Китай

В Китайской Народной Республике мне доводилось быть четыре раза. Первый раз в 2002 году по приглашению партнеров с посещением городов: Урумчи, Шехедзе, Пекин, Гуанджоу и Шеньжэнь. Новогодние праздники 2004-2005 года мы с семьей провели на отдыхе на острове Хайнань, с запланированной остановкой на несколько дней в Пекине на обратном пути. Была и исключительно коммерческая поездка в Урумчи в 2006 году за отделочными материалами и мебелью для строительного проекта.

Много воды утекло с тех пор. Что-то в памяти, конечно, осталось, но или смазалось, или вообще стерлось. Например совсем забыл, что в Китае не принято оставлять, а тем более брать чаевые - в ресторанах, такси, вообще в сфере сервиса. В этот раз чуть не попал в просак в первом же ресторане. Партнёры оплатили счёт до копейки точно. Предложил оставить бакшиш официанту от себя в качестве благодарности. Мои китайские товарищи засмеялись, удивляясь как можно давать взятку официанту. Помогли мне сохранить лицо. Помню задумался: Интересно, а официант перепирался бы, или оскорбился? Какие они?

Китайцы гордятся своей страной. Они спокойно смотрят в будущее и верят в поступательное развитие. Думают они на столетия вперёд. Мне рассказали, что однажды французы поинтересовались у Дэн Сяо Пина как он оценивает Французскую революцию 1789 года? Тот усмехнулся и сказал, что ещё рано подводить итоги.
Жители Поднебесной выглядят счастливыми, спокойными и уверенными. Обратил внимание, что на улицах Пекина совсем не редкость увидеть улыбающихся людей, а иногда и хохочущих. Себя они считают Срединным государством Чжун го, а все другие народы и нации в мире - это периферия, чужаки - китайское слово вай.

Спустя десять лет после последней поездки в Китай, впечатления остались самые разнообразные. Большей частью положительные. Основное что бросилось в глаза - то, что Китай вырос.  Из "нескладного подростка" с амбициями лет десять, пятнадцать назад, он превратился в "молодого, образованного, умного, рационального молодого человека" с чувством собственного достоинства. Сами китайцы оценивают свой условный "возраст" в шестнадцать-восемнадцать лет. Мне же показалось, что они несколько скромничают и чувствуют они себя уже лет на двадцать, не меньше.

Ещё одно впечатление - это положительное отношение огромного количества простых людей к политике Председателя Си Цзиньпина. Уже скоро будет десять лет его правления. После смерти Мао, партия ограничила правление руководителя страны десятью годами. Для Си народ снял ограничение. В первую очередь из-за успешной борьбы с бедностью и благодаря жесткой политике Председателя против коррупции и чванства чиновников. Так он запретил государственным служащим ужинать в дорогих ресторанах; играть в гольф; курить дорогие китайские сигареты, которые курил еще Мао Дзе Дун - пачка стоит почти семь долларов. Чиновникам рангом ниже министра или его заместителей запрещено использовать служебный транспорт и персонального водителя. Товарищ Си действительно борется за чистоту рядов чиновников и с "мухами" и с "тиграми".  Многие начальники отделов, департаментов, секторов, комиссий и прочих бюрократических структур добираются на работу на метро и это становится нормой. Пойманых на взятке чиновников, независимо от занимаемых постов, ждет суровое возмездие в качестве публичного расстрела или, в лучшем случае,  пожизненного заключения.

Товарищ Си отказался от пышного кортежа и перекрытия улиц Пекина по ходу его передвижений. Был случай, когда он опоздал на интервью в прямом эфире на государственном (а других не бывает) канале телевидения на полчаса. Он объяснил своё опоздание пробками на улицах Пекина. Возможно это был удачный пиар ход и хорошо подготовленный экспромт, но это добавило ему уважения и любви народа. Си Цзипин строг, но справедлив и требует от чиновников того, что готов выполнять сам. Неудивительно, что в недавно опубликованном Transparency International рейтинге мировой коррупции Китай покинул позорную первую десятку, оставив в ней такие страны бывшего СССР как Россия (6 место) и Казахстан (9 место).

Что касается пробок в Пекине, мне показалось, что эта проблема несколько преувеличена. Передвигаться по городу на машине или такси приходилось в разное время - утром, днём, вечером, и в разных частях города. Столицу китайцы делят на Восток-Запад-Север-Юг и "Красную улицу" - исторический центр. Такси стоит вполне приемлемо и поймать его прямо на улице не составляет большого труда. Когда машину заказываешь, она приходит в течении десяти минут максимум.

Китайцы любят ходить пешком, находя это полезным. Однажды вечером после ужина в довольно специфичном ресторане, который использует в своей кухне рецепты ещё времён Чингиз Хана и предлагает волшебного по вкусу ягнёнка, мы с китайскими партнёрами прошлись пешком. Нашей целью было уникальное здание государственного телевидения. Мои сопровождающие хотели показать в ночной подсветке действительно необычное творение современной архитектуры. Бетонная громадина стоит (висит) вопреки всем законам физики и математики. В Пекине многие с сомнением отнеслись к этому чуду архитектуры, но здание стоит больше пяти лет и удивляет скептиков нестандартностью и сложностью исполнения.
Обратный путь в отель на такси по ночному городу занял чуть более одного часа. Столица Китая –огромный мегаполис с двадцатью двумя миллионами населения. Никаких пробок не наблюдалось, а иллюминация ночного Пекина, его просторные проспекты, гармоничное сочетание старого и нового города впечатлили. Относительно цен. Упоминавшийся выше ресторан обошёлся нам в 206 юаней (32 доллара) на троих, правда мы не заказывали  спиртного. Счётчик в такси по приезду в отель показал 126 юаней (20 долларов).

Пекин - совсем другой город, чем он был десять лет назад. Тогда в преддверии Олимпийских игр 2008 года город напоминал большую строительную площадку. Сегодня - это ухоженный и разумно устроенный мегаполис. Современный, с хорошего качества широкими улицами и проспектами; умными переходами для пешеходов; просторными велодорожками; с величественными, массивными и масштабными строениями, в которых размещаются государственные структуры; с небоскрёбами, финансовыми и технологичными зонами; отелями разного достоинства и качества; бережно оберегаемого Запретного города китайских императоров, который существует с 1420 года и является историческим центром Пекина. Все это выглядит особенно величественно и таинственно в ночное время с подсветкой.

Впечатлило Пекинское метро. Его протяжённость более шестисот километров. Запомнилось метро чистотой, повсеместным видеоконтролем, электронным оборудованием, новыми вагонами, пластиковыми защитными стенами на всех новых линиях, которые отделяют пассажиров от путей и поезда. Удивила объёмная визуальная реклама, словно из будущего, транслируемая по ходу движения поезда между некоторыми перегонами станций прямо на мелькающей стене в окне вагона.
Поездка в один конец с переходом на другую линию стоит пять юаней – меньше одного доллара. Проезд можно оплатить как в автомате, который имеет и английскую версию, так и в кассе при входе. Жители Пекина обычно пользуются пластиковым электронным проездным билетом. При входе в метро существует обязательный досмотр и сканирование вещей и предметов, с которыми заходят пассажиры в подземку. В вагоне люди в основном сидят или стоят уткнувшись в гаджеты. Пожилых людей среди пассажиров практически не видно, в основном молодёжь и люди среднего возраста. Освободившееся место занимают очень шустро. Многие добираются до работы более одного часа. Раньше, десять лет назад, на иностранцев смотрели с некоторым любопытством, сейчас на тебя не обращают никакого специального внимания, как и на всех окружающих тебя пассажиров - китайцев. Скорее всего привыкли, особенно после Пекинской Олимпиады. С другой стороны, в Пекине постоянно живут и работают более двухсот тысяч иностранцев - капля в море, конечно, но все-таки попадаются.

В коммунистическом Китае есть богатые люди, которые не скрывают своей роскоши. Это - "красные капиталисты". Они стали богатыми во времена перемен, когда почти пятьдесят процентов заводов, фабрик, предприятий отдали частному бизнесу. Эти реформы начал Дэн Сяо Пин - фактически руководитель партии и страны. Официально руководителем государства он никогда не был, но после кончины эпохи Мао, применил на практике в Китае что-то похожее на НЭП (Новая Экономическая Политика) в СССР в 20-х годах прошлого века. Молодой Дэн учился в 1926 году в Москве и внимательно наблюдал за партийной дискуссией по поводу НЭПа в молодой стране советов. Через пятьдесят лет он использовал идеи Бухарина и плавно повёл страну к процветанию. Он применил программу НЭП в Китае, а СССР нет. Дэн Сяо Пин говорил: неважно какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей. Красные китайские капиталисты не просто обогатились, но и вошли в число элитных долларовых миллиардеров мира.

При этом меня очень удивила судьба и скромность основателя и владельца известной уже во всем мире компании Huawei (мобильные устройства). Жэнь Чжэнфэй начал свой бизнес довольно поздно, когда ему было уже больше сорока лет. В конце 80-х годов уже прошлого века, он попал под сокращение на государственном производстве. Жизнь заставила его упорно и методично выстраивать бизнес-империю. Сегодня ему уже больше семидесяти лет и примечательно, что он ведет такой же образ жизни, как и в начале пути. Журналисты не раз замечали Жэня ждущим на стоянке аэропорта свободное такси или прогуливающегося пешком по городу без свиты и охраны. С его миллиардами у кого угодно голова пойдет кругом, но только не у этого человека. Он до сих пор, за свою уже почти тридцатилетнюю карьеру, не дал ни одного интервью журналистам, объясняя это тем, что еще не пришло время действительно большого успеха.

Сразу замечу, что красные капиталисты не вмешиваются в политику. Конкурировать за влиятельность с чиновниками они не могут и не станут. Чиновник по статусу гораздо выше. Тут уже пошла специфика страны, наличие единой правящей партии и мораль общества, построенная на постулатах Конфуция. Религии в Китае для большинства масс не существует, есть вера в традиции. Скрепами для государства, общества и семьи стало учение Конфуция.   

Если продолжить говорить об изменениях за десять лет, то одним из крупных стала борьба с курением. Курить запрещено в ресторанах, отелях, общественных заведениях. Есть установленные для этого специальные места. По-тихому китайцы иногда могут нарушить это требование, что является особым шиком, но смолить на каждом углу, как раньше, перестали. Ещё одно наблюдение из серии нарушения запретов – переход дороги или проспекта в неположенном месте или на красный свет светофора. Идут выверено, расчётливо, без суеты, но на красный. Был свидетелем, как полицейский отрешённо и равнодушно наблюдал за этим манёвром пешеходов. Когда они достигли цели, он даже не остановил их. Спросил у китайского приятеля - Почему так?
Он ответил, что это зависит от настроения полицейского, а вообще за это нарушение предусмотрен штраф в размере пятидесяти юаней (около 8 долларов).
- Ну ведь шли ловко и красиво, - засмеялся он.

Что не понравилось в Пекине, на мой субъективный взгляд, - перебор с безопасностью и повсеместным контролем.

О запрете на доступ к привычным facebook, google, youtube и так всем известно, об этом говорить не будем. Начнём с аэропорта. Встречает туристов огромная очередь на паспортном контроле. Китайские граждане обслуживаются отдельно и быстро, иностранцы (вай) проводят в ожидании, на ногах больше часа. Дотошные китайские пограничники долго изучают паспорт, вносят данные, задают вопросы.

При обычном обмене валюты в банке заполняешь несколько формуляров с указанием всех личных данных: номер паспорта, домашний адрес, телефон, почта, адрес отеля, телефон китайского партнёра. Какая там личная информация! 
 
Удивился тройному контролю в аэропорту на вылете. Зачем, казалось бы, пройдя один паспортный контроль, стоять в очередь на другой, еще более усердный. Досмотр ручной клади - это вообще песня. Сначала твой багаж сканируют и практически каждую вторую сумку отставляют в сторону. Офицер проверяет багаж вручную, а ты снова ждешь в порядке очереди. Наконец, пройдя все процедуры безопасности, выходишь в зону duty free и ... обнаруживаешь полутемный, огромный зал в котором закрыты все рестораны и магазины беспошлинной торговли. Время чуть более десяти вечера, но всё уже закрыто. Ну не принято в Китае работать после десяти вечера. Эти "вай" могут налить себе в пластиковый стаканчик водички в специальном месте, вот и всё. Для международного аэропорта как-то, мягко говоря, непривычно.

Ну и вишенка на торте - мой чемодан был оставлен в аэропорту Пекина на дополнительный досмотр из-за зарядного устройства для гаджетов на солнечной энергии. Его я официально купил в магазине в Пекине. Оплату провёл картой, чек сохранил. Компактное устройство на солнечной энергии, размерами с обычный гаджет, идеально бы служило где-нибудь на дикой природе. Но чемодан мой пришёл следующим рейсом через сутки и в нём вместо зарядного устройства в коробке была бумага на китайском и английском языке о запрете на перевоз литийных батарей и зарядных устройств в багаже пассажиров. Моя новая "игрушка" была успешно и законно конфискована. Правда следует отметить, что любезный молодой сотрудник на регистрационной стойке авиакомпании предварительно предупредил на хорошем английском языке о новом запрете, но как-то не хотелось перебирать чемодан, за что и поплатился. Хорошо ещё, что не забрали фотокамеру Canon, с которой прилетел - в ней тоже была  литийная батарея.

Объективности ради, невольно ловишь себя на мысли, что, возможно, при таком огромном населении без тотального контроля просто нельзя. Иначе страну, по всей вероятности, ждал бы хаос и разрушения. Впрочем, такое случалось в богатой истории Китая, и не раз. Важно, что всегда Китай, как птица Феникс, снова возрождался обновленным и более сильным.

В Китае трудно себе представить демократию в привычном для  европейцев понимании. Особенно это касается многопартийности и некоторых видов свобод (в понимании этого понятия европейцами). Китай имеет уникальную философию и менталитет, четкую иерархию в государстве, семье и обществе. Китай продолжает  многовековой особенный путь, тот, что ведёт к процветанию. При этом, они никуда не торопятся и уверены, что всё, что должно случится, случится вовремя, то есть в свое время.

Ссылка на короткий видео клип к зарисовке о Китае

https://youtu.be/tdv_yOd9CBE


Рецензии