Цветной слух

Что некоторые умеют не только  музыку слышать и различать плохую от хорошей, но еще и могут ее в мозгу окрашивать в разные цвета для лучшего усвоения и впечатлений. известно давно и совсем не новость ни для кого. Вот Скрябин, пример давно известный, поэтому и говорить тут уже просто не о чем.Но эта особенность есть у очень многих. И совсем не только музыканты страдают этим восприятием.Но интереснее все в этом  смысле, безусловно, музыканты. Они не только слушают, но и отдают обратно часто хороший результат.Но про это давно уже известно людям. Вот Прокофьев.Это  загадочная для меня загадка. Мог он напихать при ключе аж сразу все семь знаков.И делать хитрый вид, что это "до мажор". А он просто удачно решил эту шахматную задачу.

А я сама уверена глубоко, что уже и тот самый Бах тоже был крепко с тональностями связан.Хоть клавир он только еще темперировал в те годы, но тональности однозначно отличал.Окрашивал ли он их при этом в какие-нибудь цвета, мне дословно неизвестно.Но  то, что в тональности на "си" он явно видел очень траурное наполнение.Это  точно.И она радикально у него отличается от других тональностей в результатах творчества. Да что далеко ходить? Даже я сама явно слышала всегда в тональностях много разных красок.Просто у  меня это восприятие никогда не носило никакого ни смысла, ни нагрузки.И ничем мне не облегчало для запоминания череду аккордов на экзаменах любых.Эти краски больше похожи на рисунки обезьяны, которой дали кисть и бумагу для опытов над ней.Но так или иначе, тональность на "ля" у меня красного цвета.При этом разницы мажор там или минор звучит, этого я не слышу.Нои   на ноту "ля" настраивают скрипки, поэтому это надо точно знать. А нота "до" - она белая.Потому что  там - парад и   марши с настроением. Нота "ми" так вся конкретно желтая..Там и лютик, и ромашка с одуванчиком.И опять же   минор или   мажор при этом, я услышать не могу.Нота "соль" та всегда нежная и голубенькая.Там как раз, если мажор. она немного ярче. а в миноре грустная и блеклая звучит. Я пропустила изначально в перечислении ноту "ре".Потому что она бывает разная.И не стоит одинаковой раскраски.Ну, понятно, что "си" - это черное и печальное.Там надо много думать и грустить.Но есть еще и нота "фа".Она почему-то. Совсем коричневая.Но не содержимое кишечника в ней и не коричневая чума.Она просто из загадочных.

Но вот если бы можно было тянуть только ноту "ля".Очень-очень долго и без книжки на пюпитре. А была бы та нота настроена, как в глухую старину. На 432, а не на 40, как сейчас решили.То я бы вся дрожала. потому что деки моего альта начали безумно резонировать на звук этой длинной ноты.Там надо  только пальцем ее прижать к грифу посильней, а не тянуть открытую струну.Тогда весь секрет и откроется.

Но вот фильм "Солярис "я  давно смотрела.Про океан с разумом меня не потрясло ни капли. А вот хоральная прелюдия Баха в фа миноре, где в воде колышатся  травы и какие-то ветки.Так меня сильно      поразило в детстве, что я решила непременно это  переложит для струнных.Тут и сказалось мое полное незнание основ всяких оркестровок.Тональность изначально конкретно никак не струнная.Там для исполнения  тоники не хватает струн.Они кончаются на второй ноте звукоряда.И некуда доминанту разрешить, чтобы все хорошо  закончилось.Так я смело решила все изначально переделать на ступень повыше.И тиснула это сочинение в соль миноре.Мне без разницы "фа" там или "соль".Оказалось, что разница огромная.Ощущение неземного испарилось сразу.Хотя всем скрипкам и басам играть это было вполне удобно.Но настроение намертво пропало.И успеха мне не принесло совсем.


Рецензии