Как испанцы Францию освобождали - 1

Первая часть

В августе 2019 года Париж будет праздновать 75 лет со дня освобождения от немецкой оккупации. Долгое время официальная западная историография утверждала, что Париж, как и вся Франция, был освобождён благодаря слаженным действиям американской армии, подразделений «Свободной Франции» и восставшего французского народа. Однако не всё в этой истории было гладко: до сих пор возникают вопросы касательно союзнического взаимопонимания, национальной принадлежности первых освободителей и даже состава частей, участвовавших в Параде победы на Елисейских полях 29 августа 1944 года.

Французский «зазнайка»

Чтобы лучше понять хитросплетения военно-политической ситуации накануне освобождения Парижа в 1944 году, стоит подробнее остановиться на весьма сложных взаимоотношениях между лидером «Свободной Франции» генералом де Голлем, президентом США Рузвельтом и премьер-министром Великобритании Черчиллем. То, что двое последних не питали особого доверия и любви к французскому генералу, давно уже перестало быть секретом. Известно, что британская разведка прослушивала телефонные разговоры главы французского движения Сопротивления во время его пребывания в Лондоне, а Черчилль однажды даже приказал арестовать де Голля, если тот попытается покинуть Британские острова. Рузвельт в своей переписке с британским премьером именовал француза не иначе как «примадонной», «зазнайкой», «Жанной д'Арк», «человеком, не знающим своего места». Генералу не могли простить того, что он был многолетним протеже маршала Петена и в начале войны некоторое время служил заместителем министра обороны в пораженческом правительстве Франции.

В 2002 году Американское общественное телевидение (PBS) показало двухчасовой документальный фильм «Союзники в войне» о взаимоотношениях Рузвельта и Черчилля с де Голлем в годы Второй мировой. В этот фильм вошло интервью с Кёртисом Рузвельтом, внуком Франклина Рузвельта. Он считал, что отношение англо-американских союзников к де Голлю было обусловлено различиями в подходе к целям войны. По его мнению, США и Великобритания считали, что Вторая мировая война — это борьба западной демократии против нацизма.
«Цель же де Голля заключалась в том, чтобы вернуть Францию на политическую карту мира, — говорил Кёртис Рузвельт. — И надо признать, он этого добился. Ему удалось сделать Францию одной из четырёх стран-победительниц, и в этом качестве Франция получила право на оккупацию послевоенной Германии и место постоянного члена Совета безопасности ООН. И это при том, что Франция фактически потерпела поражение и была освобождена почти исключительно силами англо-американских союзников».

«Париж стоит мессы!»

Своеобразный бонапартизм де Голля в полной мере проявился в августе 1944 года во время продвижения союзных войск к Парижу. Американские генералы Дуайт Эйзенхауэр и Омар Брэдли не горели желанием с ходу штурмовать французскую столицу. Растянутые коммуникации стремительно наступавших англо-американских войск, недостатки в снабжении, опасение увязнуть в уличных боях — всё это влияло на первоначальное решение окружить Париж отдельно выделенным для этого контингентом, а основные силы бросить в прорыв через всю Францию, чтобы ворваться в Германию, захватить Берлин раньше Красной армии и закончить войну до Рождества.

Де Голль выступал категорически против этого плана. В спорах с союзниками он приводил всевозможные доводы. В частности, де Голль говорил о том, что Гитлер приказал уничтожить Париж в случае невозможности удержать его, а военный комендант города Дитрих фон Хольтиц уже издал приказ заминировать наиболее важные объекты и здания. Де Голль указывал на начавшуюся всеобщую забастовку парижан, парализовавшую город, а также приводил в пример Варшавское восстание, которое практически в это же время захлёбывалось в крови без поддержки со стороны антигитлеровской коалиции.

Вместе с тем близкие к де Голлю ячейки Сопротивления распространяли среди парижан призывы к восстанию, что не в последнюю очередь привело к массовым арестам 15 августа 1944 года, когда сотрудниками гестапо и провишистской полиции было задержано 2600 человек (2200 мужчин и 400 женщин), отправленных затем в Бухенвальд.

Несомненно, французский генерал искренне желал освобождения своей родины и её столицы, но в его действиях просматриваются и очевидные политические мотивы. По замыслу де Голля, Париж должен был быть освобождён в первую очередь и именно частями «Свободной Франции», чтобы не дать захватить власть в городе и, возможно, в стране, хорошо организованным левым силам (коммунистам и социалистам). Де Голль не хотел ждать, пока союзники будут прорываться в Германию и уничтожать фашизм в его логове, а стремился получить власть здесь и сейчас. Освобождение Парижа голлистами, пусть и при поддержке англичан и американцев, должно было показать французам, кто истинный лидер нации.

Именно поэтому де Голль пошёл на авантюрный шаг. Как утверждает американский историк Рональд Росботтом в своей книге «Когда Париж погрузился во тьму: Город Света под немецкой оккупацией, 1940-1944» («When Paris Went Dark: The City of Light under German Occupation, 1940-1944»), увидев, что союзники колеблются, лидер «Свободной Франции» отдал устный приказ 2-й бронетанковой дивизии оторваться от 5-го корпуса США и идти на Париж даже без прикрытия с воздуха, но не для того, чтобы окружить его согласно первоначальному плану, а чтобы прорваться на улицы города. Одновременно 19 августа в Париже начались бои между бойцами Сопротивления и немцами и их сторонниками.

Немецкий гарнизон Парижа представлял собой довольно внушительную силу численностью в 20 000 человек (15 000 немцев и 5000 вишистов) при поддержке 200 орудий разных калибров и 80 устаревших танков и самолётов. Сначала бои не давали преимуществ ни одной из сторон, но к 22 августа (в случае подхода немецких резервов с фронта) Париж вполне могла постигнуть судьба Варшавы. В результате Эйзенхауэр, раздражённый действиями строптивого французского генерала и опасавшийся больших потерь гражданского населения Парижа, приказал 4-й пехотной дивизии США и силам ВВС поддержать бросок дивизии Леклерка и идти к французской столице.

Бронетанковый Интернационал

Отдельно стоит остановиться на 2-й бронетанковой дивизии, которой командовал генерал Филипп Леклерк (настоящее имя — Филипп Франсуа Мари, граф де Отклок). Это была необычная часть, как и сам её командир. Леклерк происходил из старинного аристократического рода, ведущего свою историю с XIII века. Образование Леклерк получил в знаменитой Сен-Сирской военной школе. Псевдоним «Леклерк» он стал использовать во время Второй мировой, опасаясь, что его родные в оккупированной Франции будут преследоваться нацистами. После войны Леклерк присоединил псевдоним к настоящей фамилии.

Слава пришла к Леклерку в 1941 году, когда под его командованием части «Свободной Франции» при содействии британских коммандос из LRDG (Long Range Desert Group) провели свою первую боевую операцию в оазисе Куфра в Ливии и разгромили итальянские войска в этом районе. Именно тогда Леклерк и его подчинённые дали знаменитую «клятву Куфры»: «Клянитесь не складывать оружие, пока наши цвета, наши прекрасные цвета не будут развеваться над Страсбургским собором». В декабре 1942 — январе 1943 годов Леклерк провёл французские войска от озера Чад до Триполи для участия в Тунисской кампании.

2-я бронетанковая дивизия (первоначально — 2-я лёгкая дивизия) была сформирована в августе 1943 года из частей, отличившихся в боях в Африке под командованием Леклерка. Соединение организовали по подобию американской лёгкой бронетанковой дивизии. В её состав входили три бронетанковых полка, три пехотных полка, полк разведки, полк истребителей танков, три полка дивизионной артиллерии, группа зенитной артиллерии, инженерный батальон, рота связи, транспортные роты, роты обслуги и медико-санитарные группы.

Некоторые французские историки считают официальной датой создания дивизии 24 августа 1943 года. До сентября 1943 года дивизия базировалась в Марокко в военном лагере Темара, где проходила комплектация её личным составом и вооружением. Позже соединение перевели в Рабат (Марокко).

Интересен национальный состав дивизии. Костяком соединения стал Чадский маршевый полк, созданный в июле 1943 года на основе Чадского полка сенегальских тиральеров. Помимо военнослужащих из французских колониальных владений, в нём служили уроженцы непосредственно Франции и различные европейские добровольцы. Необычными подразделениями полка были 9-я бронетанковая рота под командованием француза капитана Раймона Дронна, образованная ещё до формирования полка в Чаде в 1941 году и носившая прозвище La Nueve (исп. — «Девятка») и 1-я медико-санитарная группа под названием «Рошамбо» (1ere Compagnie Medicale et Groupe d'Ambulancieres «Rochambeau»). Имя этой группы было взято в честь маршала Франции Жана-Батиста Донатиена де Вимера, графа де Рошамбо, воевавшего на стороне колонистов во время американской революции. В этой группе служили американские женщины-добровольцы, прибывшие с собственными санитарными машинами, купленными за деньги от благотворительных сборов в США.

Таким образом, из 14 454 человек, полагавшихся дивизии по штату, около 6800 человек (почти 50%) были по происхождению марокканцами, алжирцами, испанцами, австрийцами, американцами, корсиканцами, а 7654 человека — чистокровными французами.

Что касается технического оснащения дивизии, то тут американцы не поскупились. В сентябре 1943 года Леклерк получил в порту Касабланки 280 лёгких танков M3 Stuart и лёгких бронеавтомобилей M8 Greyhound, 160 средних танков М4 Sherman, 40 САУ M10, большое количество полугусеничных бронетранспортёров M3, грузовиков и джипов. Из артиллерийского и стрелкового оружия на вооружение французов поступили противотанковые орудия калибра 57 мм, миномёты калибра 60 мм, тяжёлые и лёгкие пулемёты, винтовки M1 Garand. Весь личный состав был обеспечен формой, касками, ботинками, рюкзаками, подсумками, сапёрными лопатками и иным имуществом со складов армии США.

В апреле 1944 года полностью оснащённую дивизию перебросили в Великобританию. Там личный состав 2-й бронетанковой в течение более чем трёх месяцев занимался боевой подготовкой, а 29 июля началась переброска дивизии морем во Францию из Саутгемптона. Во Франции дивизия была придана 3-й армии США под командованием генерала Джорджа Паттона.

(Продолжение следует)

Полная версия с иллюстрациями на warspot.ru


Рецензии
Интересно!
Можно добавить то, что было известно.
Рузвельт, за то что Франция отказалась сопротивляться Германии, планировал её разделить на 5 частей.
Но Де Голь слетал к Сталину и подписал с ним договор, как лидер единой Франции.
Сталин надеялся получить союзника.
Ну, а США и Англия решили перетянуть французов к себе. Так Франция благодаря Сталину оказалась в числе победителей.
Хотя сегодня французы об этом совсем не помнят, и можно ли нам от них сегодня ждать благодарности?

Владимир Иноземцев   13.06.2022 15:40     Заявить о нарушении
Владимир! Согласен. Спасибо за замечание. Но цель цикла несколько другая - рассказать об испанцах в рядах армии Де Голя. Но замечание верное и по делу.

Александр Карабликов   13.06.2022 17:45   Заявить о нарушении