Завтра была война Гл. 18. После боя

    Авиационный полк Романа с самого начала войны участвовал в защите Ленинграда. Пилоты вступали в бой с разными группами бомбардировщиков, действовавших под прикрытием мессершмиттов, и добивались успехов, несмотря на объективные трудности. В их активе, в боях на подступах к городу, в июле 41, было сбито шесть вражеских самолетов, и еще десять — уничтожено на аэродромах. Но и сами — несли существенные потери. С начала войны численность авиаполка сократилась вдвое.
 После возвращения с задания, никто из пилотов не спешил отдыхать. Они собирались группами и обсуждали ситуацию боевого дня. У всех на слуху был вопрос:
 — Чем объясняется настойчивость немецких пилотов? Разве не ясно, что небо Ленинграда никогда не станет их вотчиной!
 — Бравадой! Чем же еще? — Таково было общее мнение авиаторов.

       Немецкие пилоты, вылетающие группами на свободную охоту, действительно, показывали браваду. Они демонстрировали численность и техническое превосходство сил Вермахта в воздухе и даже пытались вовлекать наших пилотов в «игру»,подвергая их психологической атаке. Все указывало на то, что они получили достаточный опыт в ведении боевых действий в воздухе, и будут им пользоваться, для овладения Ленинградом. Но такой возможности наши пилоты им не давали. А в бою, юркие ястребки, своей маневренностью — не шли ни в какое сравнение с тяжелыми машинами фрицев! Бой 22 июля над аэродромами Горелово и Ропша — стал им хорошим уроком.
 Согласованно с наземными частями, наши «Чайки» не только сорвали планы врага по молниеносному захвату Ленинграда, но и сами — избежали ощутимых потерь. Умение вести воздушный бой на порядок выше, чем противник, сняли спесь с завоевателей.

     Звено Романа из пяти пилотов сидело за столом перед полными чашками, в которых стыл не выпитый чай, и обсуждали действия противника...
 — Что чаще всего западает в наше сознание после боевых стычек? — спросил Виктор у товарищей.
 — Понимание того, что Ленинград немцам не «по зубам». Что их преимущество сродни мыльному пузырю! Во всяком случае, в волевом аспекте. И это правда!
 — Смелости в бою фрицы, действительно, не проявляют, — дополнил пилот И-153 –А предыдущий ответил. — Я бы сказал, что они — даже трусоваты...
 — Есть еще один серьезный момент, — сказал Виктор. — Вы обратили внимание, как с начала войны изменилась тактика ведения воздушного боя немцами? Они стали чаще применять психологические атаки...
 — Есть такое! Пытаются взять нас на испуг. Их основной козырь — численность и разнообразие модификаций боевых машин...- отозвался пилот И-153-С.
 — И какой из этого следует вывод?
 — Только один: -На психологическую атаку надо отвечать психологическим противостоянием! — ответил пилот И-153-К. — Кого одолевает страх, тому нет места воздухе. А если страх возник — это верное поражение или смерть!

    — Роман что скажешь? — позвал друга принять участие в разговоре Виктор.
 — А что тут скажешь? «Косая» в бою — всегда рядом! Но ее не следует бояться.
Она не всех забирает. Приглядывается к жертве, провоцирует, оценивает — кто «достоин принять ее игру»...
  ... А бой — увлекает! И если «Косая» восхищается мастерством пилота, то — отходит в сторону и готова ждать... Только верить ей нельзя! - Роман обвел глазами боевых товарищей. Поняли – ли они его мысль?
 — Вот так -то, друзья, — серьезно резюмировал Виктор монолог друга. - У пилота в бою — каждый миг, каждое мгновение — стоит жизни!

    — Но ведь «Косая» и наглость не любит — заметил один из пилотов.
 — А это из серии: — не верь! — возразил Роман. — У нее много предпочтений. —
Наглость немца подкреплена серьезной подготовкой к войне и опережающими боевыми действиями на нашей территории. Они уже стояли у наших границ, когда мы еще даже не разворачивали свои силы. Они бомбили наши аэродромы и самолеты, когда мы и мысли не допускали о вероломстве, и наши границы- были открыты.
  Наглость противника исходит из понимания того, что у нас недостаточно боевой техники для отражения их волнообразных атак, нет времени... и мало материального ресурса на восстановление воздушного флота...

       В комнату отдыха вошел дежурный с почтой. На вопросительный взгляд Романа -отрицательно покачал головой.
  — Но почему? Почему она молчит! — Роман знал, что студентов консерватории вывезли на Урал, и письма оттуда пилоты пусть и редко, но получали. Где же его весточка от любимой?
   Еще до начала боевых вылетов он послал матери письмо и фотокарточку Астры. — «Поддержите эту девочку, что бы со мной не случилось... Она очень дорога мне!» — Но от мамы тоже нет вестей...
   Роман терялся в догадках. Он вспомнил свое последнее свидание...И вдруг его обожгла мысль: — Ведь они были близки на последнем свидании! А от близости двух молодых людей рождаются дети... — И не в этом ли причина молчания Астры?
...Неужели моя любимая, юная и не опытная девочка — оказалась одна -на руках с ребенком?! — Он представил все последствия своего необдуманного поведения...Но, если даже так, то ведь, исправить ничего нельзя!

      — Что я себя накручиваю! Астра моя первая женщина. И другой у меня не будет! Я люблю ее, и то — маленькое существо, которое может, или появилось, от
наших искренних чувств. И надо не паниковать, а насколько это возможно, поддерживать ее.
     Роман вынул листок из школьной тетради и перенес на него мысленный диалог с Астрой, который повторял ежедневно перед вылетом. Он был очень коротким:
  -Любимая! Мы с Ласточкой очень скучаем.Если ты смотришь в небо, то видишь и чувствуешь нас. Береги нашу любовь!

  Продолжение следует. https://e-shirokova.ru/


Рецензии
Хорошо написано о мужестве и храбрости наших пилотов под Ленинградом.И о человеческих чувствах.Спасибо.
С уважением,

Лавров Виктор   09.02.2020 20:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.