Зеркала Яд ва-Шема

   
        Когда мы были в Иерусалиме, посетили "Яд ва-Шем"*.  Это то,  что больше всего нас потрясло. Нам рассказали всю историю нацизма, фашизма, про то, как евреев загоняли в "ловушку" и "прихлопывали":  создавали невыносимые условия в Германии, Польше, так, что они вынуждены были эмигрировать. А в Палестине под Британским мандатом,  Америке, Европе их никто не ждал и не принимал. 

        Рассказали о лагерях смерти,  о газовых камерах.  И мы видели фотографии из лагерей,  нацистские  плакаты,  все  то, после чего мы еле передвигали ноги...


        Когда дочь со школьным хором была в Польше, она  посетила концлагерь Освенцим:

        «Очень трудно было представить себе, что в этом месте погибло 2 миллиона человек. Всюду яркая зеленая травка! Кирпичные дома, не как в фильмах про лагеря. И только когда я увидела огромный зал, набитый женскими волосами, и другой зал с обувью, и очки, и расчески, и кастрюли, и чемоданы, и... ткань, сделанную из женских волос..., то я представила себе, что каждой паре ботинок  соответствует человек. И куча трупов - только кожа и кости без мяса - живо встала у меня перед глазами...

        Мы прошли под знаменитой надписью: «Арбайт махт фрай /работа делает свободным/». На самом деле большинство евреев, которые читали этот гигантский лозунг, были уничтожены в первые сутки.

        Мы видели галерею фотографий людей в полосатых лохмотьях, выбритых наголо и с лицами скелетов. Под каждой фотографией была дата прибытия в лагерь и дата смерти. Женщины выживали не больше 3 месяцев, мужчины - полгода. Никто не жил больше года.

        Мы были в блоке смерти. До 20 человек загоняли в камеру без единой дырочки для воздуха, и там они задыхались... (Мучительнейшая смерть за несколько недель.) На дубовой двери ногтями выскреблена  впадина на уровне глаза, но смертники так и не сделали отверстие для воздуха...

        Еще камера с 4 отделениями 1.2 м Х 1.2 м  с входами размером с форточку. В каждое отделение-клетку   впихивали по 10 человек: ни сесть, ни двигаться, ни дышать там было невозможно. А утром их заставляли идти на работу.

        Иногда люди могли продержаться так несколько месяцев. Но если ты не можешь идти или не можешь работать, тебя убивают на месте. Нужно было выжить. А крематорий! А газовые камеры!

        В 3 км от Освенцима - лагерь Бжезинка (по-польски) или Биркенау (по-немецки). Бжезинка - Березовка. Я сфотографировала забор с колючей проволокой на фоне нежной березовой рощицы - очень символическая фотография.

        В этом лагере Стивен Спилберг снимал свой знаменитый фильм «Список Шиндлера». Те же самые рельсы, бараки, забор...

        Кстати, это не просто забор с колючей проволокой. В землю вкопаны бетонные блоки, чтобы заключенные не могли сделать подкоп, а по проволоке - ток.

        Бараки деревянные с нарами в 3 яруса: первый - на полу. Большинство людей могли только доползти до первого яруса. Второй - на полметра выше - туда немногие могли залезть, третий ярус - метр от пола, и только 3-4 человека, самые сильные и выносливые, могли туда взобраться.

        На нижнем спали 8-10 человек. Теперь представьте размеры нар: 1.5 м Х 1.2 м! 10 человек!!! Нары из досок, которые часто ломались, и их никогда не чинили. Люди умирали во сне, падая с нар второго яруса.

        В туалет узники ходили по команде 2 раза в день по 5 минут. Все нужно было успеть сделать в эти 5 минут...

        Мы видели лагерь с высокой башни надзора. Не хватает глаз охватить огромное поле, не видно конца и края - бараки. Большинство из них, правда,  разобрали на топливо местные жители сразу после войны, но часть бараков удалось сохранить.

        Нам повезло, т.к. мы встретили семью израильтян, и с их помощью мы  получили потрясающую информацию о лагере. Человек 10 близких и дальних родственников сумели организоваться и поехать в Польшу на поиски корней. Нашли свои дома в Варшаве, в которых живут поляки больше 50 лет!

        И приехали в лагеря смерти, где погибли их дяди, тети, деды. Их сопровождал знающий гид, и нам представилась более полная картина о лагере.


        Сохранились записки Залмана Градовского «В сердцевине ада», найденные в пепле возле печей Освенцима:

        «...Иди со мной — с одиноким оставшимся в живых сыном еврейского народа, которого выгнали из дома, который вместе с семьей, вместе с друзьями и знакомыми нашел временное пристанище в земляных бараках, а оттуда был направлен якобы в трудовой концентрационный лагерь, — а оказался внутри огромного еврейского кладбища, где меня заставили стать сторожем у ворот ада, через которые прошли миллионы евреев со всей Европы.

        Я был с евреями, я делил с ними последние минуты, и они открывали мне свои  последние тайны.

        Я сопровождал их до последнего шага: после этого они попадали в объятия ангела смерти и навсегда исчезали из этого мира.

        Они рассказывали мне обо всем: о том, как их выгнали из дома, о том, какие мучения им довелось пережить, прежде чем они оказались здесь и их принесли в жертву дьяволу.

        Иди сюда, мой друг. Встань, выйди из своего надежного теплого дома, исполнись мужества и смелости — и пройди со мной по европейскому континенту, где дьявол установил свое владычество.

        Я предоставлю конкретные факты и расскажу тебе, как высокая цивилизованная раса истребила слабый беззащитный народ Израиля, не повинный ни в каких злодеяниях.

        Не ужасайся этому большому страшному пути. Не ужасайся тем жутким картинам, тем зверствам, которые тебе придется увидеть. Не бойся — и я покажу тебе все по порядку. Ты не сможешь оторвать глаз от того, что увидишь, сердце твое захолонет, уши перестанут слышать.

        Возьми с собой вещи, которые согревали бы тебя в мороз, защищали бы от жары, возьми еду и питье, чтобы утолить голод и жажду, ведь нам придется проводить ночи в пустынных полях и провожать моих несчастных братьев в последний путь, на марш смерти, идти дни и ночи, страдая от жажды и голода, скитаться по долгим дорогам Европы, по которым современные варвары гонят миллионы евреев к ужасной цели — к алтарю, на котором их принесут в жертву...».


        Польская семья зажгла поминальные свечи, прочитали заупокойную молитву на обломках крематория, и они попросили нас (т.к. мы - хор) спеть песню Ханы Сенеш, которая погибла в таком лагере - ее расстреляли. Эта песня очень красивая, ее поют все в Израиле.

        Хор стоял на обломках крематория и пел... Правда, до конца допеть не удалось, все заревели: и мы, и семья...

        Когда мы выходили из лагеря в Бжезинке,  я увидела трубу заводика, из которой выходил черный дым, и представила известную картину:  труба крематория, из которой, вместо дыма,  выходят черные силуэты людей»…

       
        "27 января 1945 года советские войска освободили городок и лагерь Освенцим. По данным Чрезвычайной госкомиссии СССР, было спасено 2819 человек, из них 96 наших соотечественников"**.


        Потом нас повели в зал Яд ва-Шема,  где всего  три  свечи  и система зеркал.  Они размещены так,  что в полнейшей темноте кажется,  что свечей миллионы,  как и уничтоженных евреев. 

        Если  бы  возможно было описать ощущение от всего этого, когда еще звучит издалека тихая музыка, и произносятся имена, страны и возраст погибших!  А свечи кажутся звездами на черном небе.

        Невозможно себе представить, что это может повториться сегодня! Но фашизм оставил свой след не только в Европе, но и на Ближнем Востоке, где ежедневно взрываются бомбы антисемитизма...

        У евреев сейчас есть своя Родина - Земля Обетованная, и они могут бороться за своё существование, борясь с терроризмом...

        Насколько сложна борьба с терроризмом в современных условиях можно показать на простом опыте:

        Возьмём ведро, наполненное ядовитым горохом, высыплем горох одним движением с самолёта на землю...

        Попробуем теперь вернуть все горошины в ведро и одновременно спасти жизнь тех птиц и животных, кто успел его склевать или съесть...




        *Яд ва-Шем - Национальный Мемориал Катастрофы (Шоа) и Героизма, был основан в 1953 году. Расположенный на Горе Памяти в Иерусалиме, он занимает площадь в 45 акров. Включает в себя крупнейшие в мире библиотеку и архив по теме Шоа, Пантеон Имен, международную школу по изучению Шоа, исторический музей, художественный музей и многие другие уникальные мемориалы, в том числе, Детский мемориал, Долину Общин, Мемориал депортированным, Аллею и Сад Праведников Мира и многое другое.
   
        Название «Яд ва-Шем» взято из текста книги пророка Исайи: «И им дам Я в доме моем в стенах моих память и имя (Яд ва-Шем)... которые не изгладятся» Исайя, 56:5.

        **Подробности в статье Нины Пигаревой "Узник Освенцима" http://proza.ru/2019/03/27/679


Фото из Интернет, спасибо автору.


Рецензии
Невозможно даже поверить, что всё это придумали и исполняли люди. Эх, люди, люди! Когда же все люди людьми станут? Надо больше писать о подобном, как бы это тяжело и больно было писать и читать. Такова наша история. К великому сожалению весьма печальная! Вечная память всем погибшим в страшной войне, в страшных условиях!
Здоровья Вам, уважаемый Лев, и успехов в трудах Ваших!
С уважением, Пётр Качур.

Пётр Васильевич Качур   27.01.2020 22:37     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Пётр, за Ваши слова и чувства!
Пусть такое не повториться!

Счастья, здоровья и успехов!

С сердечным теплом и Уважением,

Лев Неронов   27.01.2020 23:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.