Ледовые страсти

 Ледовые страсти: фанаты Медведевой против фанатов Загитовой

Всем нам, поклонникам фигурного катания (при этом не претендующим на профессионализм в этой области), нужно ответить самим себе на главный вопрос: кто нам, собственно, нравится? Реальная личность фигуристки с особенностями ее характера или образ, созданный тренером, хореографом, всей командой, которая работает на него?

Изучая прокаты Евгении Медведевой, которая сначала работала с российской командой профессионалов, а потом сменила ее на канадскую, я пришла к выводу, что образ, созданный ей нашими специалистами, не настолько соответствовал ее внутренней сути, как это казалось ее фанатам.  Никто ни в коей мере не отрицает ее собственного вклада – она старательно воплощала в жизнь одухотворенные нежные изысканные образы, которые были тщательно продуманы от и до мельчайших деталей. Это касалось грима, прически, костюма, пластики, выбора музыки – абсолютно всего. Ничего удивительного, что такой возвышенный благородный образ трогал сердца. Но я обратила внимание еще тогда, когда она тренировалась здесь, что когда Евгения дает интервью, ее манера говорить, повадка в реальной жизни иная – скажем так, более приземленная и простая, чем это можно было бы предположить тем, кто был очарован ее ледовыми героинями. Бывает, что созданный образ глубже, тоньше, изысканнее, чем реальная личность того, кто этот образ воплощает. Так ли это в отношении Евгении? Можно только домысливать…

Но вообще это – довольно частое явление. Если бы сама Евгения понимала, в чем ее главная прелесть и чем именно она привлекает болельщиков, она ни за что бы не стала менять свой имидж. Я не могу поручиться за всех канадских фигуристов, в мои намерения вовсе не входит бросить тень на фигурное катание этой страны, но, сколько я ни наблюдала канадцев, причем занимающих высокие места вплоть до лидерских, - у них распространен другой СТИЛЬ катания (конечно же, не у всех поголовно, но у очень многих). По сравнению с манерой Евгении (сделавшей ее знаменитой) – более приземленный, даже можно сказать, грубоватый.  Без тех изысков и эмоциональных полутонов, которые делали из этой девушки неземное сказочное существо.  И когда сейчас некоторые из болельщиков утверждают, что она им стала нравиться больше, я недоумеваю… на мой взгляд, эта фигуристка утратила индивидуальность, свою изюминку, то, что выделяло ее среди других (стоит вспомнить ее знаменитую короткую программу на музыку ноктюрна Шопена). И, будь она способна посмотреть на себя со стороны, она осознала бы это. Хореографическое упрощенчество и некоторая плакатность новых образов  – не ее путь, ее не за это так полюбили.  Такой, какая она стала в Канаде, она вряд ли приобрела бы столько поклонников…

Алина Загитова представляет иной стиль катания, на мой взгляд, созвучный ее психологической природе, - озорной, игривый, дерзкий, вызывающий. Людям унылым, у которых депрессии на десятерых хватит, бывает важно подзарядиться некой солнечной энергией, и они тянутся к этой девушке, у которой, как им кажется, есть это «внутреннее солнце». Она порхает по льду как яркая бабочка (причем с очень четкой балетной пластикой) – сложена удивительно красиво: сочетание длинных ног и изящных линий тела, как у статуэтки. Смотреть – одно удовольствие. Костюм красного цвета, в котором она выиграла Олимпиаду, как никакой другой ее украшал. Бывают спортсмены, которые действительно «берут» энергетикой, и Алина – такой «энерджайзер». (Это – тем, кто не может понять, почему такая реакция на Алину.) Она исполняла музыку, в которой заложена трагедийность (как в образе Кармен), и в будущем планирует выступления не на праздничные, феерические (так близкие ее темпераменту), а на серьезные трагические темы. Но при ее повадке – и в самой что ни на есть трагедии будет некое «просветление», эта девушка светится изнутри. 

Все мы достаточно субъективны, у нас есть фавориты, и мы «болеем» за них, несмотря ни на какие их недочеты или ошибки. Но то, за что, критиковали Алину после выступления на Олимпиаде, меня к ней, наоборот, расположило – она достойно держится, признает свои недочеты, умеет анализировать ситуацию, смотреть на нее беспристрастно, радоваться, даже если место не первое (второе – тоже достижение для российской команды). Продемонстрировав в свои шестнадцать лет уже не детскую мудрость. Я отнюдь не идеализирую Алину, но в отношении этой спортсменки вообще идеализации как таковой меньше – как и истерии и безграничного фанатизма (что наблюдается у поклонников ее олимпийской соперницы).

Я не стала вникать в подробности спортивной биографии, личной жизни спортсменок, меня интересует, как они развиваются на льду, и понимают ли сами, что происходит с ними. Способны ли на беспристрастную оценку самих себя? Потому что в большом спорте, как и везде, надо уметь не только выигрывать, но и достойно принимать проигрыш.

И это – самая главная мысль, которую мне хотелось бы донести до фанатов спортсменов.


Рецензии