Подмены. p126-130

Если святость сегодня подменена естественной религиозно-
стью, которая свойственна всем народам мира, верноподдан-
ность отвержена двойным отступничеством от царя в 17-м и
20-м веке, тогда может быть патриархальность имеет какие-то
шансы на возрождение? Как третье свойство народа Божьего.
Дворянство и княжество благочестивое, имевшее патриар-
хальность, в наше время восстановлению не подлежат. Есть
призрачная надежда на священство с их семьями. Но куда деть
нашу священническую авторитарность?
Тогда, быть может, крестьянство можно возродить? По-
тому что подлинное крестьянство – это не столько жизнь от
земли, сколько характер людей, имеющих три свойства народа

127
Божьего, это первое, и второе – живущих церковным укладом
с тремя его составляющими – чаянием жизни будущего века,
таинством повседневной жизни и благодатным ладом, исходя-
щим от добродетелей.
Но вот беда – из множества разнообразных современных
инициатив по возвращению в деревню я не знаю ни одной, в
которой люди ставили бы перед собой задачу возрождения та-
кого укладного крестьянства. Значит ли это, что это и невоз-
можно? И как узнать – возможно или невозможно?
Архимандрит Иоаким (Парр) пишет в своей упомянутой
книге (Беседы на Русской земле. СПб., 2013. С. 78): «Однажды
я посещал некий монастырь (в России), и игумен сказал мне,
показывая на одного монаха:
– Вот он – удивительно хороший работник.
Я ответил:
– А есть ли у вас в монастыре люди, которые так же удиви-
тельно хорошо умеют любить?
– О чем вы, – удивился игумен.
– Покажите мне в братстве монаха, который умеет любить
больше, чем остальные.
Он ответил:
– Я не знаю...
– Грустно, – сказал я».
Вот так же и с крестьянством. Испытайте себя. Если есть
желание деревенской жизни, посмотрите в себя, на каких ос-
нованиях вы желаете ее устроить? На основании современно-
сти, т. е. евроудобств, или на основании патриархальности, т.
е. Богом данных и в Церкви устроенных отношений в семье?
Вы увидите, что у вас начнется внутренний разлом.
Жить от земли, жить в деревне, от своего хозяйства – это
важное условие, чтобы началось крестьянство. Но не в нем

128
заключается крестьянство. То, которое с такой злобой и яро-
стью уничтожали в советское время, загоняя людей в колхозы
и совхозы. С помощью этих новых жизненных образований
уничтожался церковно-патриархальный крестьянский уклад.
Уклад народа Божьего.
Желание деревенской жизни – одно. Желание крестьян-
ской жизни – совсем другое. Поэтому пока не преодолеется
внутренний разлом, никакого возвращения к внутреннему
нравственному человеку через крестьянство сделать нельзя. А
это был бы самый прямой и самый массовый путь возвраще-
ния к нравственному человеку.
Но и патриархальность не из книг берется. Из чего же? Как
благословение Божие оно берется из жизни в церковном укла-
де. Берется как восстановление образа мужа и жены, отца и
матери, как восстановление сыновства в детях со всеми его
пятью свойствами. Как восстановление не просто главенства
мужа в семье, но как восстановление семьи в ее единстве, тро-
ичности и святости. Где патриархален каждый член семьи. То
есть каждый член семьи – жена-мать, сыновья и дочери, стар-
шие, младшие – имеют каждый свой нравственный характер,
свой чин отношений как к главе семьи, так и между собою.
Церковный уклад – это религиозность человека. Но не как
одна из сторон души, как это сейчас есть у многих вроде цер-
ковных людей. Не как движение души, которому отводится
свое время и свое место (молитвы утренние и вечерние, служ-
ба и таинства раз в одну или две недели), а все остальное время
человек живет другими потребностями души, при этом о сво-
ей религиозности даже не вспоминая – живет увлечениями,
развлечениями, страстями, работой, домом, хозяйством, гре-
хами, активным отдыхом, все вперемешку. Такой вот разноо-
бразный и многообразный в своих дарованиях современный
христианин.

129
Иное – религиозность, которая формирует церковный
уклад. Она имеет в нем три направления начального устрое-
ния жизни. Первое – она устанавливает отношения с Небом,
это молитва ко Христу, Матери Божией, ангелам, святым, это
богослужения и весь годовой круг богослужений, постов и
праздников.
Второе – она осваивает церковные учения и формирует
свое религиозное мировоззрение.
Третье – она в Евангелии и таинствах дает человеку жизнь.
Это не только в свое время и в своем месте, при чтении Еван-
гелия в рамках правила, но во все время дня, недели, года.
Участвуя в каждом событии жизни и в каждом деле. Таин-
ством Евангелие входит во все события жизни. В том числе и
в святые действия первого и второго направления. Такое при-
сутствие таинства в жизни человека через евангельские за-
поведи и наставления, сам порядок жизни, характер и напол-
нение делает ее церковным укладом. Так как важнейшими
событиями жизни у человека являются его семья, Отечество
и Церковь, такая благодатью наполненная религиозность,
пробуждая, оживляя и очищая его совесть, именно в этих со-
бытиях возвращает его к самому себе. В нем начинает возра-
стать осознание себя семьянином, гражданином, христианином.
Этим отодвигается на второй, третий и дальний план ин-
дивид, отодвигается его первое свойство – самореализация.
Как это происходит? У индивида в его самосознании место
семьянина занимает личная всегда успешность и во всем
успех. Закладка такой самореализации и такого самосознания
в наше время начинается у каждого человека с самого детства.
Детства, у которого отнят труд. Труд должен быть с 3-х лет.
Но вместо него праздность и дух праздности с мультиками,
играми, бездельем.

130
Все, что происходит в наше время с детьми в семьях до их
семилетнего возраста, прямо работает на эту закваску. С семи
лет ребенок попадает в категорическую атмосферу школы, где
всегда успешность и во всем успех становятся главным делом
его жизни. Семья отодвигается на роль биологического и ду-
шевного обслуживания самореализации. А во всем успеш-
ность и всегда успех делаются внутренней осью жизни инди-
вида, вокруг которой складываются и крутятся все важней-
шие жизненные устремления и переживания. Здесь и радость
от успешности, успеха, и огорчение, когда ни то, ни другое не
достигнуты. За такой самореализацией индивида стоит дух
времени. Он-то и приводит современных детей и молодежь
прямо на поклонение образу зверя – жизни в интернете. И для
будущей жизни за гробом не только то имеет значение, что че-
ловек придет туда, нагруженный и помраченный грехами, но
и то, что он придет туда не внутренним человеком, а средним
или внешним, еще с земной жизни подхваченный враждеб-
ным Богу духом времени. Не Божиим уже человеком он при-
дет туда.
Если же у человека в церковном укладе развивается осозна-
ние своей принадлежности семье, тогда действием благодати и
жизнью по вере и совести начинается преодоление индивида.
Ради личности в человеке. Это преодоление индивида делает-
ся для него преодолением второго его свойства – тирании.
Тирания – это различные действия унижения, подавления
и уничтожения другого человека или человеческого в нем. Ти-
рания вместе с тем – это выдвижение самого себя как верши-
теля событий, судеб людей, близких, средних, дальних. И тре-
тье проявление тирании – это безграничное использование
других людей в своих интересах, целях, желаниях.


Рецензии
Вы, батенька, хороший вопрос поставили, но ответ, как видно, недоступен и Вам.

Сергей Казакевич-Кавалевский   17.07.2019 22:17     Заявить о нарушении