Город на карте. Куда он пропал? Начало

ТРИ ЛЕПЕЛЯ С ОДНИМ НЕИЗВЕСТНЫМ

До сих пор я знал два Лепеля – свой райцентр, cовременный город, расположенный на берегу величавого озера, и Старый Лепель – село-спутник на берегу того же озера, но в пяти верстах севернее. Какая связь между ними, нам рассказывали отцы и деды, преподаватели в школах.

Но я никогда не слышал и даже не подозревал, что был еще один Лепель – более ранний. Я «познакомился» с ним недавно случайно, открыв старинную географическую карту в одном из архивов Латвии. Не мог поверить!

На карте начала XYII века было явственно прописано: LEPEL. До боли знакомый термин (на латинском языке) явственно просматривался не на своем привычном месте, а в полусотне километров восточнее – в сторону Витебска и Орши.
«Что это?» - не мог поверить.

Первым, к кому я обратился за разъяснением, был белорусский картограф Лев Романович Козлов, знаток исторических «ведомостей» - путеводителей для изыскателей. «Белорусский Меркатор», - так прозвали его зарубежные коллеги.

- Я еще несколько лет назад, - сказал он, - на одной из научных конференций указывал на необычное положение Лепеля, однако никто не придал значения.

Почему? «Промахнулся» составитель, неправильно отобразил действительность? Тогда ведь не было навигационных приборов, да и сложно было разместить на маленьком листе бумаги часть света - пол-Европы.

Но все сомнения развеял еще один лист – тоже карта, но другого издания, из другой эпохи. Знаток «карточного наследия» Лев Козлов передал мне еще один лист – на этот раз копию работы итальянского мастера, которая расставила все «точки над i»: изначальный Лепель (в латинской транскрипции LEPEL), действительно, был! Неоспоримость его существования подтверждало бесспорное свидетельство: на старинном документе были помечены все три объекта: и «Novy Lepel» (Новый Лепель), и «Lepel Stary» (Лепель Старый), и «Lepel Spal». Последний отстоял от первых двух на расстояние, что определила первая карта, и также был привязан к озеру, правда, несколько иначе. Его несомненность удостоверялась сопутствующим условным значком – церковной башенкой с крестом наверху, а соcедствовал LEPEL SPAL со знаменитым Лукомлем - центром исторического удела.

Теперь впору было задаться вопросом: как это понимать?

Получалось, что настоящая история моего родного города не написана, она затерялась в глубинах веков, а LEPEL SPAL (что расшифровывалось как «Лепель сожженный») – что есть?  Начало?

В поисках ответа я снова обратился в Институт истории Беларуси, однако ученые развели руками: надо поднимать архивные материалы и искать. Пока ничего не понятно.

Что же могло произойти? Как и почему возник «картографический» Лепель? Неужели там, в районе Лукомля, его историческое прошлое?

Если сопоставить две карты, то можно выделить период исчезновения города.

На первой карте – а она составлялась в начале XYII века французом Бопланом - LEPEL фигурирует в изначальной стадии, без обескураживающего пояснения о печальной участи и в единственном числе. Это – первооснова, других «Лепелей» там нет. А вторая, которую составил итальянец Риччи Заннони, вышла во второй половине XVIII века. На ней отражены уже все три, с указанием и нового, и старого, и сожженного – спаленного. Между обеими датами – около двухсот лет, которых, конечно же, достаточно, чтобы состоялись грандиозные перемены.

(Продолжение следует).

На снимке: фрагмент карты Заннони (Джованни Антонио Рицци-Дзаннони), 1772 год.
16.07/19


Рецензии