Дым паровоза

 По личным вопросам, я приехал на станцию, Санкт – Петербург – Сортировочная – Московская – Октябрьской железной дороги. Давно не был на станции. Стою на железнодорожной платформе, вспоминаю. Справа пятый парк. Слева третий парк. Станция обновилась. Вижу, слева сформирован состав, тепловоз вытягивает его в парк отправления на второй путь. Жизнь продолжается и без нас. Вдруг под мостом я заметил столб дыма? Что это? Как будто кто - то раскуривает трубку.  Вспомнил! Улыбка пробежала по лицу. Это паровоз! Я решил заглянуть в депо. Посмотреть на него!  В моей памяти еще сохранилась история с первым тепловозом, его спроектировал в 1924 году  Ю. Ломоносов. В 1925 году в германии его изготовили. Пригнали в Россию. И только в 1931 году тепловоз появился  в Европе. Прослужил  тепловоз России тридцать лет. Устарел, списали, разрезали в металлолом. Грустная история для исторического изобретения. Спустился с платформы и зашагал прямо в депо.  Подхожу, рядом с поворотным кругом стоит паровоз, читаю: на будке С 018 – 2018, на левом борту - запас воды -27  м - куб. Запас угля – 18 т. Из трубы идет дым! В будку, держась за поручни, по ступенькам, поднимается человек.  Я быстро подошел и окликнул его: - Молодой человек! Можно вас на минуточку! Он оглянулся. Спустился, подошел ко мне. – Я слушаю вас. – Этот паровоз на ходу? – Да, мы на нем работаем. – Это же чудо! Я представился, стал ему объяснять свои пожелания. Можно подняться в будку машиниста и его осмотреть? – Вам? Он посмотрел на меня - Да. Вот перчатки, поднимайтесь за мной. Я поднялся. Осмотрелся, (смотрите фотографии). - Как вас звать? – Роман Владимирович Романов. – Понимаете, я хотел бы написать рассказ, о том, как 6 февраля 1943 г. из Волховстроя, после прорыва блокады, был отправлен первый поезд, с продовольствием в Ленинград. Как бы описать реконструкцию того рабочего дня для людей, нашего времени.  Роман подумал, и сказал: - Это вам надо обратиться к нашему машинисту Вадиму Леонидовичу Гукову,  по его рассказу вы сможете восстановить события 76 –ей давности. Я вам дам его телефон. - Спасибо. Я записал. Позвонил Вадиму Леонидовичу, договорились встретиться в депо. Не высокий человек, плотного телосложения, в тельняшке, в оранжево жилете подошел ко мне, я его спросил: -  Вы Вадим Леонидович? -  Да! Добрая улыбка располагала на откровенный разговор. – У нас сейчас обед. Сказал Вадим Леонидович. - Пойдем в столовую. Сядем за стол, поговорим. Поднялись на второй этаж, зашли, Вадим взял обед. – А вы?  Я буду работать. То есть внимательно слушать, писать. Он ел и с таким интересом рассказывал, я только успевал записывать. Мы весь обед проговорили. В третьем парке шла рабата, с горки шел роспуск вагонов. Срабатывали тормоза. Вагоны стукались в автосцепку. Этот шум, радовал душу. Рассказ получался живой, насыщенный звуками рабочего дня. Чувствовалось: - большие знания, опыт в работе. Главное любовь к своей профессии.  Закончился обед. Мы расстались. Водим, пошел работать, я заспешил домой.   Вот я дома. Вечер. Сел за стол. Задумался, вспоминаю, что слышал, читал в исторических справках. Вижу людей, они ожили, в другом отрезке времени. По рассказам машиниста Гукова, я понимаю, что они делают. Не зря говорят – «Когда мечтаешь, и в темноте хватает света». Долго сижу. Включил настольную лампу. Взял бумагу, ручку и стал описывать все то, что я сам  понял из выше сказанного.  Начнем! 19 января 1943 года Сов информбюро оповестило весь мир о прорыве блокады Ленинграда. В то же время, на Волховстроевском железнодорожном узле кипела работа. На станции стояли Вальдемар Матвеевич Виролайнен, рабочие. Рядом зияла глубокая воронка, недалеко лежала  опрокинутая, изрешеченная осколками цистерна. От разрыва бобы дымилась земля. Прорвавшиеся «юнкерсы» только что отбомбились. На стрелочных перегонах уже трудились железнодорожники. Деловито сновали по путям проворные «маневрушки», доставляли к станции вагоны с продовольствием, боеприпасами. Их увозили в Кобону, Косу, Лаврово. На берегу Ладоги груз ожидали водители автомашин, чтобы везти его по ледовой «Дороге  жизни». Веролайнен, уполномоченный народного комиссариата путей сообщения, все это видел. Но он уже смотрел дальше. Его беспокоило, как прокладываются стальные пути по болотам и лесам Приладожья – от ст. Поляны к Шлиссельбургу, как строится мост через Неву. Да! Несмотря на обстрелы, бомбежки нужно восстановить прямое сообщение до Ленинграда. Он давно решил для себя, что первый состав  в Ленинград поведет он, конечно не один. За право встать у реверса паровоза, первым идущим в Ленинград, боролись все бригады станции. Люди знали, что эти 33 км « огненного маршрута», может стать для бригады последним. Они понимали, именно сейчас,  привести состав на конечную станцию, для них – высшая награда.  И вот 6 февраля 1943 года машинист Иван Пироженко, его помощник Виктор Дятлов и кочегар Иван Антонов поднялись в будку паровоза Э708 – 64. Это они те счастливчики, кому доверили этот первый рейс. Пока светло, бригада поднялась в будку паровоза. Машинист прочитал бортовой журнал. – Ну что за дело! Уверенно в своей правоте, сказал Иван. Все знали свои обязанности наизусть. Еще днем железнодорожники украсили паровоз хвойными ветками, на лобовой части паровоза укрепили плакат: «Привет героическим защитникам Ленинграда». Бригада, взяв с собой инструмент, обошли свой паровоз. Помощник и кочегар проверили наличие смазки в буксах подшипников. Машинист проверил наличие смазки ходовой части колес, дышла, подачу смазки в пресс масленках паровой машины. Иван поднялся в кабину, осмотрел манометры, наличие и правильность укладки инструмента, на паровозе. Проверил состояние контрольных пробок в потолке свода топки. Отсутствие течи топочнх связей. Работу инжекторов подачи воды в котел. Когда стемнело, Иван запросил контрольный пост время, для начало работы. За 15 минут бригада поднялась в будку паровоза.  Машинист стал проверять работу тормоза, проходимость тормозной магистрали. Кочегар, Иван поднялся  в тендер, посмотрел на небо, оно было темное. Мороз и ветер заставили его пригнуться,  и он стал сбрасывать  уголь в латок. Виктор, помощник машиниста стал готовить топку, разогревать, чтобы было достаточно пламени в слое угля. Открыл сифон, для создания разряжения в дымовой коробке. Тяга увеличилась. Стал забрасывать веером уголь в топку. Сначала к передней стенки, правый угол. Потом вдоль стенки левый угол, потом стал заваливать в зад топки. К машинисту подошел главный кондуктор: - Осаживай паровоз, состав из сорока вагонов готов  я  пошел в хвост, смотри за сигналом. Помощник машиниста вышел из паровоза, подал сигнал машинисту осаживать паровоз, сам следил, как прикоснуться стаканы буферов, сожмутся пружины. Он остановил паровоз, подошел к сцепному устройству, накинул крюк на вагон. И вернулся в будку паровоза. – Готово, можно ехать. Машинист подал сигнал главному кондуктору и стал смотреть вперед.  - Ждем сигнала от стрелочника! Сказал Иван. Вдруг засветился зеленый.   - Вижу зеленый! Закричал машинист. Выходим под диск! Иван посмотрел в хвост состава.  Главный кондуктор показывал  зеленый. Послышался свисток. Иван плавно открывал регулятор, чтобы избежать пробуксовки по мере разгона, уменьшая реверсом подачу пара в цилиндры. Медленно повел от себя рукоятку регулятора. Состав стоял. Иван перевел реверс на задний ход, осадил поезд, пружины в стаканах буферов сжались. Потом перевел реверс вперед. Пружины подтолкнули состав, сорвали его с места. Медленно открывая регулятор, Иван почувствовал, поезд начал движение. Виктор стал подавать песок на рельсы, чтобы не было пробуксовки колес, через специальные бункера по песочным трубам. Паровоз запыхтел, окутавшись удушливым дымом. Стал набирать скорость. У поезда собрались железнодорожники. Они кричали: - В добрый путь! Привет «Ленинградцам!» с Большой земли! Бригада наполнилась гордостью.  Свет фонаря, с трудом пробивался сквозь несущиеся навстречу белым хлопьям снега. Земля вокруг была испахана снарядами, бомбами. Проехали мимо пепелища. Видимо здесь недавно стоял дом, осталась лишь печь с трубой. Станция осталась позади, ее поглотила темная мгла ночи. Паровоз кидало из стороны в сторону, монотонно постукивали на стыках колеса. Машинист поглядывал в хвост состава, на хвостовом вагоне светился белый свет фонаря. Все нормально, думал Иван. Посмотрел на помощника, тот через три минуты забрасывал в топку уголь, кочегар, сидя на приступке, быстро открывал дверцы топки, после броска закрывал, чтобы не остудить пламя в топке. Поезд шел, набрав скорость. Иван всматривался вдаль. Вокруг лежал белый снег. Сосны с жидкой хвоей, которая росла на болотах, изредка мелькала в темноте. Он знал, что на разъезде Междуречье, в 50 км. От Волховстроя, поезд ожидает Виролайнен. Показался красный огонек фонаря. - Разъезд! – громко сказал машинист. Поезд стал тормозить. Остановился. К паровозу быстро подошел Виролайнен, легко поднялся в будку машиниста. – Поехали! – сказал он. Вдохнув теплый воздух, насыщенный запахом угля и железа. Он был счастлив, ведь раньше он был машинистом. Став рядом с Иваном, он думал только об одном. Обнаружат ли фашисты идущий поезд? Обстреляв пути, они остановят состав, еще хуже разобьют состав! За окном по бокам дороги просматривался зимний лес, от обстрелов он казался прозрачным, верхушки деревьев как подстрижены. Состав шел через расстрелянный лес. И вот на перегоне Междуречье – Липки, подтвердилось его опасение, фашисты заметили движущийся поезд. Начался обстрел, снаряды падали по обеим сторонам трассы. Но удача сопутствовала бригаде! Ни один снаряд не попал в цель. Не повредил путь, не попал в поезд. На станцию Шлиссельбург поезд пришел в 12 часов 10 минут. Сделал остановку. Надо было осмотреть состав, очистить зольник.  Дальше состав следовал без остановки. К машинисту подошел Веролайнен и попросил: - Иван! Дай мне встать за правое крыло и повести  в город поезд, ведь я машинистом  работал с 1917 года! Иван улыбнулся. – Пожалуйста! Я рядом. Въезжая в город бригада видела, как по пути следования, к поезду подбегали люди, махали руками, кричали в след: «Ура!». Бригада отвечала им гулко звучащим в морозном воздухе паровозным гудком. Утром 7 февраля, Веролайнен держась за ручку крана машиниста, стал притормаживать перед перроном. Первый прямой поезд с Большой земли подошёл к перрону, остановился. За окном, празднично украшенный Финляндский вокзал. С перрона неслось громкое «Ура!» Играл оркестр. Замер почетный караул. Часы показывали 10 часов 9 минут! Бригада! Они были счастливы!  Держась за поручни, они вышла на перрон и оказалась в объятьях встречавших. Шел митинг!  Закончил писать рассказ. Как – будто посмотрел в зеркало и увидел уходящий вдаль поезд. Погас красный огонек на хвостовом вагоне, растаял в ночи дым паровоза.  Я и сейчас, читая исторические справки тех лет, мне хоть и перевалило за семьдесят лет. В глазах ощущается большая радость со слезами на глазах, как сказали бы наши деды: - Ну, и не будем сейчас  спрашивать, сколько каждому лет.


Рецензии