Конспект. Восточная философия. Религия

Так различны и так похожи Миры. Восточные люди рисуют лучший Мир как Шамбалу - Мечту, идеальную фантастическую страну высоких духовных сокровищ. И Путь к ней лежит через бесстрашие, бескорыстие и беспредельность.

Дзен, похожий на буддизм, сторонится обрядов, богов и рассуждений о бессмертии. Но не отрицает Бога. Почти парадокс. Главная цель дзен - стать собственным господином своего ума. Открыть око души или узреть основу жизни. Дэен призывает черпать силы из гармоничного слияния с природой и полагаться только на себя. Кажется, в том есть какая-то гордость или неправда, или пустота!!! Да! Есть там она! В дзен есть позитив взгляда на сущность вещей. И раз пустота...значит отстраненность и Вечность. Мммм...Возвыситься над миром, чтобы спастись. Ведь мир изменчив и непостоянен. Приходят к этому через Самадхи - очищение сознания. Вот так.


А буддизм, проникнув в Японию, породил Амидаизм. Амида - красота небесного рая на Земле. Здесь философия такова: страдания только тогда страдания, когда ты их таковыми считаешь.


А вообще по японской традиции вначале был Хаос. Из него образовалось мужское  и женское - Идзанаги и Идзанами. Модель Мира содержит элемент случайности. Идзанами умерла при попытке родить бога Огня. Идзанаги не смог спасти ее. Тогда из глаза родил богиню Солнца Аматэрасу.  Принцип синтоизма - всё сущее является результатом саморазвития мира. Регулирующая Сила не происходит полностью от верховного существа (Бога). Плюс утверждается культ предков и поклонение природе. Обожествляются животные.Почитаются сильно камни, горы. По-видимому, это естественно. Ведь местность такова. Такова Родина. А еще интересно: ива (янаги) -символ женского, изящного. Как она мне нравилась всегда. Оказывается - не зря. Мммм...

И еще важно сказать: Мысль-Слово-Действие --- грани единства Вселенной.

А в Христианстве: Бог-Отец, Бог-Сын и Дух Святый.

Как похоже ...И это Классно!!!


Меч у самураев японских  олицетворяет религиозную убежденность, честь и верность долгу, прямодушие. Меч самурая клали у ложа мертвеца и у колыбели младенца, чтобы отогнать злых духов. Как символично! Как магично! Мммм...




А в Индийской традиции Мир состоит из тела великана Пуруши, которого рассекли боги. Какая в этом есть реальность. Ведь все есть творение от какого-то истока. И этот исток Пуруша здесь. И он во всем. И все в нем.

Желание составляет тайну Бытия Мира. Желание (Кама) - признак самосознания, зародыш духа!!! Желание больше, чем жизнь! Жизнь на Земле - средство усовершенствования. Интерес к Жизни - радость победы над собой!

И это из Упанишад (перев. "сидение ученика подле учителя"), где изложены  религиозные и философские концепции, часть Вед - главного священного писания индуизма.

Шанкара (788-820)- инд. просветитель  - утверждал, что очень много страданий приносит страх,  порожденый невежеством. Поэтому победить его можно только знанием - снятием покровов с тайны. Учил любить истину, почитать разум, достигать жизненных целей. И замечал, что природа человеческой жизни  несет в себе божественную сущность! Кстати, об этом и Христианство говорит. Да, наверно, все религии...Куда без этого?!



В Китае есть понятие Дао - вечного движения, бесконечного и неизменного. Это как внешняя пассивность и внутренняя активность. Личный путь человека основан на вере в порядок и гармонию.

В основе Мира - мужское и женское начало - Ян и Инь. Их отношения утверждают законы Мира. Это творчество! И это Начало всего сущего. Это и стойкость! Пребывающий в стойкости, приходит к счастию. Важным является пространство и время в модели Мира.

Символ постижения Дао в живописи - сосна.

Известный поэт, музыкант, художник и мыслитель эпохи Тан (8век) - Ванвэй. Ему важно мгновение. В мгновении - жизнь. И его художник увековечивает. Сущность его картин можно назвать иконописной поэтому.

В конфуцианстве - главное Небо - духовная субстанция. Небо сверхъестественно. Оно творец вещей и времени. Мир - одухотворенное целое. Человек сливается с Небом. Спасение не в борьбе а в почитании торжества Неба и человека. Важен ритуал, как способ ограничения, сдерживания. Интересная фраза Конфуция: "Народ нуждается в милости больше, чем в огне и воде". Далай-Лама и православные проповедники похожие вещи говорят и писали, и пишут.

«И цзин»  или «Чжоу И» — наиболее ранний из китайских философских текстов. Наиболее ранний слой, традиционно датируемый ок. 700 г. до. н. э. и предназначавшийся для гадания, состоит из 64 гексаграмм. Во II веке до н. э. был принят конфуцианской традицией как один из канонов конфуцианского Пятикнижия.

«Книга Перемен» — название, закрепившееся за «И цзин» на Западе. Более правильный, хоть и не столь благозвучный вариант — «Канон Перемен».



Ну и конечно есть буддизм. Появился он в Индии. Пришел в Китай оттуда же.

Есть страдание - страсти земные. Главная цель - Нирвана - свобода от бед и напастей.  Она надежна, спокойна, безопасна, счастлива, приятна возвышенна, чиста, прохладна!

Лотос - символ в буддизме. Он - творящая сила, начало новой космической эры. Зарождение жизни, плодородия, процветания, долголетия. Закон, как космическая самопорождающая суть,спонтанное творение, вечное рождение (божества и сверхчеловека), бессмертие и воскресение, вечная жизнь, духовность, Солнце, согласие, мечтательность, забвение, мир, тишина, твердость, непрерывность. Цветок лотоса  - мужское начало, лепестки  - женское начало. Лотос -  выражение дуальности  мужского и женского. Лотос - космический универсальный принцип, управляющий Миром, образ Творения. Из 1000-и лепестков лотоса состоит Вселенная. Лотос - символ чистоты как высшего проявления духовности.

Символ чаши в буддизме - символ нирваны.

Кормить странствующих в буддизме  - открывать дома в Бытие. Нищий, как "ничто" - значит он прямо соприкасается со всем!!!


17.07.19

п.с.: источник "Культурология" под ред . А.И. Шаповалова.

 





 


Рецензии