Обделённая Фаворитка

Покопалась я тут в сундуке и выудила из него несколько обзоров на фильмы, которые давно прошли в прокате, но навсегда остались в моём сердечке. Вот как раз и один из них.


Любишь быть фавориткой – люби и сама себе книжкой нос разбивать.

Международная премьера драмеди состоялась аж 30 августа 2018 года, в то время как Наша Необъятная узрела картину только 2 февраля. За это время «Фаворитка» снискала благосклонность на премии Британского независимого кино, выиграв там 10 номинаций из 13, а также успела собрать приличный урожай серьёзных наград: Серебряный лев Венецианского кинофестиваля, Золотой глобус, Gotham Awards. Фильм схлопотал аж 10 номинаций на «Оскар» и  боролся за них с такими тяжеловесами как «Богемская рапсодия» и «Зелёная книга». Но так феерично обделался, что лучше бы совсем не выдвигался.

На интернет-пространстве публика то бугуртит из-за излишнего феминизма, то восхваляет затронутые актуальные темы. К моему удовольствию, подобные обсуждения переходят в сочные флеймы, которые порой читать поинтереснее, чем иные рецензии от именитых критиков.

О сюжете

Греческий кудесник Йоргос Лантимос, прозванный наследником Ларса фон Триера, замутил костюмную комединую драму о жизни королевы Анны (Оливия Колман), последней представительницы династии Стюартов на английском престоле, правившей в далёком 18 веке, а если быть точным, то с 1702 по 1714 год. За место в сердце (и постели) монаршей особы ожесточённо борются две кузины. Первая - именитая аристократка Сара Черчилль, герцогиня Мальборо (Рейчел Вайс), которая уже много лет находится при болезненной монархине и де-факто правит страной, навязывая Парламенту свои интересы. Вторая – новобранница Эбигейл Хилл (Эмма Стоун), бедная родственница Сары, прибывшая ко двору, дабы вновь превратиться в леди любой ценой. Историческим фоном для сего любовного треугольника стала англо-французская война, тянущая все соки и деньги из простого народа. Лорды опасаются бунта, тори ненавидят вигов, виги ненавидят тори. В общем, определённо есть, на что посмотреть.   

Плюсы

Когда слышишь слова «Англия», «королева» и «фаворитка», то стереотипы в башке сооружают своё видение повествования с горностаевыми мантиями, расфуфыренными барышнями и пафосом. Мантия действительно была. А в остальном фильм приятно удивил. Двор королевы показан совсем не так, как принято представлять это сборище в 18 веке, - гротескно и сатирически, смешно и дерзко, с толикой издевательства и изящного стёба. Одни гонки гусей чего стоят. Смотришь и довольно мурлыкаешь.
Отдельный плюс – сам маэстро Йоргос Лантимос, горячо любимый мной (а в довесок – критиками) за провокационные, но прекрасные в своей специфичности фильмы. Посмотрите того же «Лобстера» - отменная вещь. И часть актёрского состава оттуда перекочевала в «Фаворитку».

Оливия Колман великолепна в образе сварливой подагрической тётки, заедающей свои проблемы кусищами торта. То она усталая королева, мать семнадцати умерших детей, которых ей заменяют ручные кролики, нерешительная и мягкотелая, а потом вдруг превращается в истеричку, ведущую себя, словно избалованный ребёнок. От измождённого правлением человека до крикливой женщины и вновь к депрессивному мрачняку Колман дрейфует качественно, незаметно делая подобные, казалось бы, резкие переходы в эмоциях. Поэтому ей хочется верить. Это не королева, у которой всегда всё тип-топ, но человек со своими душевными ранами, трудным характером, знатно притомившийся от бремени власти и идиотов-придворных. 

Блестящая актёрская игра не ограничивается одной Оливией. Рейчел Вайс вся такая в чёрном, вся такая роковая манипуляторша – зрелище завораживающее. Глядя на неё в образе суровой Сары Черчилль, так и хочется напевать «Я чёрная моль, я летучая мышь».

Эмма Стоун, прокачивающая своего персонажа из режима «Золушка» в режим «Мисс Коварство», олицетворяет поговорку «Из грязи в князи» в самом прямом смысле. Её появление во дворце вызывает продолжительное кекание, как и последующие попытки прижиться в настоящем змеином гнезде.

Из актёров-мужчин помимо молодых красавчиков Джо Элвина и Николаса Холда хочется выделить Марка Гэтисса. И хотя его чертовски мало в фильме, мне, как преданному фанату «Шерлока», было приятно его видеть. 

Феминизм, феминизм и ещё раз – туда их. Мужские персонажи – просто говорящие картонки, поскольку в данном фильме всем заправляют женщины. Женщины решают, кому воевать, когда и на сколько поднять налог и кого с кем поженить. Они мстят, любят, страдают. Мужчины иногда появляются, чтобы сыграть эпизодическую роль, требующуюся в повествовании, а затем – вновь уступить дамам. Непонятно, почему некоторые так резво взъерепенились, ведь «Фаворитка» - не первопроходец в данной тактике предоставления главенства женским персонажам. Разве что, подобное необычно смотрится в контексте исторической эпохи, когда рулили якобы только мужчины. Но завуалированный матриархат существовал давно – вспомнить даже Нашу Необъятную, 17 век и царевну Софью, которая советовала малолетним братьям, как держать себя во время обсуждения вопросов государственной важности. Влияние герцогини Мальборо на королеву Анну – задокументированный факт, и Лантимос гениально подал его с приправой художественной обработки.

Все сцены сняты при естественном освещении, то есть в кадре мы действительно видим пляшущие отблески зажжённых свеч и полыхающих каминов, что буквально затаскивает зрителя внутрь повествования. Работа звукорежиссёра заслуживает самых высоких похвал: каблуки громогласно стучат по скрипучему паркету, слышен шорох бархата и парчи, треск дров в пламени, звяканье массивных ювелирных украшений, завывание сквозняков, - та самая драматургия звука.

  Над барочными костюмами трудилась великая Сэнди Пауэл – художница «от» и «до», приложившая руку к таким фильмам как «Интервью с вампиром», «Влюблённый Шекспир», «Авиатор», «Ещё одна из рода Болейн», «Молодая Виктория», «Золушка». У Сэнди уже есть три «Оскара», и, честно, очень жаль, что ей не присудили четвёртый. Потому что все костюмы «Фаворитки» не просто стильные, добротные, прекрасно смотрящиеся в кадре, но и выглядят элегантно до самого последнего аксессуара.

Минусы

У поборников исторического контекста люто полыхает от наличия в фильме сцен, вполне себе ясно намекающих, что Её Величество была ой как близка с Сарой Черчилль и Эбигейл Хилл. Мол, нет точных исторических документов, признающих королеву лесбиянкой. Пардон, сделаем ремарку, что никто из ныне топчущих эту землю Анну Стюарт в глаза не видел и не калякал с ней. Поэтому падать на задницу и устраивать феерию после просмотра игрового (а не документального) фильма не следует. Разве что, если есть желание с кем-нибудь высокоинтелектуально потрещать в комментариях. Это - всегда пожалуйста.

Кое-где меня покоробило от юморка, который местами грубоват. Нет, это, конечно, не «Ржевский против Наполеона», но всё-таки были сцены, претендующие на смешные, но оказавшиеся дешёвыми хохотульками, более уместными в нынешнем протухшем «Камеди».

Иногда «Фаворитка» опасно балансирует на грани дерзости и пошлости, но подобное трудно назвать явным минусом, поскольку кино вышло всё-таки не широкопрокатное, а скорее фестивальное. Это не яркая сказочка от Софии Копполы вроде «Марии Антуанетты», а повествование, созданное не только радовать глаз, но и хлестать по зрителю кнутом актуальной сатиры. Так что, можно и потерпеть в некоторых эпизодах.

Главной ролью признали партию Оливии Колман, а Рейчел Вайс и Эмма Стоун претендовали на награды за исполнение ролей второго плана. Честной народ убеждён, что, мол, раз Колман исполнила роль королевы, поэтому ей и отдали пальму первенства. То есть, в дело вступают пресловутые административные ресурсы. Хотя именно фаворитки выступают двигателями сюжета, постоянно пиная своими интригами апатичную монархиню. Ну, что же, Колман была искромётна, но хочется надеяться, что и Вайс со Стоун не подкачали.

Итого

От мастера уровня Лантимоса иного не приходится ожидать – вышел цельный в собственном своеобразии фильм с живыми персонажами, интересными диалогами, нестандартными ситуациями, а сверх того – всегда можно просто полюбоваться на костюмы и изысканные интерьеры Хэтфилд-хауса.

Нет, понравится не всем, но, чтобы удовлетворить любопытство и сформировать собственное мненьице, посмотреть однозначно стоит. Ибо кинишко очень качественное и атмосферное.

За этим же обзором, но с картиночками - милости прошу сюда https://galka-zheglova.livejournal.com/4203.html



Рецензии