На последнем дыхании

"Я очень люблю Францию ! Если вы не любите море… если не любите горы… если вы не любите город…катитесь к чертям ! "

В этом году исполняется 6о лет с момента выхода на экраны фильма Жана -Люка Годара " На последнем дыхании". И столько про него уже сказано, столько написано ,что такому дилетанту ,как мне , глупо было бы пускаться в рассуждения , почему этой картине было суждено стать мощнейшим стартом в истории кино ,и одной из тех,что задали целое направление -"французскую новую волну".Фильм стал настолько знаменит, что история его обросла мифами и легендами. По одной из версий, толчком к созданию картины стала журнальная заметка из криминальной хроники, которую однажды нашел Трюффо ,и принес Годару.По другой ,он просто пометил один из рассказов в журнале, как будущий сценарий. Так это было , или нет , но известно ,что к началу создания фильма готового сценария ,как такового , не было , и Годар буквально досочинял его уже в процессе съемок, которые и длились -то чуть меньше месяца (!) , с 17 августа по 15 сентября 1959.года. Актерам приходилось импровизировать, диалоги писались на ходу , а крохотный бюджет картины заставлял экономить буквально на всем -даже для движения камеры придумали использовать такое недорогое, и бесхитростное приспособление , как инвалидную коляску ! Знаменитый впоследствии "рваный" монтаж ,придавший синкопный ритм картине ,тоже был вынужденной мерой - Мельвиль посчитал фильм кое где затянутым , и посоветовал Годару исключить ряд сцен (в том числе единственную, где снялся и он сам). И тот, обрезав некоторые сцены , вырезал их начала и концовки, что и придало придало их смене эффект неожиданной резкости. Актеры у Годара не репетировали сцены заранее - он при включеннной камере умудрялся объяснять им ,как надо играть . Так на съемках возникла совершенно удивительная , демократичная атмосфера ко всем участникам творческого процесса ! Воистину ,"когда- б вы знали, из какого сора ..."А может, это была хорошо срежиссированная свобода ,кто знает ? Важно то, какие плоды это принесло Что картина " На последнем дыхании" стала чистым "абсолютом" в истории кинематографа , образцом свободы ,креативности, вольного обращения с темпом , ритмом , монтажом ,и прочими компонентами кинозрелища .Построенная , казалось бы ,на случайностях она оставляет ощущение полнейшей цельности , и реальности происходящего , а каждая ее сцена - выверенности до мелочей. Ее главный герой, молодой повеса Мишель Пуаккар , живущий так ,словно у него, как у кошки , девять жизней , сам себе закрывает глаза , и с безмятежным лицом заканчивает одну их них , которая ему наскучила , и от которой он просто "устал"... А его подружка -американка так и остается в недоумении размышлять , что же означает брошенное им напоследок слово "образина" ,адресованное ей - ведь ей всегда были непонятны эти французские слэнговые словечки из арсенала Мишеля...Так Годар в символической форме словно намекает на то, что "новой волне" суждено будет заново переформулировать , и обновить язык кино.


Рецензии