Калина красная

Бедным быть не стыдно , стыдно быть дешевым.
(Егор Прокудин ,"Калина красная")

"Возвращение рецидивиста"- именно с таким названием мог выйти на экраны 25 марта 1974 года единственный фильм Шукшина ,снятый на цветную пленку - "Калина Красная". Картина стала лидером проката 1974 года — на сеансы было продано 62,5 млн. билетов . 45 ЛЕТ прошло с тех пор , а ничего более яркого, самобытного , по настоящему "авторского" ,чем "Калина Красная" , не было снято в отечественном кино ! А ведь судьба картины висела на волоске -после просмотра готового фильма комиссия Госкино потребовала многочисленных исправлений .Переделка началась с первой же фразы: бывший заключенный Егор Прокудин говорит "Хорошо, что весной сел. Надо всегда весной садиться". Это выкинули. Прокудину говорят, что он слишком уж суров, "чисто комиссар какой" - выкинули . Диалоги , в которых упоминались про раскулачивание и голод - тоже вон , со всей безжалостностью.“ Есть правда жизни и правда искусства. Правда жизни в материале набрана, а вот есть ли искусство, надо еще разобраться” - вердикт Сергея Бондарчука по поводу отснятого материала почти поставил на картине крест. Госпитализированный из-за обострения язвы , Шукшин сбежал из больницы чтобы заняться правками , но они не удовлетворили комиссию . Но стали известны подробности болезни режиссера , и ,испугавшись трагического исхода, картине все же дали зеленый свет. Да и по времени это выгодно совпало с 50-летием киностудии «Мосфильм», во время празднования которой член Политбюро Николай Подгорный произнёс речь о поддержке реализма в советском киноискусстве . В чем же феномен этого всенародно любимого фильма ? Простые люди , они же киноведы какие -нибудь , они не будут по косточкам разбирать его художественные достоинства , и анализировать логически. Угловатый , "неприглаженный", неровный , рвущий душу , он,что называется, в сердце "запал"... Не потому ли , что на русского человека и вправду накатывает иногда такая жажда воли и едва ли объяснимое рационально чувство тоски , что метания бывшего зэка Егора Прокудина близки и понятны ,наверно, каждому из нас ?Картина эта не только об одиночестве одного конкретного мужика , головастого ,рукастого,но потерявшегося в этой жизни, по воле судьбы оторванного от родных мест ,от матери , от земли... Она -о трагедии целого поколения таких вот неприкаянных егоров прокудиных послевоенного времени , не нашедших себе место в новой послевоенной действительности с ее реалиями..Горе - горюшко ! История обстоятельств жизни , приходящая на ум каждый раз , когда пересматриваешь фильм , придает ему еще более трагическую окраску. "Калина красная, калина вызрела…" - затянула вдруг Лида Федосеева , в купе поезда , во время своего знакомства с Василием Макаровичем , летом 1964-го года . А он вдруг "странно посмотрел" на нее , и подхватил ...Всю ночь они проговорили . Так судьбоносно ,по ее воспоминаниям , началась история их любви. Да и смерть Шукшина навсегда зарифмовалась в сознании со смертью его героя. Первый цветной фильм Шукшина , " Калина красная " поражает воображение игрой красок ! Яркие ,сочные ,контрастные цвета буквально льются с экрана ! Красная рубаха Егора , синие любины глаза , ультрамарин озер , изумрудная зелень травы , желтые цветущие вербы , белоснежные стволы берез...Шукшин ,подобно неистовому живописцу , словно дорвался до палитры с красками , и щедрыми мазками стал кидать их на полотно своей картины ! Кажется, даже звенящий воздух в ней имеет цвет ! Это ведь цвета весны ,цвета жизни , цвета воли , и милых сердцу просторов родной земли !. А ведь действительно ,как представить себе эту картину черно-белой? Душа Егора праздника просила ! А какой же праздник у души без пронзительно-синего алтайского неба и алой ,"как у палача", рубахи ? Но весна в русской деревне -это еще и покосившиеся избы, ветхие заборы , грязь размытых дорог...По сюжету, Шукшин - Егор останавливался у березки , затевая с ней разговор , а за спиной слышал подхихикивающий шепоток мосфильмовский ассистентов " Феллини снимает "Амаркорд", а Шукшин березы гладит ! "И только один эпизод в картине - черно белый. Эпизод хроники тюремной жизни , гнетущий, и лиричный до слез одновременно -тот , где в колонии для заключенных зэк поет свою протяжную песню о старушке -маме...А мосфильмовские ассистенты все-таки поторопились с подсмеиваниями - фильмом , который ,по различным оценкам ,посмотрело более 100 миллионов человек , восхищались Антониони и Феллини ! Он собрал международных множество наград . Великий Фасбиндер ,трагический, тончайший исповедник человеческих душ , на которого "Калина красная" произвела неизгладимое впечатление , называл этот фильм одним из своих любимых . Возможно , именно эта картина натолкнула его на идею экранизации романа "Берлин Александрплац" Альфреда Деблена , сюжетные лини которого прямо пересекаются с фильмом Шукшина. Его герой Франц Биберкопф , в пьяной драке убивший сожительницу , отсидел , как и Егор Прокудин , и тоже захотел начать жизнь с чистого листа. Но ...не позволено ! Страны разные ,ситуации разные ,и люди разные, но параллели очевидны. Фасбиндер их увидел , но " Калина красная ", фильм -код , фильм - откровение , не каждому приоткроет свою тайну . А уж тем более, иностранцу . Некоторые их отзывы о картине звучат так : "Мужчина выходит из тюрьмы, и к удивлению его старой банды, он хочет стать законником. Не по какой-либо реальной моральной причине, он просто чувствует себя слишком старым, чтобы быть отступать от закона, и слишком сломлен, чтобы осуществить свою задумку. Сельская вдова, с которой он переписывался, пытается показать ему другой путь, возможно, с меньшим количеством преступлений. В фильме есть юмор (практически все в сельхозугодьях считают его вторым пришествием легендарного преступника размером с Аль Капоне), всплеск романтики и мрачное чувство кармы, догоняющее нашего главного героя." Ну и как вам такая трактовочка ? )) Наверно, можно все-таки с уверенностью сказать, что фильм Шукшина , в первую очередь , для СВОИХ. И о СВОИХ . Недаром Василий Макарович на протяжении всего фильма так часто через камеру смотрит зрителю прямо в глаза...Эта картина - его завещание , и его нам объяснение в любви . Да и вообще Шукшин непереводимый . Ну как , скажите , перевести его это "шансонье , собаки" ?


Рецензии