Колесо и индейцы

Без всяких сомнений, можно утверждать, что колесо величайшее изобретение человечества. Ни автора, ни место изобретения назвать невозможно, настолько древним оно является. В тоже время, столь распространенное в Евразии, оно осталось неизвестным жителям  Американского континента. Очень интересно, почему?

Что такое колесо? Колесо – это продукт жизнедеятельности человека, созданный при помощи мускульной силы и инструментов. Очень обширное определение. Под него подпадает любой продукт. А для чего нужен продукт? Любой продукт создан для какой-то конкретной цели. Вот и колесо создали для использования при перемещении различных грузов. То есть мы имеем продукт, изобретенный для конкретной цели – перемещение грузов. А что, у американских индейцев, было меньше грузов, чем у евразийцев?  Естественно, не меньше. Может они были глупее? Однозначно нет.  Так в чем же дело?

Обратимся к фактам. 

В 1981 году неподалёку от города Яссы, были обнаружены глиняные игрушки, изображавшие колёсную повозку. На текущий момент это наиболее древние из колёс, датируемые примерно V тысячелетием до нашей эры.

Двухколёсная повозка из погребения «Тягуновой могилы» — это курган в Запорожской области Украины - насчитывает также, примерно пять тысяч лет.

Керамические горшки с рисунком повозки, игрушечные модели колёс обнаружены и в других местах Центральной Европы. Находки, датируются IV тысячелетием до н.э.

При рассмотрении вопроса об изобретении колеса, упускается главная деталь. Везде говориться о колесе, но говориться то, в контексте с ПОВОЗКОЙ. То есть, колесо не само по себе, но обязательно как механизм повозки.

Повозка – это  приспособление или механизм для перемещения грузов. А вот главным агрегатом повозки является что? Правильно, тягловая сила. Без тягловой силы, повозка, в том числе с колесами, превращается в совершенно ненужную вещь. Попробуй нагрузи телегу сеном и лично оттяни ее на сеновал. Без тягловой силы ничего не получится. Вот мы и подошли вплотную к причине появления колеса. Имея тягловую силу: лошадь, ишак, быки и т.д., человек активно ее использовал для перемещения грузов. Вероятно, например, вначале были всевозможные волокуши и повозки типа саней, без колес. Со временем стали использовать что-то крутящееся, типа бревен, потом от бревен отделили узкие круги и т.д. Суть не в том, как было изобретено колесо, но в том, что этому способствовало. Способствовало наличие тягловой силы.

Как доказательство версии используем метод от противного.

Представим себе, что в Евразии вдруг исчезла вся тягловая сила – нет лошадей, быков и всех прочих. Останутся повозки на колесах. Можно ли их использовать по назначению. Нет конечно, кто их будет тянуть? Может 10-20 человек? Может быть, один разок и потянут, но потом бросят это занятие, слишком оно трудоемкое. Кто изобрел неизвестно, но виновник изобретения, безусловно тягловая сила.

А что же индейцы? Дело в том, что к вашему удивлению, скажу, что на Американском континенте не было тягловой силы. Не было лошадей, ишаков, быков, вообще ни одного животного которое можно было бы использовать для этих целей. Наиболее крупными животными, подходящими для этих целей могли быть бизоны. Но индейцы не приручили бизонов, они на них просто охотились. Есть еще ламы. Но ламы слишком слабы, их использовали как источник шерсти и мяса - такие американские барашки. И все. Нет тяги- нет повозки, и как результат нет колеса.

Само же утверждение в отношении индейцев, что они не знали колеса, не совсем корректное.

Вот выдержка из свободной википедии: «Несмотря на то, что колесо считается неизвестным среди цивилизаций доколумбовой Америки, некоторые народы, например инки, вплотную приблизились к его открытию. Использование для строительства характерных устройств катка — цилиндрического массивного тела для утрамбовки грунта, говорит об отказе от применения колеса в транспорте, а не об отсутствии открытия принципа колеса. Некоторые культуры (например, ольмеки) изготовляли керамические и деревянные фигурки животных на колёсиках — возможно, они выполняли ритуальные функции, а возможно, были просто игрушками. Исходя из этого, можно предположить, что и первое колесо появилось в качестве игрушки».

«…Отказ от применения колеса в транспорте, а не об отсутствии открытия принципа колеса…» Как видим и здесь колесо упоминается в контексте с транспортом. Индейцы знали про колесо, или скажем про круг, календарь майя к примеру, но не использовали как элемент повозки. Все просто. 


Рецензии