Наставник

Я пришел работать в школу с благородной целью: спасти хоть одну заблудшую душу. И такой случай мне представился уже через полгода. На очередном педсовете стоял вопрос об исключении ученицы девятого класса. Девушке только исполнилось 16 лет, но выглядела она взрослее. Вся беда её заключалась в том, что она была «скороспелкой» то есть, раннего полового развития. А когда у девушки начинается половое развитие, то сразу заканчивается умственное. Хорошо это или нет, но так устроена природа, и с этим надо жить. В общем-то случай не такой уж исключительный, и учителя с этой проблемой сталкиваются регулярно.  В данном случае исключением была красота девушки. Природа поработала над ней основательно и создала такой образ, что мужчины видя её пускали слюни, а женщины возмущались несправедливостью: почему ей все, а нам ничего. Так как в педагогическом коллективе были одни женщины, то исход собрания был предрешен.

Девушка в спортивном костюме стояла посреди сцены актового зала. Почему она надела спортивный костюм в обтяжку и при этом не надела нижнего белья – непонятно. То ли из-за нищеты (её растила одна мама - уборщица), то ли из-за скромности, но этот «прикид» действовал на учителей как красная тряпка на быка. Возмущались все, обсуждая не девушку, а «наряд»: кому-то он казался слишком откровенным, кому-то дорогим; как могла мать-уборщица купить такую дорогую вещь? Но суть проблемы была в другом: раздражала их красота девушки. Словно "Афродита из пены морской" она явилась в этот мир: нищеты ума и чувств. И сейчас эти люди: уставшие, немолодые и некрасивые будут судить её. Конечно, она понимала, что её исключат из школы. Поэтому вела себя развязно: на вопросы или не отвечала, или дерзила. Зато плакала её мама: худенькая, маленькая женщина постоянно просила прощение за дочь и умоляла учителей оставить её в школе.

- Если вы её выгоните то, что мне с ней делать? На работу её не возьмут – несовершеннолетняя. Меня она не слушается. Она же пропадет.

Но доводы были напрасны. Учителя её не слушали и твердо стояли на своем: отчислить за неуспеваемость. Я смотрел на девушку и думал: за что же так ненавидят красивых? Ведь в школе есть и глупее, но они такие серенькие и обыденные, что их просто не замечают, а воспринимают как данность без особых эмоций. Тупо учат: по программе, по методике и даже не задумываются о результате своих усилий. Но вдруг появляется необычный ребенок и учителя впадают в ступор. А если это еще и красавица, а среди учителей одни женщины…
Но мои размышления прервала председательствующая: «Ну, что все высказались? Будем голосовать. Кто за то, чтобы отчислить ученицу 9-го класса…» Но тут с места поднялся я и попросил слова. В зале сразу воцарилась тишина. Все недоумевали, что может сказать молодой неопытный учитель.

- Отчислить её мы всегда успеем, я предлагаю дать ей еще один шанс. Пусть закончит хотя бы 9 классов. Я беру её на поруки: отвечаю за поведение и успеваемость, если мама не против, то я буду занимать с ней дополнительно по 2 часа каждый день.

Мама перестала плакать и одобрительно закивала головой в знак согласия. Девушка тоже перестала паясничать, но особых эмоций не выражала и, казалось, даже расстроилась. Но тут поднялась директриса и трагическим голосом объявила:

- Молодой человек, вы хотя бы представляете, какую ответственность на себя берете?! Она несовершеннолетняя, где и когда вы с ней будете заниматься, и кто вам будет оплачивать эти часы?

- Заниматься я буду с ней в школе – после уроков и бесплатно.

Наступила неприлично долгая пауза: все ждали, что же решит «начальство». Наконец, о чем-то пошептавшись с директрисой, поднялась завуч и, ехидно улыбаясь, объявила:

- Но если молодой учитель горит желанием наставить на путь истинный нерадивую ученицу, а заодно преподать нам урок педагогики, то давайте дадим ему такую возможность.

Притихшие учителя, молча, проголосовали за то, чтобы оставить её в школе до первого серьёзного замечания.

Я с энтузиазмом принялся за воспитание и обучение, в общем-то, неглупой девушки. Составил план: программу и методику преподавания. Но не это было моей главной задачей. Главное было отвлечь её от соблазна, не дать «свихнуться» и не пуститься во все тяжкие. Так в свое время меня «спас» пожилой учитель физики, отвлекая от улицы и уличных авторитетов. Я старался, как мог, поинтереснее рассказать ей о законах физики, об ученых открывших эти законы, о правилах решения сложных уравнений, о красоте и непревзойденной рациональности математики. Она вежливо слушала, кивала в знак согласия головой, а взгляд её выражал такую тоску непонимания: чего он хочет от меня, чего он добивается? Я смотрел на неё строгим взглядом и продолжал рассказывать о пользе научных открытий…, а в голове звучали строки Есенина: «Ах, люблю я поэтов! Забавный народ. В них всегда нахожу я историю,сердцу знакомую,- как прыщавой курсистке длинноволосой урод говорит о высоких мирах, половой истекая истомой».

Потом она улыбалась, смотрела на меня спокойным ироничным взглядом и тихо произносила: «Вячеслав Юрьевич, ну что вы так мучаетесь: тупая я и нехорошая девчонка. Если вам очень хочется: скажите, я вам дам, мне для вас ничего не жалко». Я делал вид, что не понимаю, о чем она говорит, и продолжал ей объяснять закон Ома. Она подпирала милую головку ладошками, улыбалась и делала вид, что внимательно слушает, хотя ироничный взгляд её выражал одну и ту же мысль: ну и идиот же ты. Я, конечно, понимал, что эффективность моего воспитания ниже, чем КПД паровой машины. Но отступать было некуда, и я продолжал учить её так, как когда-то учили меня. Стереотипы мышления не давали нам объясниться откровенно, я пересказывал ей параграфы по программе, а она делала вид, что слушает меня внимательно. Как долго бы это продолжалось – не знаю, но все решил случай.

Уже не помню, по какому поводу, но я вышел из дома в половине 6-го утра. Рассвет только занимался,был выходной, и город еще спал. Я шел в непривычной тишине и «пил» бодрящий воздух ранней весны. Как-то вдруг исчезли текущие заботы, и я погрузился в весну первой любви, теперь уже такой далекой юности. Мне 16 лет, я влюблен в девушку из параллельного класса…, да только ли я? Она такая красивая, что в неё влюблены все парни из нашей школы…, да только ли из нашей? Мне надо объясниться ей в любви. Но кто я такой, и будет ли она меня слушать? Конечно, нет. Мне надо сначала стать героем, подняться над толпой и только тогда, она увидит и услышит меня. И скажет: «Да, я люблю тебя, герой. Я так долго ждала этой встречи с тобой». Героем я стал, но только не её романа. С весной ушла и первая любовь. Но почему я вспомнил о ней именно сейчас, отчего мне так легко и радостно на душе, будто сейчас встретится то, что не сбылось в далекой юности. Меня обнимет юная прелесть и тихо скажет: «Ну, где же ты был, я так долго ждала тебя». В состоянии эйфории не заметил как «взлетел» на мост и встретил её… мою ученицу.

Навстречу шла «драная кошка»: уставшая, замученная ночной «работой», но с чувством выполненного долга; без раскаяния и сожаления. Было ясно, что для себя она давно решила, чем будет заниматься. И прекрасно понимала, что ни мама-уборщица, ни учителя, ни наставник, не дадут ей то, что дают мужчины, удовлетворяя свою похоть. Они не читают морали, а платят деньги, и это уже хорошо.
Мы были одни на мосту шли навстречу, даже посмотрели друг другу в глаза, но не поздоровались, а разошлись будто незнакомые. На следующий день она не пришла на занятия, а я не настаивал на продолжении обучения. Я понял, что душу её уже не спасу. Может поздно, а может слишком рано, но я явился не вовремя. Мало иметь благие намерения, надо еще знать, как воплотить их в жизнь.


Рецензии
Ах,уж эти заблудшие души...кто бы знал, как их спасти, да чтобы самому не заблудиться.
Эта проблема не может не волновать взрослых людей,особенно тех, кто по статусу в ответе за подрастающее поколение.
Но часто природа настолько сильна,что, именно,она мотивирует,определяет главный интерес жизни.
Хочется верить, что спасет девчонку настоящая
любовь,и она почувствует над собой ее великую силу.
Спасибо за простой, правдивый рассказ, без осуждений и сложных умозаключений.


Ольга Становая   04.08.2019 18:10     Заявить о нарушении
Спасибо,Оля,за развернутый анализ рассказа,а девушка не пропадет,если не будет упорствовать в своем грехе.

Вячеслав Шириков   04.08.2019 18:42   Заявить о нарушении