Лондонская Национальная галерея-6

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Обращаясь к приобретенным в период 1840-х годов произведениям старых мастеров европейской живописи, отметим, прежде всего, замечательный портрет «ЧЕТА АРНОЛЬФИНИ» ЯНА ВАН ЭЙКА (1390-1441), написанный им в 1434 году.
Это была первая работа ранней нидерландской школы, вошедшая в собрание галереи в 1842 году.
Она была приобретена всего за 630 фунтов стерлингов. Эта цена кажется просто невероятной рядом с шести- и семизначными цифрами, определяющими в наши дни стоимость подобных уникальных произведений.
Имя Яна Ван Эйка, чье реалистическое творчество открыло собой начало Возрождения в искусстве северных стран, было уже в то время известно по всей Европе. Оно пользовалось почетом даже в далекой Италии, гордой своими собственными знаменитыми живописцами.
Считалось, что ван Эйк был изобретателем масляной живописи и итальянские художники переняли от него это искусство. В XVII - XVIII веках имя мастера было почти забыто, хотя работы ван Эйка с их филигранной тонкостью письма и звучными глубокими красками продолжали, как драгоценности, храниться в старинных собраниях.
«Чета Арнольфини», вывезенная из Испании, была после битвы при Ватерлоо обнаружена в Брюсселе, где её купил английский генерал Гей и, привезя в Англию, продал впоследствии в галерею.
Портрет супругов Арнольфини, изображенных в домашнем интерьере с любовью и тщательно переданной обстановкой, - это одновременно и совершенно новый тип портретной живописи и первая реалистическая жанровая картина. О ней можно много рассказать (одежда, кровать, богатство).

В 1843 году умер первый хранитель галереи реставратор Сегье, и на его место был назначен известный в то время художник и историк искусства Чарлз Истлейк, одновременно занимавшийся и вопросами техники живописи. Обладая широкими познаниями в области искусствоведения, автор капитальной «ИСТОРИИ МАСЛЯНОЙ ЖИВОПИСИ» (1847) и ряда других серьезных исследований, Истлейк к тому времени стал уже непререкаемым авторитетом в области искусства. В тоже время собственная художественная практика Истлейка способствовала его широкой осведомленности во всех вопросах техники и реставрации живописи, а увлеченное коллекционерство делало его тонким и изощренным знатоком.
Наделенный самыми широкими полномочиями и систематически получая в свое распоряжение крупные суммы на дальнейшее пополнение галереи, Истлейк активно принялся за дело. Ежегодно вместе с женой, чей тонкий вкус и верный глаз не раз оказывали ему большую помощь, он совершал путешествие в Италию, объезжал старые дворцы, церкви и монастыри, так же как и известных коллекционеров и торговцев картинами, выискивая интересные и выдающиеся картины для галереи.
Всего за 10 лет руководства галереей Истлейком было куплено 137 картин преимущественно итальянской школы и столь высокого художественного значения, что без ссылки на них не обходится теперь ни одна монография по искусству Возрождения.
Что же представляли собой сокровища, собранные Истлейком?
В замечательной коллекции, собранной Истлейком, фигурировали почти все значительные имена, характеризующие искусство Раннего Возрождения, начиная от Фра Анджелико, Паоло Учелло, Пьеро дела Франческа и кончая Боттичелли и Перуджино.

 «БИТВА ПРИ САН РОМАНО» (1432), написанная знаменитым ПАОЛО УЧЕЛЛО (1397-1475) в ознаменование победы Флоренции над Сиеной в 1432 году, является одной из самых первых батальных картин в истории европейской живописи. Художник-экспериментатор, с увлечением занимавшийся изучением перспективы, он пытается передать здесь и сильное движение, и разнообразные положения человеческой фигуры, и пространственную даль, но отдельные верно нарисованные детали ещё не складываются у него в целостный реалистический образ.
Взгляд зрителя останавливается на выразительных портретных чертах флорентийского полководца Николо да Толентино, отмечает тщательную передачу нарядных одежд, вооружения и конской сбруи, так же как и сложный ракурс фигуры упавшего на землю убитого воина, но зрителю ещё трудно воспринять всю сцену как реально происходящее событие.
Фигуры лошадей и всадников кажутся деревянными марионетками, которых дергают за ниточки, а пространство, расположенное за ними не убегает в глубину, а словно распластывается на плоскости и никак не связывается с передним планом изображения.
Колорит картины с его изысканной и богатой красочностью отличается в тоже время большой условностью, и это ещё более способствует общему впечатлению наивной сказочности, где черты нового и старого тесно переплетаются друг с другом.

Вот один из оригинальнейших живописцев второй половины XV века КАРЛО КРИВЕЛИ (1435-1494). Его алтарные образы, где обычно представлена восседающая на троне мадонна с младенцем в окружении святых, перегружены архитектурными мотивами, барельефами, вазами, гирляндами цветов и фруктов. Богатейшие одежды расшиты золотом, и фигуры выступают на фоне цветного мрамора или златотканых драпировок. Вся эта живописная роскошь заставляет вспомнить о византийских мозаиках, влияние которых должен был несомненно испытать Кривели. Вместе с тем образы его мадонн, отличающихся какой-то грустной нежностью, полны интимного лиризма, что по контрасту со всем окружающим великолепием придает им своеобразный характер.

Коллекция картин Кривелли в Лондонской галерее необычайно богата и разнообразна. Те, что куплены Истлейком, дополнились вскоре другими произведениями, среди которых надо назвать принесенное в дар лордом Таунтоном в 1864 году, «БЛАГОВЕЩЕНИЕ» (1486).
 «Благовещение» - один из признанных шедевров итальянской живописи XV века. Это большое красочное полотно, написанное в период зрелости художника, вобрало в себя основные достижения искусства Возрождения. По своей статике оно напоминает позднюю итальянскую готику.
Картина поражает своей праздничной декоративностью, яркостью цветов, строгой организацией перспективы. На картине изображен богатый квартал города. Перспектива уводит взгляд вглубь, привлекая внимание к прекрасно написанному второму плану.
На переднем плане – собственно сцена Благовещения.
Рядом с архангелом Гавриилом мы видим покровителя города Асколи (здесь происходит действие картины) – Святого Эмигда. Он показывает архангелу макет города, которому тот покровительствует. Архангел смотрит в сторону Святого, задача которого передать благую весть Деве Марии.
Интерьер комнаты Марии во всех подробностях можно рассмотреть через красивый дверной проем. Луч света, падающий на голову Марии, и голубь над ней говорят о ниспослании на нее Святого Духа.
Мария в роскошном красном платье итальянки XV века, на плечи накинут зеленый плащ.
На втором этаже над комнатой мы видим на балюстраде павлина, вазы с цветами, узорчатый ковер, пустую клетку, а птица из клетки сидит на стержне, на котором висит клетка. Эта сложная скрытая символика вещей повседневной жизни заимствована художником у нидерландских мастеров. Интересно рассматривать каждый прекрасно написанный фрагмент по отдельности, но соединенные вместе, они несут какую-то смысловую нагрузку, часто нам непонятную.
Это одно из самых пленительных произведений в итальянском искусстве конца XV века.


Рецензии