Американцы - рецензия на сериал

The Americans
США, 2013-2018
Создатель - Джо Вайсберг
В главных ролях: Мэттью Риз, Кери Расселл, Холли Тейлор, Ноа Эммерих
Шпионская психологическая остросюжетная драма

_______________________________

В 2013-м году, в период когда отношения между Россией и Америкой были относительно благополучными, бывший агент ЦРУ Джо Вайсберг выпустил на телевизионные экраны сериал, посвящённый деятельности российских разведчиков в Штатах. Сериал оказался настолько правдоподобным, интересным и необычным, что его продлевали ещё на пять сезонов - вплоть до логического завершения сюжета в 2018 году. Всего вышло 75 серий. Думаю, можно смело заявить, что "Американцы" - лучший шпионский телевизионный проект, который по своему уровню превзошёл даже знаменитую "Родину" (где русские, кстати, злодеи). Прежде всего подкупает правдоподобие, и не просто лояльное, а чрезвычайно благожелательное отношение авторов сериала к главным героям - российским офицерам КГБ, много лет назад внедрённым в Соединённые Штаты под именами Элизабет и Филип Дженкинкс.

Прообразами главных героев, вероятно, стали российские разведчики, группу которых раскрыли и депортировали в 2010-м году, среди них были похожие на Дженкинсов пары с детьми: Ричард и Синтия Мёрфи (Владимир и Лидия Гурьевы) с двумя дочерьми, они даже внешне похожи на героев сериала, но не исключено, что Вайсберга вдохновила супружеская пара Трейси Ли Энн Фоли - Дональда Ховарда Хэтфилда (Елена Вавилова и Андрей Безруков) с двумя сыновьями.

Однако, время действия сериала относится к более раннему периоду - годам Холодной войны времён правления 40-го американского президента, Рональда Рейгана, выступавшего от лица республиканцев. Это 1981-87 годы, за которые у нас сменилось несколько глав государства. Эти годы охватывают конец правления Брежнева, затем пришедших ему на смену Андропова, и вслед за ним Черненко, и завершаются Саммитом в Рейкьявике при Горбачёве. Атмосфера и стиль времени переданы великолепно. Моды, машины, причёски, бытовая техника, музыка. Зритель с головой погружается в тревожные 80-е.

Семья Дженкинсов - идеальная американская семья, живущая в округе Колумбия, в пригороде Вашингтона. Филип и Элизабет работают в турагенстве, ведут домашнее хозяйство, а по вечерам занимаются воспитанием детей-подростков: дочери Пейдж и сына Генри. Они дружат с соседом-фбровцем Стэном Биманом, нередко друг у друга ужинают, заходят в гости, чтобы выпить пивка и поболтать, играют в теннис, а дети обеих семей так и вовсе не вылезают от соседей. Когда на Филип и Элизабет сваливается неожиданное задание, ничего не подозревающий добряк Стэн присматривает за Пейдж и Генри. Идиллическая жизнь - воплощение американской мечты. Впрочем, проблемы и разногласия в их "браке" случаются нередко, что заставляет зрителя сопереживать героям не только в их шпионской деятельности.

Закулисная жизнь Филипа и Элизабет далеко не такая безмятежная. Разведчики общаются через куратора с Центром, собирают компромат, шантажируют, разводят бедных непуганых американских обывателей, как лохов, вербуют агентов, устанавливают и ведут прослушку, добывают интересующую Центр информацию любыми средствами, включая постель. Они достают биоматериалы для оружия, которое администрация Рейгана продолжает создавать, несмотря на принятые соглашения о ликвидации биологического оружия. Их задача - упредить американцев, когда те совершают прорыв в науке, чтобы сохранить баланс сил в Холодной войне. При угрозе раскрытия или по приказу из Москвы, они занимаются и физическим устранением тех или иных людей, и к их чести, стараются этого по возможности избегать, как и любой подлости, которую им приходится невольно совершать, мало того, Филипу эта часть работы настолько неприятна, что он постепенно охладевает к ней, к шестому сезону вообще почти выйдя из игры, в отличие от благонадёжной и "правильной" Элизабет. Впрочем, в определённое время ей тоже придётся совершать свой выбор, выбор по разуму и совести, ибо эпоха Горбачёва привнесёт в работу шпионов сумбур, неразбериху и хаос, сопутствующие событиям того времени, которое разделило людей в Советском Союзе. Обоим героям предстоит переосмыслить свои убеждения.

Несмотря на то, что действия, совершаемые разведчиками, для обычной жизни часто весьма некрасивы, а то и хуже, сценаристы заставляют зрителя симпатизировать им, сопереживать, желать им удачи, что, наверное, очень неплохо для реальной жизни, где американский зритель привык отождествлять россиян со злом. Вообще трудно представить, чтобы наши сняли подобный этому зеркальный сюжет, где российский зритель должен был бы сочувствовать американским шпионам в Москве, которые "обрабатывают", а то и убивают невинных российских граждан. Но у американцев именно так, вероятно, потому что основная идея сериала - это всё-таки не ещё большее психологическое разделение двух стран, а преодоление непонимания и разногласий. Да и от собственной, американской внешней, впрочем, и внутренней политики сценаристы не в восторге, по ходу очень весьма её критикуют.

Не только протагонисты сериала вызывают симпатию, но и вообще большинство персонажей. За некоторых, даже эпизодических, неважно, на чьей они стороне, болеешь всей душой. Самый неприятный тип - российский эмигрант, который постоянно ругает всё, что связано с родиной. Но даже и у него под бронёй цинизма прячется и ностальгия, и тяжёлое прошлое, сломавшее душу, которое и привело его в Америку. А постоянные персонажи: кураторы Дженкинсов Клодия и Габриэл, ещё один разведчик - Уильям, фбровец Стэн Биман и его товарищи, резидент КГБ в США Аркадий Иванович Зотов и его сотрудник - мажор Олег Буров, Нина Крылова, завербованная ФБР, и, конечно же, Марта Хэнсон, Кимберли Брилан, пастор Тим и отец Андрей.

Но, конечно, самые сложные, самые богатые образы - это сами Дженкинсы: Филип, Элизабет и Пейдж. Сценаристы сумели поймать именно русскую душу, вечно мятущуюся, но цельную, падающую и встающую, отвергающую предательство, готовую к самопожертвованию ради идеи и одновременно способную к бунту, противостоянию, когда совесть вступает в конфликт с машиной Центра, богатую на чувства и мысли. Они умные, сильные, красивые, эмпатичные, дерзкие, непредсказуемые, всегда верные в главном и абсолютно честные друг с другом. Рядом с ними даже самый крутой американец - Стэн Биман - как обыкновенный лопушок перед газонокосилкой. Что уж говорить о рядовых гражданах, которых сериал показывает с мягким добрым юмором - но как простудушных детей рядом с двумя матёрыми взрослыми.

Сериал адреналиновый на всю катушку - полон драйва, вызывает массу эмоций, от непредсказуемости и неожиданных поворотов сюжета временами захватывает дух. И АБСОЛЮТНО отсутствует любимый американцами пафос. Его просто нет. Фильм о русских и порой забываешь, что снимали его американцы. Конечно, по ходу действия порой отмечаешь ошибки, но не часто и всё больше по мелочам, как, например, когда Буров, сын министра, говорит, что не был пионером. У нас такого просто не могло быть. Единственное, что иногда мешает просмотру, это акценты в речи героев резидентуры между собой, впрочем, к 6-му сезону то ли уже привыкаешь, то ли актёры много работали с языком - но акцент чувствуется гораздо меньше.

Нельзя не отметить блистательную работу гримёров, которые помогли двум главным персонажам создать множество неповторимых личностей, которые они играют во время своей шпионской работы. Иногда им даже удаётся обмануть зрителя настолько, что не сразу понимаешь, что перед тобой Филип или Элизабет в своей новой ипостаси. Актёры достойно выдержали эту трудную задачу - постоянную смену личностей персонажей и сыграли на ура.

Финал великолепен, сценаристы нашли для него идеальное решение, в глубине максимально эмоциональное, полное символизма и смысла.


Рецензии