Дед уделал всех

Мой покойный дедушка, светлая ему память, родился в 1910 году, а в мир иной ушел весной 1999. Немного не дожил до своего 88-летия. Мировой был дядька…

Вспоминая визиты к деду, который жил в Челябинске, отмечу, что мужик он был очень крепкий, несмотря на внешний вид. Воспитал четырех дочерей, а на пенсии вместе с женой (моей бабушкой) переехал в благоустроенную квартиру.

Так как без дела дед сидеть не привык, то и во время заслуженного пенсиона продолжал трудиться. К слову, с последней работы – дворником в детском саду, расположенном во дворе дома – он уволился, когда ему перевалило за 80 лет. За те несколько лет, которые он облагораживал территорию для детишек, детсад не раз становился лучшим в городских конкурсах по благоустройству территории. И все это – заслуга деда, который создавал рукотворную красоту и наводил порядок рядом с детским садом. Заведующая дошкольным образовательным учреждением только успевала подавать заявки для участия в конкурсах да выписывать моему старшему родственнику премии за проделанную работу.

В свободное от работы время, летом, дедушка проводил в шахтерском городе Коркино Челябинской области, где жила с семьей вторая по старшинству дочь. На приусадебном участке был немаленький такой сад, который дед разбивал собственными руками. Ну и поддерживал его в приличествующем состоянии, собирая богатый урожай различных ягод, яблок, груш и так далее.

Собранные плоды шли на варенья, настойки и наливки. По части последних двух дед был знатный мастер. Во вместительной тумбочке рядом с его кроватью всегда стояло несколько бутылок, со вкуснейшими, по словам многочисленных родственников, алкогольными напитками разной степени крепости на основе смородины, вишни, малины. Основой же для них служил отменный самогон, который дед также готовил собственноручно. Позже он перешел на медицинский спирт, который ему подгоняла младшая дочь, работавшая фельдшером на скорой помощи. На качестве наливок и настоек это обстоятельство, кстати, никак не сказывалось. Сейчас я, кстати, жалею, что мне тогда было мало лет, и по причине своего нежного возраста я просто не мог попробовать широкий ассортимент напитков из дедовой тумбочки.

Каждый раз, когда у нашей челябинской родни случались семейные торжества, на них обязательно звали деда с просьбой обязательно прихватить несколько бутылочек из домашнего бара. И вот, представьте себе ситуацию. Очередной то ли день рождения, то ли еще что-то. Большой стол, во главе которого сидит дед, зорко следящий за тем, чтобы у гостей всегда было налито.

Проходит час, два, три, четыре после начала застолья, и народ потихоньку начинает засыпать. Кто-то – на диване, к которому приставлен стол, кто-то уходит в соседние комнаты и проваливается в пьяный сон там, кто-то мешком оседает прямо на стуле. В общем, после того, как стрелки часов перевалили за 18.00, дед так и остался сидеть во главе стола, даже не собираясь засыпать. Пил-то он маленькими глоточками, хорошо закусывая, а все остальные, ведясь на его подначки – дескать, куда вам, молодежи, меня, старика, перепить, накидывались довольно быстро. Ну и засыпали… Пару человек потом, говорят, пришлось в буквальном смысле доставать прямо из-под стола – настолько им захорошело. Вот так 80-летний дед старой закалки в прямом смысле слова уделалвсех присутствующих в доме гостей.

Последние годы, когда он жил вместе с нами, я иногда пытался расспросить его, как и на основе чего он делал самогон. Дед, хитро улыбаясь, ответствовал, что основой для будущего самогона служит брага, которая готовится при наличии четырех основных ингредиентов – воды, дрожжей, сахара и тепла. Я даже как-то раз попытался сделать что-то похожее на брагу, но нифига у меня не вышло. Никак не желала нормально бродить та бурда, которую я замешал в большой стеклянной 10-литровой бутыли. А дедушка только похохатывал надо мной, когда я ему жаловался на свою неудачу. Но, надо отдать должно, родителям меня так и не выдал. В итоге я не выдержал, и слил недображку из бутылки в унитаз. На этом мой домашний опыт приготовления спиртных напитков закончился.


Рецензии