Звезды на борту

Человек, когда сталкивается с трудностями, то мечтает, чтобы они поскорей закончились, но, когда это происходит, начинает вспоминать о прошедшем с гордостью.

Говорят, именно поэтому любимые темы для разговоров у мужчин – армия, а у женщин – роды.


У меня тоже есть, о чем вспомнить с гордостью, и это... вторая четверть первого класса.

Кто-то усмехнется: «Ну какие могут быть в первом классе проблемы, чтобы помнить о них всю жизнь и гордится?» А вот послушайте историю о мужестве и преодолении, умытую горькими детскими слезами.


Я успел походить в школу недели две, пока не загремел в больницу почти на месяц с сотрясением мозга. После выздоровления, пришлось догонять свой класс. Чем я и занимался почти всю вторую четверть. Каждый вечер вместе с мамой выводил в тетрадке палочки и крючочки, а потом и буквы.


Звучит безобидно, но дьявол кроется в деталях. Во-первых, это был 1972 год, дети в школе писали не шариковыми, а чернильными ручками. Если случалась клякса, работу приходилось переделывать, а случалось это часто. Во - вторых, объем работы был не детский. Если мои одноклассники писали дома несколько строчек, мне приходилось писать несколько страниц, выполнять задания, которые пропустил.


Для маленького человека, не умеющего писать, пара страниц – это вообще что-то запредельное, находящееся за гранью человеческих возможностей. Ошибки, исправления, помарки и кляксы увеличивали о этот объем в разы. Во всяком случае мне так казалось. Каждое домашнее задание начиналось со слез. Меня не ругали, не наказывали, просто терпеливо уговаривали, что работу надо сделать. Так я на собственном опыте узнал значение слов «Победа любой ценой». Два - три часа кропотливого непрерывного ежедневного труда, для семилетнего пацана - это подвиг.


Надо заметить, что в те времена, в магазинах не продавались тетради для прописей. Учительница брала тетрадь ученика, и своей рукой писала в начале строк образцы заданий. Представьте сколько это труда, если в классе двадцать человек? Моя учительница кроме оценок, использовала дополнительную систему поощрения - за каждые пять пятерок наклеивала на лицевую обложку тетради красную звездочку. Для меня эти звезды были сродни тем, что во время войны летчики рисовали на борту самолета, отмечая количество сбитых врагов. Поскольку задания были небольшими, то по завершению тетради на ней могло красоваться и пять, и шесть звезд.


К Новому году я догнал свой класс и объем домашней работы пришел в норму, и вот что удивительно – мне стало не хватать, этого адского труда по вечерам. Может экстрима стало маловато?

Я долго еще хранил свои первые тетрадки усыпанные звездами, как символ того, что если упорно трудиться - нет ничего невозможного.


Рецензии