Штурмовики в истребительной группе

Непосредственная поддержка войск на поле боя, для авиации 1930-х годов, не была чем-то революционным.
Эта задача очень часто возлагалась на многофункциональные тихоходные бипланы. Яркими примерами были французский «Бреге» XIX и советский Р-5. 
В Германии разработали более узкоспециализированную машину – Хеншель Hs 123. Любая теория требует практической проверки. Уже в ноябре в охваченную гражданской войной Испанию были доставлены 3 самолета этого типа, а через два месяца еще два. Машины зарекомендовали себя хорошо. Действовали в составе эксперементальной VJ/88 (иногда звено "Хеншелей" называли Stuka/88). В июне 1937 года 2 уцелевших самолета были переданы националистам (б/н 24-3 и 24-5), т.к. для решения подобных задач выделялась целая эскадрилья устаревших истребителей.

Другим направлением военной мысли было нанесение "ювелирных" бомбовых ударов по точечным целям. И такие машины в Рейхе имелись.
Первый Ju.87A-0 (V4) прибыл в Испанию наряду с пикировщиком He-50G в ноябре 1936 для проверки в боевых условиях возможностей нанесения бомбовых ударов с пикирования. Машины также были включены в экспериментальную VJ/88.
И если биплан Хенкеля явно не впечатлил военных и был отправлен на родину в январе 1937-го, то моноплан Юнкерса (б/н 23-1) выполнял боевые вылеты на Северном фронте и после этого вернулся в рейх в июле 1937.

На этом идея проверки боевых возможностей «Юнкерса» не переставала обсуждаться в авиационных кругах Германии, и было принято решение об отправке партии машин.
15.01.1938. первые три Ju-87A-1 прибыли под командованием лейтенанта Германа Хааса (Haas Hermann).
7 февраля на аэродроме Каламоча (Теруэль) была развернуто звено штурмовиков из трех самолетов (Stukakette) в составе истребительной J/88.
С 15.02.1938. подразделение стало официально именоваться 5 Staffel J/88 (5.J/88) и 17.02.1938. выполнило первый боевой вылет.
Звено использовалось для непосредственной поддержки войск и нанесения точечных бомбовых ударов по ключевым целям.
В конце июля 1938 года звено пикировщиков было выведено из состава истребительной группы и подчинено бомбардировочной К/88. На этом карьера специализированных штурмовиков в составе истребительной группы завершилось.
Летом 1938 года в Испанию доставили Ju-87A-2, получивший б/н 29-5, вроде-как для замены поврежденного борта 29-4. На данный момент, нет возможности сказать точно, случилось ли это до переподчинения пикировщиков бомбардировочной группе или после. В любом случае, все Ju-87А - "Антоны" были возвращены в Германию в октябре 1938 года.

Здесь в алфавитном порядке приведены фамилии и судьбы истребителей, выполнявших не свойственные для себя функции.
Некоторые фамилии уже встречались в предыдущих публикациях, т.к. авиаторы «попробовали себя» в разных ипостасях.

Bartels Ernst, 24.04.1915., унтер-офицер, пилот.
Летал в составе 5.J/88 на Ju-87A-1 б/н 29-2.
Унтер-офицер Эрнст Бартельс из 11. (Stuka)/LG1 погиб 25.09.1939., когда его Ju-87В был сбит зенитным огнем в районе Варшавы.

Beurer Hermann, унтер-офицер, пилот.
Летал в составе VJ/88 на Ju 87А-0 б/н 23-1 и Hs 123А, а также на Не.51В в 1. J/88.
В ходе Второй Мировой войны побед не имел.
Обер-фельдфебель Герман Борер из 2./JG3 пропал без вести (погиб) 29.05.1940., когда его Вf.109Е был сбит над Дюнкерком.

Braunschweiger Heinz, 06.04.1909., фельдфебель, пилот.
Летал в составе VJ/88 на Hs-123A, в 1.J/88 на Не.51В (первая победа) и 2.J/88 на Bf.109B б/н 6-13 (2 и 3 победы).
В начале Второй Мировой войны одержал 2 победы, летая в составе JG2.
Дальнейшая военная карьера и результат боевых действий не известны.
Умер 07.01.2002.

Brucker Heinrich, 05.05.1913. – Lt. – 1
Летал в составе VJ/88 на Hs.123А б/н 24-5 и 2.J/88 на Bf.109.
1. 09.09.1937. И-16 (78)
Награжден Немецким Испанским Крестом в золоте с мечами.
В ходе второй Мировой войны летал в составе штурмовой авиации, также сбил 1 самолет.
Окончил войну в звании оберст-лейтенанта.
Умер 14.06.1984.

Fleisch Alfred, унтер-офицер, стрелок-радист.
Летал в составе 5.J/88 на Ju-87A-1 б/н 29-2.
Фельдфебель Альфред Фляйш из 12.(Stuka)/LG1 погиб 17.05.1940., когда Ju-87В командира эскадрильи, стрелком которого он был, над Брюсселем сбил «Харрикейн» из 17 Sqdn. RAF.

Goler Ernst, унтер-офицер, стрелок-радист.
Летал в составе 5.J/88 на Ju-87A-1 б/н 29-3.
Переучился на летчика-истребителя.
Обер-фельдфебель Эрнст Гёллер из 7./JG6 попал в плен 18.09.1944., после того, как его Fw 190A-8 W.Nr.171519  был сбит в воздушном бою и совершил вынужденную посадку в районе  голландского Эйсдена.
Дальнейшая судьба не известна.

Haas Hermann, 10.01.1914., обер-лейтенант, пилот, командир штурмового звена.
Летал в составе 5.J/88 на Ju-87A-1 б/н 29-4.
Окончил Вторую Мировую войну в звании майора.
Дальнейшая судьба не известна.

Hillmann Fritz, 07.08.1911. обер-фельдфебель, пилот.
Летал в составе VJ/88 на Hs-123A, в 1.J/88 на Не.51В и 2.J/88 на Bf.109B (одержал 3 победы).
В ходе Второй мировой войны одержал 1 победу.
После ранения 15.05.1940. служил на штабных должностях.
Окончил войну в звании майора.
Умер 10.11.1987.

Kramer Emil, фельдфебель, стрелок-радист.
Летал в составе 5.J/88 на Ju-87A-1 б/н 29-4.
Дальнейшая информация отсутствует.

Ruckert Konrad, 01.03.1911., унтер-офицер, пилот.
Летал в составе VJ/88 на Нs-123A.
Погиб 25.03.1937., когда его Нs-123A б/н 24-1 был сбит при атаке наземной цели в районе Аравака (Aravaca) недалеко от Мадрида. Выбросился с парашютом, смертельно ранен выстрелами с земли.

Weyert Gerhard, 04.06.1913., лейтенант, пилот.
Летал в составе 5.J/88 на Ju-87A-1 б/н 29-3.
В ходе Второй Мировой войны летал в составе штурмовой авиации, одержал 3 победы.
После ранения 27.01.1945. в боях не участвовал.
Окончил войну в звании майора.
Умер в 1983 году.

Wilmsen August, 04.03.1913., унтер-офицер, пилот.
Летал в составе VJ/88 на Ju 87А-0 б/н 23-1 и Hs 123А.
Погиб 11.06.1937., когда его Henschel Hs 123А б/н 24-4 был сбит зенитным огнем при атаке укреплений "железного пояса" в районе Бильбао (Bilbao).

Zitzewitz, унтер-офицер, стрелок-радист (авиатехник?).
Летал в составе VJ/88 на Ju 87А-0 б/н 23-1.
Дальнейшая информация отсутствует.

Ради справедливости необходимо отметить, что основную тяжесть работы по поддержке франкистской пехоты на поле боя несли эскадрильи истребителей-бипланов Не.51.
Уже к середине 1937 года командование осознало: истребитель Хенкеля «вчистую» проигрывает в воздушных боях советским И-16, да и с маневренными И-15 борется с переменным успехом.
По этой причине, 3.J/88, вооруженную этими машинами, «перепрофилировали» на выполнение задач по прикрытию войск.
По-видимому, штурмовые действия показались весьма эффективными или от отсутствия альтернативы, так или иначе, в ноябре 1937 года была восстановлена 4-я эскадрилья, с тем же кругом задач.
Пилоты «Хенкелей» из 3.J/88 и 4.(новой)J/88 практически не имели побед, зато несли ощутимые потери от зенитного огня и встреч с республиканскими истребителями. Номинально, их также стоило бы называть штурмовиками.
Но, как говорится, написано "истребители", значит, истребители.
Поставка в Испанию для нужд немецких эскадрилий Не.51С, оборудованных бомбодержателями, кардинально ничего не меняла. Новые приемы использования истребителей-бомбардировщиков, разработанные А. Галандом, эфективные самодельные зажигательные бомбы (т.н. "яйца дьявола") - все это были лишь полумеры. Боевая карьера Не.51, да и самолетов-бипланов вообще, стремительно клонилась к своему закату. Кстати, та же судьба постигла республиканские бипланы Поликарпова И-15, которые в боях 1938-39 годов действовали в основном по наземным целям.
Такое положение вещей абсолютно не устраивало командование Легиона Кондор. Решение было радикальным: в июне 1938 года 4.(новую)J/88 расформировали, а 3.J/88 (к великой радости личного состава) начала перевооружение на истребитель Мессершмитт Bf.109.

Версия от 10.04.2020.


Рецензии