Лондонская Национальная галерея-5

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

 В 1831 году был решен вопрос о постройке для галереи по проекту архитектора Уильяма Уилкинса специального здания, в котором в 1838 году разместилась галерея и была торжественно открыта для публики. Начался новый период в жизни музея.
За 14 лет своего существования Национальная галерея уже сделалась одним из важнейших художественных учреждений страны, а ценность и значение ее художественных памятников приобретали все более широкую известность.
Популярность галереи возрастала из года в год, о чем наглядно свидетельствуют цифры посещаемости. Если в 1839 году там побывало 114 тысяч человек, то в следующем, 1840 году число посетителей возросло сразу до 467 тысяч, а в 1841 году до 538 тысяч в год. Вместе с тем неуклонно росло и собрание. 

Еще в 1834 году была куплена большая картина КОРРЕДЖО (1494-1534) «ВОСПИТАНИЕ АМУРА», ИЛИ «ВЕНЕРА, МЕРКУРИЙ И АМУР» (1525) - великолепное полотно мастера с характерной для его произведений грацией образов, мягкой светотенью и виртуозной передачей обнаженного тела.
У этого выдающегося произведения интересная история.
Оно было написано Корреджо в 1521 или 1522 году. Столетием позднее мы находим его в прославленном собрании картин герцогов Мантуанских.
В 1625 году Карл I английский, собиравший тогда по всей Европе картины для своей коллекции, направил в Мантую доверенных лиц, купивших для него «Воспитание Амура» вместе с несколькими другими произведениями. Когда о продаже картины стало известно в городе, поднялось такое возмущение, что герцог Мантуанский  давал двойную цену, только бы вернуть ее обратно.
Но дело было уже сделано, и англичане поспешили погрузить картину на корабль «Маргарет», который, и прибыл благополучно в Лондон.
Казнь короля и последовавшая затем распродажа его коллекций явились началом новых странствий для «Воспитания  Амура». Лишь в 1834г. картина, наконец, попадает в Национальную галерею.

В 1851 году умер английский художник ДЖОЗЕФ МАЛЛОРД УИЛЬЯМ ТЁРНЕР (1775-1851), имя которого наравне с именем Констебла составило славу английского пейзажа XIX века. Человек исключительной работоспособности, фанатически влюбленный в свое искусство, Тёрнер завещал государству около 300 своих картин и свыше 19 000 рисунков и акварелей с одним условием, чтобы не нарушалась цельность этого собрания и чтобы две его картины «ВОСХОД СОЛНЦА В ТУМАНЕ» (1815) и «ДИДОНА, СТРОЯЩАЯ КАРФАГЕН» (1807) висели всегда рядом со знаменитыми полотнами КЛОДА ДОРРЕНА. 

Благодаря этому исключительному дару Национальная галерея становилась владельцем единственного в своем роде по полноте собрания произведений одного художника.
Отсутствие соответствующего помещения не дало возможности сразу же выставить работы Тёрнера для публики.

Лишь в 1897 году открытие Галереи Тейт как музея, специально посвященного английскому искусству, позволило перенести туда тёрнеровские произведения, где им было отведено целое крыло, состоящее из 9 залов, и картины могли показываться одновременно с лучшими его акварелями.

Только несколько полотен осталось в Национальной галерее, и среди них «ДИДОНА, СТРОЯЩАЯ КАРФАГЕН»  и «ВОСХОД СОЛНЦА В ТУМАНЕ», занявшие место рядом с картинами Клода Лоррена согласно воле дарителя.
Тернер был одним из одареннейших и оригинальнейших мастеров английской школы своего времени, но, в отличие, например,  от реалиста Констебла, его творчество носило ярко субъективный и романтический характер.
Художника не привлекала скромная прелесть родной деревенской природы, его воображение питали эффектные красоты морских бурь и туманов, сказочно прекрасная Венеция или грозные скалы и пропасти Швейцарии. Но что бы ни изображал Тёрнер, главное в его произведениях - это свет и воздух. Редкий дар колориста обращает все его полотна в настоящие красочные симфонии, где материальные формы предметов растворяются в сияющей атмосфере, пронизанной солнечными лучами.

Известная картина Тёрнера  «ДОЖДЬ, ПАР И СКОРОСТЬ», написанная в 1844 году, изображает поезд, мчащийся по мосту во время ливня. Очертания поезда и моста тонут в серой мгле, расплывчатыми пятнами горят желтоватые огни, но впечатление скорости летящего на вас сквозь дождь и ветер железного чудовища великолепно передано мастером, как бы воплотившим здесь свое отношение к новому веку машинной техники, пришедшему на смену патриархальной романтике прошлого.
Картины Тёрнера в настоящее время хронологически завершают собой раздел английской живописи в Национальной галерее.


Рецензии
Отлично написано!!!(

Григорий Аванесов   22.11.2020 03:49     Заявить о нарушении