О благотворительности

 Как-то на моих глазах один чел в приличном прикиде подошел к старику с костылем и одноразовым стаканчиком, куда прохожие бросали мелочь. Чел, оттопырив свой карман, жестом попросил старика высыпать туда мелочь. И не ожидая, когда мигнувший от неожиданности старик соберётся с мыслями, бросил ему:

- Ну, ты и жадина!

Довольно хохотнув, чел отвалил в сторону.

Всё это стало подзабываться, и я вспомнил об этом случае только тогда, когда чуть не смёл с прилавка банку для пожертвований, которые в последнее время стали непременным атрибутом почти всех торговых точек, да и не только их. Сразу бросается в глаза, что это подсовывание банок по своей навязчивости сродни рекламе. Такое рекламонасильственное подсовывание банок населению, у которого каждому четвертому трудно приобрести одежду, а каждому десятому - пищу насущную, и заставляет вспомнить «шуточку” вышеупомянутого чела.

А дресс - код для посетителей в некоторых присутственных местах? Разве это не те же “шуточки”?

Недавно промелькнуло сообщение, что судья отчитала двух свидетелей за то, что они пришли на заседание в спортивных штанах. И всё вроде бы правильно сделала судья, но всё же данные статистики надо учитывать, надо понимать, в какой стране ты живёшь.

Меня тоже тормознули в одном присутственном на месте, намекнув, что у них не принято принимать посетителей в спортивных штанах.

- Ну что ж,- сказал я,- раз нельзя в спортивных штанах, то я их сниму. Но предупреждаю: семейные на мне не первой свежести.

И в этих сегодняшних реалиях как не вспомнить недавнее высказывание Путина о реализации конфиската. Когда его спросили, что не лучше ли это направлять в детские дома или раздавать малоимущим? Господин Путин заявил, что такая раздача подрывает экономику, лишает рабочих мест людей. Недавно в интернете было сообщение о том, что руководство одного из супермаркетов велело обливать грязной водой просроченный хлеб, чтобы он не достался неимущим. Неужели это тоже забота о рабочих местах? А когда другой маркет стал раздавать продукты близкие к просрочке, то ему пригрозили штрафом, ссылаясь на санитарные нормы. Но это можно быстро и легко решить, и, конечно не это главная причина запрета. Просто раздача продуктов провоцирует падение цен на них, и соответственно падают прибыли бизнесменов. Именно в таких решениях уничтожать товары ярко проявляется антропофагический, людоедский характер бизнесменской экономики, со всей очевидностью указывающий, что бизнесменов интересует только прибыль, а не жизнь людей. Особенно хорошо это иллюстрирует кризис, случающийся, когда на рынке наступает относительное изобилие товаров. Чтобы сохранить уровень прибыли, бизнесмены в этом случае безжалостно выбрасывают людей на улицу, нещадно уничтожают товары, несмотря на то, что выкинутые ими рабочие в такие дни нуждаются во всём. И если ты узнаёшь , что доля уничтоженных товаров достигает 40 процентов, то ясно, что такая экономика обречена.

Вот почему сейчас в моде благотворительность, о которой хорошо сказал один из героев Джека Лондона, что некий Смит или Джонсон на поте и крови десятков тысяч рабочих сколачивает себе капиталец, а потом для десятков и сотен строит больницу для бедных. Такая благотворительность хорошо устаканена в бухгалтерских счетах, имеет даже свои неписаные нормы. И ещё у Н. В. Гоголя его герой из “Старосветских помещиков”, вступая в наследство, начал с того, что прибил к каждой хате свой номер. Наступление торгашеской эпохи просто рождает героев, которая, как и Штольц из “Обломова” живёт по бюджету, "стараюсь прожить каждый день как каждый рубль сиюминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени”.

Казалось бы, что здесь плохого, если человек стремится с толком, рационально использовать свое время? Всё это так, но есть же евангельское “...когда творишь милостыню, пусть правая рука не знает, что творит левая". И это явно выходит за рамки рационально просчитанной благотворительности . И да не оскудеет рука дающего! Конечно, при этом мы сталкиваемся со всякого рода мошенничеством, но в этом случае надо брать пример с Юрия Никулина. Его сын рассказывал, что к нему обращались за помощью всякие, в том числе и явное проходимцы, но он старался помочь всем. А на упреки близких, что его разводит, кто хочет, отвечал:

- Всё это так, а вдруг он всё же говорит правду?

Всё это не означает, что мы должны автоматом, по первому требованию верить каждому первому встречному. Нет, в меру своих сил надо разбираться на месте, не забывая, в конечном счете, слова Юрия Никулина.


Рецензии