Король напитков

Почти 30 лет я живу в Израиле.Воспоминаний за это время скопилось предостаточно - воспоминаний самых разных - грустных и смешных до слез, гротескных и удивительных.А удивляло на первых порах многое: крошечные, какие-то бутафорские улочки - и это после проспектов и площадей нашего Ташкента! Машины, послушно тормозящие у зебры, и шестилетний малыш, гордо шествующий по этой самой зебре и тянущий на прицепе ещё двух трехлеток. К слову, взрослых, сопровождающих этот выводок, на горизонте не наблюдалось.Да, мало ли что удивляло и поражало: совершенно неземной вкус майонеза непривычно белого цвета, огромное количество женщин за рулём, абсолютная раскованность и коммуникабельность местных детей.
Этой раскованности мне ещё предстояло хлебнуть.Поработав тут и там - в маклерском бюро, в мебельном магазине, на продаже билетов, и в рекламном отделе газеты, попробовав даже уборку ( правда, явно без успеха ), я попала в чудную молодую семью, где должна была несколько часов присматривать за милейшим детками 3-х и 6-и лет. На это вакантное место претендовало несколько желающих, естественно, все умные, интеллигентные и с высшим образованием.То есть, такой конкурс устроили демократичные родители, предоставив своим отпрыскам право выбора. Смущаюсь и краснею, но дети выбрали меня. Увидев в салоне фортепиано, я размечталась, что деятельность Мэри Поппинс я смогу совмещать со своей прямой специальностью. Но до этого ещё было далеко...а пока начали учить меня. Учить и удивлять. Соска во рту трехлетнего мальчика - ну как тут не удивиться?!? Далее удивление шло на крещендо: соска упала и я, естественно, побежала на кухню ее мыть и обдавать кипятком - все то, что мы делали в Ташкенте, правда, не до трехлетнего возраста. Красавчик Томер, взяв из моих рук чистую соску, швырнул ее на пол, наступил, сделал несколько движений из серии "танцуем твист" ( точно как в фильме "Операция Ы" ) и с победным видом засунул ее себе в рот.Урок я усвоила. Был ещё один эпизод, поразивший меня до глубины души. Мой подопечный, сидя перед телевизором, попросил меня принести Пепси. Я, нисколько не сомневаясь, и привыкшая, что дети пьют всё ледяное, налила ему стаканчик из холодильника.Вопль последовал после первого же глотка :" Ирена!!!!Я хочу ПЕПСИ, а не КОЛУ!!!" Как??? Как такой малыш понимал и чувствовал разницу между двумя этими напитками??? Это осталось для меня загадкой по сей день.
Хотя...я с первого глотка почувствовала разницу во вкусе между водой из крана в Ташкенте и в Израиле. Я не знаю, что течет из крана в моем родном городе сегодня.Возможно, что туристам рекомендуется не пить воду из крана, как это практикуется по всему миру. Но тогда ...Из крана текла ледяная вода, текла сразу, без ожиданий и сливаний. Если перевести с иврита на русский фразу "пресная вода", то получится "сладкие воды". Вот такие "сладкие и ледяные" воды текли у нас из крана.Не помню, чтобы я пользовалась стаканом...просто,проходя мимо, подставляла ладошку лодочкой. Это было вкусно, а потому пили много без нудных напоминаний, что пить НАДО, потому что лето, жарко и т.д. и т.п. А что пили мы ещё? Понятно, что не было ещё никаких Кол и Пепси, в которых так чудно разбираются израильские малыши.Но!!! Зато!!!Были волшебные лимонады типа ДЮШЕС и БУРАТИНО. Были запотевшие конусы с соками в любом уважающем себя гастрономе. И наконец, были автоматы с газировкой за трешку и за копейку. Ну, насчёт "за копейку" все было понятно и без сюрпризов. Холодная газировка, которую называли ЧИСТАЯ. Чистая вода...Странновато звучит, если честно. Насчет воды с сиропом все обстояло сложнее.Стоило это удовольствие 3 копейки (!!!) То есть в три раза (!!!) дороже воды чистой, но таило в себе немало неожиданностей.Ну, во-первых, несмотря на предлагаемые разные сиропы, сироп был везде один, его видимо, заливали из одной канистры. Проблема была не в качестве, а совсем даже в количестве этого самого сиропа.То есть нормы, наверняка, не было ни в одном автомате, но были места, где за трешку текла вода с какой-то тенью вкуса и цвета, а были места, где сироп прямо-таки ощущался. На вкус.И это был праздник - найти методом проб и ошибок такой автомат и гордо привести туда вечером всю семью, не забыв взять с собой банку с плотно закручивавшейся крышкой. Чтобы наполнить ее и принести папе, который не имел обыкновения ходить с нами на водопой.Так мы это называли. По сей день помню эти "удачные" автоматы: на Жуковской возле физиотерапевтической поликлиники, на ТашМи ( чуть послабее) .Но чемпионом среди автоматов был автомат в здании какого-то райкома или... горкома...не помню. На углу Первомайской и Карла Маркса, перед поворотом к Детскому Миру. Там пили слуги народа, и куда там до Колы и Пепси вместе взятым! Это был сироп! Это был вкус! Это была водичка! Правда, вечерами она была недоступна.
А что было доступно всегда? Что стояло на кухонном столе, в стеклянном баллоне, прикрытое скромной марлечкой? Да, это был квас, домашний, невероятно и обалденно вкусный и непохожий на никакие бутылочные квасы, которых сегодня полно в русских магазинах. Но нет рецепта, а может, нет ингредиентов...не знаю, но только здесь мама ни разу не делала этот напиток. Да, нельзя не упомянуть чайный гриб, его тоже любили, но у меня к нему было какое-то двойственное чувство, как к чему-то живому и пить это не очень хотелось. Так я о квасе - короле напитков. Может, кто-то научит, как его делать и вернёт меня в то далёкое ташкентское детство?


Рецензии