Завтра была война гл. 17 Враг рвется к Ленинграду

    Величие города –крепости раздражало врага. Ленинград был открыт для мира и не ждал вероломного нападения. Только нравственно падшие могли так поступать. Немцы предпочитали нападать в темное время суток. Их пилоты находились на расстоянии нескольких минут лета от своей жертвы. Но дотянуться до нее — не могли! Наши истребители не прекращали ни на минуту патрулирование блокадного города.
    Руководство армии, наряду с другими задачами,спешно решало вопрос противовоздушной обороны Ленинграда. При передислокации воинских частей в регионе Балтийского моря и развертывании боевых подразделений учитывались цели врага и расстановка его воинских частей вокруг города. Одной из боевых задач моряков и пилотов, стало удержание Ораниенбаумского плацдарма с главным опорным пунктом — фортом Красная Горка. За оперативными аэродромами морской авиации в пределах
этого района — немецкие разведчики следили особенно пристально.

   Морскую авиацию часто использовали в интересах сухопутных войск. Это зависело от конкретно, складывающейся на фронтах обстановки, условий базирования, средств поражения противника, а также множества других факторов. Привлечение морской авиации не всегда происходило организованно, с прикрытием, со знанием сил и расположения войск противника — что вело к существенным потерям людей и техники.
 — Какие потери в нашем полку, — спросили авиаторы у Макара Силантьевича на очередном разборе полетов.
 — За первый месяц войны мы потеряли 18 самолетов; за первую неделю июля почти в четыре раза больше, — сурово ответил тот.
 — Кто с суши прикрывает подступы к Ленинграду?
 — Артиллерия, морские десанты, пилоты Балтийского флота, 8 армия Ленинградского фронта, дивизия народного ополчения Ленинграда...

     Разговор пилотов прервала Сводка о положении на фронтах: — «Преодолев сопротивление советских войск в Прибалтике, немецко-фашистские войска 10 июля 41 развернули наступление на юго-западных под-ступах к Ленинграду, с рубежа реки Великая. С севера в наступление перешли финляндские войска. 14 июля враг вышел к реке Луга и захватил плацдарм западнее поселка Шимска».
 — Сынки! — Так называл Макар Силантьевич пилотов в силу своего возраста и опыта.
 — Сегодня мы действуем на сухопутном направлении, в районах, имеющих важное стратегическое значение...
 — Главный объект, где нам предстоит проявить свое умение — аэродром в Горелово и укрепрайон,охраняемый ополченцами из Ленинграда на линии Ропша — Красное Село.
 — Как вы знаете, в Горелово расположен аэродром и база истребительного авиаполка, штаб и ряд батарей зенитно- артиллерийского полка. Через Горелово про-
ходит кратчайший, для противника, путь к захвату Ленинграда по линии:Красное Село — Урицк — Лигово, а также на восток — к Пулковским высотам... В этом районе, противник будет драться жестоко!
 Перед тем, как вы подниметесь в воздух, мы проведем разведку военногоположения в указанных районах. И -153– Р - на вылет!
 
   Роман поднялся в воздух в направлении укрепрайона Ропша-Красное село, а через два часа доложил: — В районе Горелово противник разместил несколько пехотных и одну моторизованную дивизию. Ведет непрерывный бой...С нашей стороны укрепленный район удерживает один стрелковый полк.
 — Наиболее опасные направления для прорыва врага к Ленинграду: — участок южнее Красного села и Пулковские высоты: — Вот здесь... здесь... здесь, — показывал Роман на карте.- Их прикрывает дивизия народного ополчения. Оборона — слабая. Необходима дополнительная защита... — Из квадрата Ропша –Гатчина, самолеты противника, подвергают город массированному налет и сбрасывают фугасные бомбы...

     — Роман, пока я буду корректировать задание, —сказал командир — объясни товарищам особенности оборонительных рубежей противника, которые ты увидел. В течение получаса летчики внимательно изучали расположение немецких частей и боевых установок на линии ближайшей обороны Ленинграда.
 — Если всем, все понятно -получайте задание...- Макар Силантьевич разделил пилотов на звенья, указал район действия, стратегический объект и дал команду на вылет.
  Роман направил свой истребитель в сторону Красного Села для оказания помощи дивизии народного ополчения. В течение недели его Ласточка действовала в этом районе — держала на прицеле батареи противника и вражеские самолеты.
 
     20 июля группа из 12 вражеских истребителей-бомбардировщиков Bf110 из I/ZG26 и 9 бомбардировщиков Ju88 подвергли Ленинград воздушной атаке.
Навстречу им поднялось 26 истребителей из разных полков Балтийского воздушного флота, среди которых был и Роман. Противник явно рассчитывал на психологическое устрашение, но ему — навязали бой и заставили повернуть назад.
   Утром 21 июля в небе Ленинграда вновь появились железные птицы врага. Их было много. Намного больше, чем в предыдущий день. Они шли плотным строем, грозно ревели и вызывали ужас! В их злобном намерении можно было не сомневаться.
  Двадцать пять самолетов вражеской эскадрильи обрушили несколько десятков бомб на аэродром в Горелове и огневые позиции батарей у Литовского канала...

   В воздух вместе с другими полками ВВС, поднялась эскадрилья морских пилотов. Они дерзко устремились навстречу противнику, разрушили строй вражеских самолетов и атаковали их. Причинив существенный урон врагу, заставили его развернуться!
Казалось бы, немец должен успокоиться. Но нет! Он пополнил свои ряды и днем повторил налет. Ожесточенный бой между пилотами повторился. Непрошенных гостей вновь заставили покинуть воздушное пространство Ленинграда, но при этом, наши пилоты потеряли несколько машин и боевых товарищей...
   22 июля в пределы города залетело звено из пяти «Мессершмиттов», Bf110 и Ju88. Их приняли ястребки И-153. В навязанном бою, наши пилоты —добились положительного исхода, сбив половину вражеских машин! Остальные — поспешили скрыться на террито-
рии Финляндии.

     Тем же днем, к аэродрому в Ропше приблизилась группа стервятников из 15 Bf110. Все исправные ястребки — во главе с командиром авиационного полка — поднялись им навстречу. Bf110 — не приняли атаки и поспешили развернуться!
  И так изо дня в день фашисты истязали Ленинград и его жителей! Наши пилоты не вылезали из машин. Им приходилось неоднократно подниматься в воздух. Бои шли прямо над населенными пунктами! Это объяснялось их близостью к объектам стратеги-
ческого назначения, обстоятельствами начала войны и не большой дальностью полетов отечественной авиации.
 К чести наших пилотов надо отнести прирожденную смекалку и высокую маневренность машиной во время боя. Это позволяло им — не зацепить гражданские объекты при встрече с вражеским самолетом.
  Истребители возникали из неоткуда, наносили удар по противнику и стремительно исчезали для подготовки к следующей атаке. Именно -на стремительность действий возлагалась большая часть решения задач воздушного боя с противником. И она приносила успех!

    22 июля — один из самых напряженных дней для Ленинграда, его жителей и авиации. Только за один этот день воздушные силы противника, используя групповую тактику, заходили на бомбежку города не менее пяти раз. В боях участвовали 70 истребителей–бомбардировщиков Первого Германского Воздушного Флота! Их не останавливало ни упорное сопротивление защитников Ленинграда, ни собственные
серьезные потери в живой силе и технике. В сдерживании немцев совместно участвовали все виды войск и подразделений нашей армии! А враг — продолжал
испытывать людей на прочность и все ближе подходил к юго-западным окраинам города!

     В августе (41) года, из поредевших частей ВВС Балтийского флота, была сформирована отдельная авиагруппа, оперативно подчинённая фронту, куда вошла
и эскадрилья Романа. Она сразу же приняла участие в разгроме вражеской моторизованной колонны, следовавшей из Волосова к Красному Селу. Немцы с юга заходили на фланги Ленинградского фронта. Восьмого сентября (41) врагом был захвачен Шлиссельбург и Ленинград оказался в кольце!
  После интенсивной бомбежки с воздуха и артиллерийского обстрела переднего края наших позиций,девятого сентября противник перешел в наступление по всему фронту и начал штурм Ленинграда!

   От частей, обороняющих ближние подступы к городу, командование Ленинградским фронтом требовало — не допускать преимущества врага в наступлении.
  Выполняя приказ, не раз и не два — наши сухопутные батальоны поднимались в атаку, но ощутимых результатов не получали! И только с введением в действие
189 дивизии, танковой группы и авиации -защитникам города удалось остановить наступление немцев и овладеть аэродромом Горелово, одноименной станцией, селом Аннино и рядом других населенных пунктов.
  Немцы решили изменить направление для захвата города. Они — устроили кровопролитные бои со стороны — Красное Село –Лигово — Ораиенбаум. Только
 пятнадцатого сентября враг вел обстрел Красного села более 18 часов!
Артиллерия защитников Ленинграда работала на пределе, не уступая по напору противнику. Весь день грозно ревели орудия Балтийского флота. От снарядов — содрогались волны Финского залива... Вечером, того же дня, противник ввел в наступление дополнительно 60 танков, оттеснил русских к Стрельне и отрезал их от основного оборонительного рубежа, открыв дорогу на Урицк, и к железно- дорожной станции Лигово...

     Силы защитников Ленинграда были на исходе! Но враг — тоже выдохся. Его наземные силы требовали передышки. В отличие от нас, у немцев был мощный резерв — авиация, которая позволяла сделать паузу боевым наземным частям.
  Особые надежды возлагали захватчики на воздушные силы для выхода на Волховский фронт. Вражеские самолеты, взлетающие с баз вблизи Ленинграда, дерзко кружили в небе прифронтовой полосы.
  Наши пилоты болезненно воспринимали эти события.
 — А что нам мешает вести охоту на немца, поднимающегося с аэродромов в Финляндии? — спросили пилоты своего командира. — Позвольте нам реагировать адекватно!
 - В массовом порядке разрешить не могу, –ответил Макар Силантьевич.— Есть приказ Командующего работать совместно с наземными частями. В любой момент может поступить вызов из командного пункта на выполнение задания, а вас — НЕТ! Вы –на «свободной охоте»! Но одного — двух пилотов в день — отпускать буду. Но, надо подумать, как объяснить «нарушение» приказа, поскольку каждое крыло у нас на вес золота.

     — А мы поступим просто и логично, — сказал Роман. — При патрулировании воздушного пространства над городом, пилот, «ввиду сложившихся обстоятельств», которые и объяснять-то не нужно — поскольку размещение аэродромов противника зрительно просматривается под Ленинградом –резко «бросает» Ястребка вверх... в зону недосягаемости Стервятника, поднявшегося с аэродрома в Финляндии, и проводит на него неожиданную атаку...
— Добро, — согласился Макар Силантьевич.
  Тактика свободной охоты на пилотов вражеской авиации дала результаты.
Только за первую неделю свободной охоты пилоты морской авиации сбили три немецкий бомбардировщика, несущих смертоносный груз в сторону Ленинграда.

   Не сумев штурмом овладеть городом-крепостью,осенью 41 и, не получив преимущества в воздушном бою, враг перешел к обороне, рассчитывая взять Ленинград голодом и измором.

Продолжение следует https://e-shirokova.ru/


Рецензии