать там Бредов Питтов. Да и вообще понюхать пороху.
Кстати, читал в Яндекс.Дзене, что Сталин выезжал-таки на фронт. Разумеется, в максимально безопасном режиме, но однажды захотел увидеть "Катюши" в действии. Под Москвой, ночью, реальная операция. "Катюши" дали мощный залп и, как положено, сразу снялись с места. А вот сталинская машина застряла в снегу. Немцы уже начали обстрел, мало того, оказалось впоследствии, что и сбросили десант. Зато наш нынешний лихо гарцует на лошади и ныряет за амфорами. Эх, не осталось в наше пошло благополучное время место подвигам.
Так вот, у хорошего режиссёра глянец, конечно, уйдёт, другое дело нужен ли он, такой режиссёр. Видимо, не очень. Но, возможно, до поры до времени. Мода на все эти лакировочные спецэффекты пройдёт, нельзя всё время жрать одни торты. Жизнь не даст. В той же "Ярости" использовали настоящий "Тигр" и хвалились, что зритель услышит настоящий, аутентичный звук его мотора. Да только ради этого можно было пойти в кинотеатр. А, может, искусство, наконец, перестанет быть источником исключительно бабла и взращиваемых имбецилов.
Что касается нашей темы гомосексуальной эстетики, то, конечно, всё идёт через Возрождение в Античность. Чёрт знает, почему. Я читал в одной книге, что из-за основной культуры скотоводства. Одинокий пастух, кругом овцы... ну, понимаете. Тогда как хлебопашцы славяне до сих пор в своей массе чураются этой заразы. С другой стороны, искусство. Каменные бабы и идолы это, конечно, не обнажённые аполлоны на каждом углу. Да и каста художников, прямо скажем, те ещё любители прекрасного. Ну и закрытые мужские общества, военные или религиозные, о чём Вы написали. Собственно, милитаристский гомосексуализм. Кто знает. может, Вы действительно близки к истине и дыма без огня не бывает.

Андрей Рамодин   22.07.2019 21:58   Заявить о нарушении
Причины однополого влечения - до сих пор до конца не проясненный вопрос.У мелких мушек-дрозофил феномен, когда один самец пытается оплодотворить другого назвается сбой инстинкта. Однако люди не мушки, и инстинктов у них нет. Я не случайно приводил цитату корейского посла при дворе Токугава. Посла поразили юноши, затмевающие своей красотой прелестнейших из женщин. Не случайно педерастия дословно переводится как любовь к мальчикам, да и в античности такого рода отношения возникали между юношей и взрослым мужчиной. То есть, здесь все же присутствует некий сбой социального шаблона, когда женоподобный юноша вызывает влечение у представителя своего пола. Тут, пожалуй, можно поиронизировать над посконными маскулинистами и вввести скандалезный парадокс: мужчина, предпочитающий общество женственных юношей в стократ гетеросексуальнее, чем обычный гетеросексуал. И это горькая ирония: большинство современных мужчин гораздо больше следят за внешностью, чем женщины. Сам помнится, испытал что-то вроде "сбоя инстинкта": одно время я искренне полагал, что солист немецкой группы Tokio Hotel Билл Каулитц девушка. Немудрено, что какой-нибудь гетеросексуал мог бы в него влюбиться, не догадываясь, что это парень. Масскульт сейчас повально насаждает моду на андрогинность и унисекс, пожалуй и не мурено, что все границы стираются. Однако, на мой взгляд, следует разделять непосредственно гомосексуальность и гомоэротизм. С какой любовью, например, Достоевский выписывал своего красавца-демона Ставрогина. Известна также характеристика, данная Федором Михайловичем отцу поэта Блока: "кто сей красавец, он похож на демона". Писатели очень тонко чувствуют красоту, пожалуй, что для гения действительно не существует барьеров, однако это не значит, что все творческие люди повально гомосексуальны. Некоторые современные пошляки берутся бездоказательно утверждать, что все женщины по своей биологической природе бисексуальны. Но это же бред, как по мне. Бредовая попытка обосновать свои грязные фантазии.

Паша Цвибышев   23.07.2019 10:44   Заявить о нарушении
В-общем, довольно скользкая тема. Про стократную гетеросексуальность очень интересная мысль, правда, тут речь может идти, скорее, о бисексуалах. И да, видимо, нужно разделять эстетическое восхищение и физическое влечение. Первое вполне здоровое понимание красоты, второе, действительно, какой-то "сбой инстинкта". Или, я думаю, настройки, по-определению, жёстко не закреплённой, поскольку гомосексуализм всё-таки лечат. Как человек, исследующий сдвиги настроек, подозреваю, что и в этом случае традиционное многолетнее лечение вполне сокращаемо - человек внутренне достаточно подвижен, отсюда и нынешний "девятый вал", подогреваемый пропагандой. Да, мода модой, но люди реально прыгают друг другу в постель. Так что, по идее, процесс также вполне подвержен и движению вспять, даже в случаях "прирождённых", как они уверены, гомосексуалистов.
На камнях Ики, возможно, весьма древних, т.к. люди там разъезжают на динозаврах, присутствует и откровенная гей-порнография. Уж не знаю, в сакральном ли, мистическом ореоле, или же обычный весёлый перепихон. Так что всё это старо, как мир и, совершенно верно, одним человеком не ограничивается. Главное, не выпускать джина из бутылки, о чём, собственно, и Ваша статья.
Солист Tokio Hotel в своё время не одному Вам пудрил мозги. И да, я однажды тоже чуть не начал клеиться к парню на концерте "Арии". Длинные волосы, полумрак... ладно, вовремя разглядел.)

Андрей Рамодин   23.07.2019 20:51   Заявить о нарушении
Да, еще важно отметить: восприятие некоего феномена как сексуальной практики в парадигме современной предельно эротизированной западноцентричной культуры с ее пресловутыми гендерными дискурсами не тождественно восприятию аналогичного феномена в культурном фарватере традиционных обществ. Что я имею в виду: у некоторых племен юноши в процессе прохождения обряда инициации обязаны были, так сказать, приложиться к детородному органу вождя. Европейски ориентированные антропологи однозначно рассматривали подобное явление, как сексуальную (шире - гомосексуальную) практику, тогда как для представителей племени это было очевидно некий мистический обряд, связаннаый с верой в магическую силу мужского семени, например.

Паша Цвибышев   23.07.2019 21:15   Заявить о нарушении
Ну, я ещё что-то читал про глотание семени. Разумеется, это всё из оперы "почему аборигены съели Кука - ...тот сильным, смелым, добрым будет вроде Кука". Здесь нет места любви, чистая практичность.
Не удивлюсь, что за нынешним бумом унисекса лежат банально торговые мотивы, подобно тому, как феминизм изобретение дельцов для вовлечения женщин в активный шопинг. С другой стороны, на памяти приказ Кира для одного из побеждённых народов - оружие изъять, а молодёжи раздать музыкальные инструменты. Видя юношей в обтягивающих брючках, трудно представить их с автоматом. Благо, в нашем не столичном городе гуляют они пока всё же с девушками.

Андрей Рамодин   23.07.2019 22:13   Заявить о нарушении
Даааа, когда вижу юношу в красных обтягивающих штанишках, так и подмывает браво подскочить и поинтересоваться: "Сударь! В каком гусарском полку вы имели честь служить? Судя по цвету ваших чакчир, изволите служить в Ольвиопольском, али в Сумском Его Величества короля Датского Фредерика VIII гусарском полку?!" хахахаха

Паша Цвибышев   23.07.2019 22:25   Заявить о нарушении
К счастью, даже весьма своеобразная мужская мода, скажем, екатерининских времён никак не повлияла на мужественность, по-крайней мере, русских людей. Уж не знаю, как там на Западе... Надеюсь, что хипстерская инфантильность лишь стилевое поветрие. Мальчики любят оружие, девочки цветы, а значит, всё как надо.
Помню, зашёл в оружейный магазин. Под стеклом лежали лучшие друзья. Без пяти минут родные.
Впрочем, мы опять возвращаемся на подозрительную тему милитаризма.)

Андрей Рамодин   24.07.2019 00:18   Заявить о нарушении
Нынешние либерасты стерильно пацифистичны, что, впрочем, не мешает им выглядеть нарочито гомоэротично. Так называемые пресловутые "ватники" , в большинстве своем, жлобы-обывалы, слушающие шансон в жоповозке с иконками на бардачке. Ни о какой милитаристской эстетике они, разумеется не помышляют, если не считать таковой, конечно, радостные вопли "Крым наш!" Кстати, замечу, что у министра Шойгу есть довольно привлекательные замы-женщины (да простят меня феминистки за объективацию), так что никаким гомоэротизмом тут и близко не пахнет. Тем более, женщины сейчас служат поасеместно, так что практика закрытых военизированных мужских сообществ постепенно уходит в прошлое. Милитаризм становится гомосексуализмом от излишнего умствования, от чрезмерного упоения формой. Викинги были зверски милитаризированы, однако это было первобытное, ничем не замутненное насилие. Фашисты, эти разочарованные интеллектуалы из среднего класса, погорели на излишней рефлексии. Зверь не рефлексирует, а просто разрывает жертву на части. Это ужасно. Но еще более ужасны слезливые звери типа Долохова или молодцов СС-овцев, которые покрошат людишек в капусту, а потом пишут сентиментальные весточки матушке.

Паша Цвибышев   24.07.2019 08:57   Заявить о нарушении
На какой-такой рефлексии, Паша, погорели фашисты? Сжигали сёла и убивали людей они на совесть, викинги бы позавидовали. Что-то не знаю примеров, где их сентиментальность как-то повлияла на выполнение приказов. Тем более на исход войны. Они погорели на излишней самоуверенности и головокружения от успехов. Где ж тут рефлексия?
Да, немецкий солдат не был целен - он оказался неизвестно где и неизвестно зачем. Бравада ушла, осталось полное дерьмо, кишащее вшами и смертью. Зато был целен советский солдат. Вот его уместнее всего сравнивать с викингами. Ясная цель и отсутствие сомнений. Да, всё решает тактика и стратегия, но и дух кое-что значит и здесь я согласен с Вами.
Кстати, мы с Вами подзабыли легендарный "голубой легион любовников" Древней Греции. Уж, не помню, откуда эта байка, якобы он полностью полёг в каком-то бою, сражаясь друг за друга до последнего. Вот это, пожалуй, единственно чистая и достойная история.

Андрей Рамодин   24.07.2019 21:41   Заявить о нарушении
Погорели нацистские интеллектуалы-пропагандисты. Викинги не подводили идеологическую базу под свои грабительские рейды. Дикари, что с них взять. Надо отметить, что Гитлер при всем своем людоедстве, был предельно последовательным и честным мыслителем, как ни цинично это прозвучит. В марте 1945 г. фюрер признал поражение немецкой нации и провозгласил превосходство народов Востока, а затем заключил, что после военного проигрыша немецкому народу не за чем поддерживать свое примитивное существование - все достойные представители нации и так уже героически пали на фронте. Право сильного это палка о двух концах. Наверное, так же молодой конунг смещал дряхлеющего вождя, забирая его жизнь, богатство, власть и наложниц. Как говаривал председатель Мао - "не говори мне, кто силен, кто слаб. Скажи мне, кто стал сильным, а кто слабым". Гуманисты пошли еще дальше и призвали вовсе отказаться от жизни по "волчьим законам" силы. Материалистическая диалектика победила мистический национал-социализм, что собственно, и признал его вождь. Однако толпы бритоголовых бегают по сей день, что-то бормоча про то, что, дескать, "славяне тоже сражались в SS".

Паша Цвибышев   24.07.2019 22:15   Заявить о нарушении
Понятно.
Тут, конечно же, сразу вспоминается Ницше, личная трагедия учителя, мистическим образом предсказавшая крах его учеников. По-сути, он влез не в свои сани, и здесь Ваш пример викингов очень точен. Его книги мог бы написать Наполеон, человек, условно говоря, без души и сердца. Возможно, он их и написал, но философия не была его целью - он не стремился к силе, он и так был ею. Также и записки Цезаря посвящены насущным разборкам, а не исследованием своей крутости. Ницше же, как восхищённый мальчик, накатал поэмы о своих героях, но пал в первом же бою. Потому что, будучи поэтом, писал Бреда Питта, а не "грязного коротышку в вшивом ватнике". Реальная, суровая мужественность без красивостей ускользнула от него, вернее, он её не достиг. И сломав немало барьеров, не сломал один - самого себя, породив интеллектуалов извращенцев, которые, как Вы пишите, ужаснее бездушных, но трезвых вояк. Мы, помнится, как-то вспоминали поэтов-воинов - Ницше воином не стал и это предопределило его ужасный конец. Его плач о лошади плач о самом себе. Мечтательном Фаэтоне, стремившимся к солнцу, но не совладавшим с поводьями богов.

Андрей Рамодин   25.07.2019 21:49   Заявить о нарушении
В данном разрезе более чем примечательна судьба Геббельса. Колченогий с детства, он закономерно не попал добровольцем на Первую мировую. Несостоявшийся писатель, сентиментальный романтик, поклонник Достоевского, русофил, испытывавший на первых порах симпатии к коммунизму, впоследствии обернулся ужасным гонителем большевизма и палачом всего русского.

Паша Цвибышев   26.07.2019 09:21   Заявить о нарушении
Он и Достоевского "палачил"?

Михаил Струнников   19.09.2023 18:36   Заявить о нарушении
Ничего вам, батенька, по этому поводу не скажу. А то вам, небось, и "самому захочется"!

Паша Цвибышев   20.09.2023 19:10   Заявить о нарушении