Свои люди

БергалАй мрачно посмотрел на двоих посетителей.
-Кто вас впустил?
-Ты что, не узнаёшь приятеля?
«Собеседника» звали АнтУз. Когда-то они действительно дружили с Бергалаем, но теперь Антуз попал в немилость.
Антуз засмеялся. Его спутник тоже оскалился. Видно было, что Антуз чего только не наплёл ему про Бергалая, причём, от чистого сердца, в меру правдивости; ну, свойственна Антузу умеренность, и поди докажи, что это плохо.
-Познакомься, Бергалай, это ВахИп.
-Какого лешего мне надо с ним знакомиться! Шли бы вы отсюда своей дорОгой.
-Э, Бергалай, ты горячишься. Во-первых, тебе по любому делать нечего, так и побалагурь с людЯми, от этого только польза для тебя. А то сидишь под семью замками, боишься нос наружу высунуть.
-Если кому делать нечего, то, скорее, тебе. Под замками я сижу по своей воле, чтобы всякие деятели не морочили голову. Если тебе приятно думать, будто я кого-нибудь боюсь, то это твоё собачье дело, не в обиду будет сказано.
-Это хорошо, если не боишься. Но ты посмотри, Вахип, как он себя ведёт: «кто вас впустил?» спрашивает. Ты что, Бергалай, думаешь, будто у тебя тут охрана? Так ведь я тебе и охрана, если в беду попадёшь, а больше тебя охранять некому.
-Беда от одного тебя и исходит. Верно, что ты меня от тебя же и охраняешь, то есть держишь себя в рамках, но мне эти игры не обязаны нравиться. Чего ты смотришь? Конечно, тебе что ни скажи, ты всё для себя переиначишь, а потОм раззвонишь кому ни попадя.
-Ну, понесло тебя, Бергалай. Мы к тебе по дружески пришли. Может, мы и незваные гости, но я ж тебе не кто попало, мы не первый год знакомы, зачем тебе отрываться от нашего круга?
-Я к нему и не лепился, это ты якобы вдолбил себе в башку, будто мы одна команда. Я-то против тебя ничего не имею, но мне не нравится, что ты меня тянешь на свою сторону; тебе представляется, что ты правее меня и что лучше там, где ты есть. Ну, и цени свой круг на здоровье, а меня не впутывай. Вот тебе притча с моралью: красный цвет не лучше жёлтого, они просто разные, как и мы с тобой и совсем не обязательно считать различие преимуществом. А если где-то что-то написано в подтверждение твоей правоты, то тем хуже для написанного, что находятся такие читатели. И скажи, будь любезен, где, по-твоему, тот круг, о котором ты говоришь? Ты сегодня выпиваешь с Вахипом, завтра с Архипом, но ты лезешь ко мне, потому, что я для тебя величина постоянная.
-Так за это ж я тебя и ценю!
-Ты ошибаешься в оценке. Что бы тебе во мне ни мерещилось, цени это на расстоянии.
-Ты, Вахип, его не слушай, он просто не в духе. А ты, Бергалай, не расстраивайся. А то, так выпей с нами и повеселеешь.
-Это ты не в духе, лишь на этом зафиксирован и ничего кроме этого тебе не видится. Чтоб тебе стало хорошо, надо, чтоб кому-то рядом было хуже - вот вся твоя стратегия. Как же, надо тебе, чтоб я повеселел; ты меня бы напоил, чтоб самому повеселиться. Конечно, мне трезвому с тобой связываться некомфортно, но я комфортной дозы не осилю, по мне, так шли бы вы мимо; так нет, придут, настроение сами же испоганят, но вроде как думают, что мне тут без них паршиво, а они меня выручать припёрлись. На самом-то деле это вам хочется взбодриться за счёт меня.
-Что ты, Бергалай, не за счёт тебя, мы сами выпивку купили, ну, конечно, если ты закусончик какой-нибудь сварганишь, так это бы не помешало.
-Время, родимый, время, вот что тебе от меня нужно. Внимания тебе подавай, слушай твои небылицы, вникай в твою реальность, помогай тебе до твоей истины докопаться. Ты у меня сейчас уже спёр несколько минут, так ещё ж наперёд не меньше дня изгадил, теперь нет, чтоб о чём толковом поразмыслить, так ещё развеивайся после ваших посещений да матерись всю дорогу типа со скуки иначе я тут подыхаю. Проблема у всех одна: никто друг друга толком не понимает, а если и понимает, то дОрого стОит понимание.
-Вот это верно, одной бутылкой не обойдёшься,- заинтересованно заметил Вахип.
-Не переживай,- воскликнул Антуз,- купит он бутылку, и не одну, главное - разгончик. На старт, Бергалай, ну-ка, дорогОй, ты бы стаканчики поискал, да скамеечки соорудил, то-то мы тут бы и расположились на свежем воздухе. Что ты стоИшь, смотайся в хату по-молодецки, возьми посуду, пожалуйста. Это что у тебя за доска, ну-ка, мы её сюда, на камушки приладим и порядок. Присаживайся, Вахип, ноги у нас не казённые. Слушай, Бергалай, может, у тебя огурчики в погребе водятся? Ты не подумай, что я наглею, мы ж тебе нальём, без вариантов. И не выступай, веди себя прилично, ты бы лучше мУзычку включил для поднятия тонуса.
-Что ты, какая музычка, есть гораздо лучший способ: водные процедуры. Где моё ведро? Счас мы тебя охладим для бодрости. Только не надо говорить, что не предупредил. Есть, конечно, альтернатива: гуляйте где-нибудь, а здесь я вам больше ничего не предложу. И комментариев не надо, это, если угодно, не при мне.
Высказав сие пожелание, Бергалай пошёл в хату, погремел ведром, набрал воды, вышел на крыльцо и прицелился.
-Ну, лей, что ли,- недоверчиво вякнул Антуз.
Бергалай вылил на него воду, представив себе, что это бензин.
С тем и распрощались.


Рецензии