Загадка Берлиоза, Булгаков и Кавказ
Кстати, и Венедикт Ерофеев со своей символичной буквой "Ю" в знаменитой одиссее (Москва-Петушки)возможно знал, что на чеченском ю - это шило, и именно шилом убивают главного героя. Но об этом мы уже писали (в Казахстане и Средней Азии много ещё было тогда вайнахов, да и по всей России до Колымы включительно т.е. шабашников).
И ещё, возможно не только Солженицын черпал символы из чеченского языка: вполне суфийский по сути фильм "Джентельмены удачи" использует словарь уголовников "Тики та" как искаженное чеченское Дик ду т.е. "Хорошо", "Добро" или ОК.
P.S. Я как всегда из-за спешки неточно выразился: не прототип самого образа Берлиоза-Черноглаза, а сходство детали сюжета т.е. пышные похороны воинствующего безбожника без головы. По этому поводу даже улица есть в Грозном до сих пор т.е. Черноглаза в пос.Мичурина. Булгаков был вероятно в курсе такого события на родине своего творческого пути (в Чечне у него были первые статьи!). А по поводу суфизма у Булгакова то концепция Иисуса (мир ему!) у него вполне суфийская, но никак не христианско-ортодоксальная. Кроме того, его помнят в моём родном Чечен-ауле как доброго доктора Булгака давшего рецепт для глаз матери моего деда по отцу. Рецепт потеряли после ссылок.
По сути это хоть и очень мелкое, но Новое (наше!) слово в Булгаковедении!
P.P.S. Кстати, ещё одно новое слово в булгаковедении от нас это происхождение фамилии Бездомного. У Блока в статье Интеллигенция и революция есть определение интеллигента как БЕЗДОМНОГО. Этого до нас кажется ни один булгаковед пока ещё не замечал. Булгаков не только псом Шариковым против пса из 12, но и Бездомным спорит с Блоком, и его пониманием Христа. Впрочем и Достоевскому с его народом-богоносцем от Булгакова досталось тоже.
Свидетельство о публикации №219071600573