Реквием морякам-героям северныых конвоев

           Предвосхищая сизифовы усилия будущих историков,  великий миротворец Уинстон Черчиль сказал: "Всякая война является, главным образом, перечнем ошибок с обеих сторон"... Своего сподвижника по войне Иосифа  Сталина-Джугашвили, трахавшего некогда царские банки и беспощадно расправлявшегося с товарищами по партии, Черчиль назвал "самым бездарным стратегом Второй мировой войны". И причина указана:  из-за тупости и высокомерия.
     Представляется, однако, и другой оценочный вариант. В глупом стратегическом просчете Гитлер  значительно превзошел своего заклятого дружка Сталина. Гитлер самонадеянно вообразил, будто его нападение на Советскую Россию вызовет расхождение в целях и как-то ослабит усилия стран антигитлеровской коалиции. Вышло... наоборот. Начало   войны Гитлера "на два фронта" еще более укрепило и поощрило усилия человечества в уничтожении фашизма. Принимая решение, поддержать СССР в его противостоянии гитлеровскому нашествию,  западные страны исходили из главного:  война между СССР и Германией не была  классовой войной.
     Но какова могла быть непосредственная помощь  Советскому Союзу?  Во второй половине 1941 года были достигнуты первые важные экономические и политические соглашения между СССР, Великобританией и США о совместных действиях в войне против Германии. Так было положено начало созданию самой Антигитлеровской коалиции.  А затем, на состоявшейся позднее Московской конференции трех держав,  был подписан и Первый протокол о взаимных военных поставках. Осуществлялись эти поставки, в основном, исключительно морскими конвоями, то есть сформированными в отряды транспортными  и торговыми судами, охраняемыми боевыми кораблями, авиацией и подводными лодками.
     63 года тому назад первый такой конвой серии  "PQ" пришел в Архангельск 31 августа 1941 года и стал возможен благодаря двустороннему соглашению, заключенному к тому времени между Советским Союзом и Великобританией.
     Об этих-то конвоях и  идет здесь наша траурная речь. Во-первых, почему  именно "PQ"?  Более 60-ти лет тому  назад офицером в оперативном управлении британского адмиралтейства, ведавшим проводкой морских конвоев  в СССР,  был в то время мистер P. Q. Edwards. В целях конспирации  инициалами Эдвардса и стали обозначать конвои, шедшие в восточном направлении. Так, до конца 1942 г. конвои в Россию назывались по литерам PQ, а в обратном направлении - QP. Кстати, в уплату за военные поставки союзников СССР в обратном направлении  отправляло союзникам золото в слитках.
     Во-вторых, конвои понесли тяжелые потери,  ибо  готовясь к захвату мира и к мировому господству, фашисты создали мощнейшую в мире военную машину. Они превосходили  все страны антигитлеровской коалиции, вместе взятые, везде и во всем. Япония сокрушила военно-морскую мощь США в Пирл-Харборе, практически уничтожив Тихоокеанскую морскую эскадру этой страны.  В результате подводные  немецкие лодки безнаказанно шныряли у побережья солнечной Флориды и за Полярным кругом. К примеру, в годы Второй мировой войны немецко-фашистская Германия располагала 1170 подводными лодками.  В то же время,  к началу Великой Отечественной войны  СССР располагала всего лишь  267 субмаринами, причем  только  170 из них участвовали в боевых действиях.
     В-третьих,  конвои на Север России двигались по довольно узкому и опасному коридору между Шпицбергеном и Норвегией с расположенными здесь и в  Финляндии военно-морскими и военно-воздушными базами фашистов. В течение семи-девяти суток морские суда союзников вынуждены были следовать в абсолютно уязвимой для них зоне действия фашистских подводных и надводных кораблей,  а также в зоне досягаемости  победоносными самолетами гитлеровцев, простирающейся до островов Ян-Майен, Шпицберген и Новая Земля.
     Для моряков-союзников это была заведомая смерть, живым здесь можно было остаться только по чистой случайности. 
     Особенно тяжелые потери  в то время понес  широко известный ныне не только историкам морскй конвой PQ-17.
       27 июня 1942 года  в окружении 24 кораблей непосредственного охранения     он  вышел из Исландии, имея в составе 35 грузовых транспортов, в числе которых находились и  два советских торговых судна, а также  2 танкера. Конвой должен был прийти в два морских порта - Мурманск и Архангельск и  его благородной целью была доставка вооружений, снабжения и обмундирования в героический Сталинград. Обеспечение безопасности - боевое охранение и эскортирование PQ-17 - осуществляли военно-морские корабли Великобритании и США, которые, однако, вечером 4 июля были  отозваны  из-за угрозы уничтожения их самым быстроходным и самым  мощновооруженным в мире германским линейным  кораблем - линкором "Тирпиц".
    Утром 5 июля началась морская трагедия, получившая впоследствии у российских моряков название "Кровавое воскресенье".  Рассредоточенные, оставшиеся без охраны и практически беззащитные транспортные суда  конвоя были атакованы немецкими подводными лодками и авиацией. Несмотря на героические усилия по отражению фашистских атак, экипажи гибли  от торпед, смертоносного огня фашистской авиации и от арктической стужи. Конвой потерял 21 транспорт. Только 11 судам удалось достичь  советских портов.  На дне моря оказались 210 самолетов, 430 танков и около 140 тысяч тонн боеприпасов и других грузов для Восточного фронта.
     Но самый трагичный  итог состоит в том, что более двухсот моряков различных национальностей  погибло в холодной морской пучине...

                ***

     Караван, возможно, был бы уничтожен полностью, если бы на пути ужасающего фашистского монстра под названием линкор "Тирпиц" не возникла  маломощная советская подводная лодка К-21, командиром которой  был Герой Советского Союза капитан II ранга Н.А. Лунин. Не устрашась врага и до конца выполняя свой долг, капитан отдал приказ о немедленной торпедной атаке противника. Но линкор двигался противолодочным зигзагом на скорости, намного превосходящей скоростные возможности подлодки. Неисключено, что из четырех  кормовых торпед,  выпущенных советскими моряками по фашистам, в “Тирпиц” не попала ни одна.
     Итог смелой атаки состоит в том, что в поврежденном  состоянии  или нет, но бронированное  немецко-фашистское чудовище "Тирпиц" не принял боевого вызова и вынужден был укрыться в одном из фьордов в районе Тромсе (Норвегия), где позднее его успешно добили самолеты английской авиации, базировавшиеся  на советских аэродромах Севера.   
     Вот как описывает Почетный полярник В.В. Дремлюг спасение оставшихся в живых моряков в своих воспоминаниях  "История о ледовом патруле":
    "Итак, 2 июля 1942 года "Мурманец" вышел в рейс из Архангельска. Жизнь на судне шла своим чередом, распределили вахты. Мне досталась "собачья" - с О до 4 и с 12 до 16 часов. Через несколько суток мы повстречали грузно сидящий на воде танкер "Донбасс". С него нам сообщили, что он следовал в составе конвоя PQ-17, который подвергся нападению немецких подводных лодок и торпедоносцев. Хотя танкер имел значительные повреждения, он отказался от помощи и проследовал в Архангельск. Позднее стало известно, что его экипаж отбил 13 атак немецких самолетов и подводной лодки, сбил 2 вражеских самолета и еще, в этой тяжелейшей обстановке, подобрал 51 моряка с потопленного американского транспорта. "Мурманец" продолжал плавание к Новой Земле.
    13 июля около полудня в районе Гусиной Земли мы заметили группу людей. Они подавали сигналы задымленным костром, размахивали флагом и производили редкие выстрелы из ракетницы. По приказу капитана П.И. Котцова спустили шлюпку, чтобы следовать к берегу. Так как тех, кто находился на берегу, не знали, команду шлюпки вооружили карабинами, а с судна навели на группу людей два пулемета.
    Запросили на русском языке через мегафон: кто находится на берегу - ответа не последовало. Повторили вопрос на английском языке, и тогда с берега ответили, что там находятся 12 человек из команды американского судна "Алапана", торпедированного немецкой подлодкой в 15 милях от берегов Новой Земли. Взяв команду на борт, отправились в губу Белушью, где находились еще несколько человек из команды другого потопленного американского судна. Из рассказа американских моряков выяснилось, что их суда следовали в составе конвоя PQ-17, который подвергся жестокому налету немецкой авиации и одновременно нападению немецких подводных лодок.
    ...Всего на борт "Мурманца" с 13 по 17 июля подняли более 100 человек. Помимо экипажа "Алапаны" были спасены моряки с судов "Альков Рейнджер", "Вашингтон", "Хаталбьюри", "Паулус Поттер"...
     Назвав трагедию конвоя PQ-17 "одним из самых печальных эпизодов последней войны", У. Черчилль решил прекратить отправку конвоев в СССР северным маршрутом. (Черчилль У. Вторая мировая войнв. Избранные страницы. М.: Панорама, 1998 г.)


                * * *

     С первых  послевоенных  лет в мире возникла и существует  обширная документальная и художественная литература  на тему  PQ-17 и Северных конвоев союзников в целом. Среди них и  хорошо известные массовому читателю книги. Такие, как роман английского писателя Олистера Маклина "Корабль его величества "Улисс" и "Реквием каравану  PQ-17" Валентина Пикуля. Создано также несколько фильмов, осуществлены гидрографические и подводные поиски по следам этой северной трагедии.   В России возникла общественная  организация “Полярный конвой”, объединяющая в своих рядах ветеранов северных конвоев 1941–1945 годов, военных моряков, авиаторов, художников и писателей-маринистов. Пишутся новые книги и создаются новые произведения.
    И вот, 6 июня  вечером, в самом веселом городе Северной Америки, в городе Монреале, известном своими секс-барами и секс-шопами, состоиялось серьезное театральное событие на скорбную военную тему.  Впервые в Монреале на обширной сцене  концертного зала Пьер-Меркюр - одного из   крупнейших театрально-культурных центров  Пьер-Пеладо был представлен  спектакль канадского балетмейстера Уильяма (Билла) Коулмана "Конвой  PQ-17",  уже снискавший себе широкую популярность.
    Мировая премьера первоначально канадско-российского проекта Коулмана состоялась в пятницу, 31 августа 2001 года  в рамках празднования 60-летия полярных конвоев на сцене  Российского Государственного Академического Театра драмы имени А.С. Пушкина (Александринский театр) в Санкт-Петербурге .  В спектакле  участвовали Концертный хор Академического театра оперы и балета имени Мусоргского, "Конгресс-оркестр" и канадские артисты балета.
    Кроме того, в  связи с Днем памяти, традиционно отмечаемом в Канаде, театральная постановка  "Конвой  PQ-17" была также дважды - в  2001-м и в 2002-м годах - представлена и зрителям  города Виктория, что в Британской Колумбии.
    Монреальская премьера на этот раз  посвящена шестидесятой годовщине высадки морского десанта союзнических войск на побережье Нормандии.
    По замыслу постановщика, сцены из "Конвоя PQ-17" являются некиим галлюцеобразным видением войны, неожиданно представшим перед тороговыми моряками - узниками потерявшего управление и тонушего корабля. На широком подиуме, символизирующем корабль, артисты балета будут танцевать посреди, или точнее в окружении хора Сан-Лоран и оркестра "Метрополитен" Большого Монреаля, располагающегося не в привычной оркестровой яме, а прямо на сцене.
     Такой неординарный подход в решении постановочных проблем вполне оправдан  грубой иррациональностью самой войны. Оркестр  в этом эпическом спектакле будет олицетворять собой саму слепую стихию разбушевавшегося океана, в котором появляется таинственная морская русалка... В роли русалки - замечательная канадская танцовщица Лоранс Лемье. Моряки, борющиеся за выживание: молодые балероны Анна-Брюс Фальконер и Билл Коулман, а также неувядаемый Даниель Мей - ветеран Второй мировой войны. Красочные декорации к спектаклю "Конвой PQ-17"созданы талантливым сценографом Дэвидом Гошером.   
     -У меня, не как  у многих, свое, глубоко личное  и особое отношение к судьбе конвоя, -сказал в  беседе с корреспондентом YSR создатель спектакля Билл Коулман. -Мой отец,  Жозеф Коулман, ходивший  до этого трагичного рейса на Южную Америку и в Индийский океан, пережил эту северную трагедию и оказался в числе чудом спасенных моряков PQ-17.
    В этом году, благодаря заботам и стараниям  Centre de r;f;rence de la  communaut; russophone du Qu;bec (Альянс), возглавляемого С. И. Литвин  и М. В. Литвинюком, сумевшими объединить интересы разнообразных организаций, пожилые русские воины-монреальцы, их семьи  и ветераны-канадцы встречали традиционный День Победы в Национальной библиотеке Квебека.   
   Выступая  перед участниками празднования, хореограф, автор спектакля и исполнитель танцевальных партий, Билл Коулман сделал своеобразный праздничный подарок: он пригласил участников войны  посмотреть  театральную постановку в качестве  его почетных гостей. Ну, а мы? Особенно из тех, кто как и я не нюхал пороха. Я уж не говорю, что из чувства патриотизма, а хотя бы из чувства причастности к отечественной героической истории сопротивления фашизму, мы бы пошли, а?!
      В поддержку  предстоящего шестого июня в Центре Пьер-Пеладо театрального случая планируется бесплатный показ кино русского фильмейкера Александра Сорокина "Отец и сын", а также  сборник документальных фильмов под общим названием "Блокада", посвященный героическим жителям Ленинграда и их  героическому,  900 дней и ночей,  противостоянию  фашистской нечисти.

   * * *

     ...Ошибки стратегов и просчеты испытанных полководцев. Самолёты c  фашистской свастикой, грохочущие танки, смертоносные бомбы, взрывы, разящие осколки снарядов и  бьющий наповал свинец, горящие деревенские избы, разрушенные города, концентрационные лагеря, газовые камеры и крематории,  расстрелы во рвах и в придорожных канавах, виселицы, грязь, кровь, смерть -- уничтожение цивилизации и самих устоев жизни. Так было...
     И пусть не говорят нам некоторые нынешние лжеисторики, что  если  война и была, то не в таких ужасающих объемах и масштабах. Владельцам теплых персональных кабинетов жизнь из окна всегда представляется  легкой и благоустроенной. Количество вооружений с той и с другой стороны, обмундирование, снабжение... Факты прошлого под рукой затаивших злобу спекулянтов-исследователей непроизвольно выстраиваются в стройную линию,  угодную их человеконенавистнической философии.
     Совсем по-иному представляется и жизнь, и война, когда ты, израненый, из последних сил цепляешься за кромку холодной льдины, пытаясь спасти свою жизнь, или когда  пятеро-шестеро дюжих фашистских оккупантов, приставив к твоему горлу десантный нож,  на твоих глазах зверски насилуют твою несовершеннолетнюю дочь.
       Жестокость никогда и ничем не была измерена. Нет ей статистического эквивалента ни в объемах и ни в масштабах.
     Главное: мы признательны и благодарны павшим,мы помним, мы знаем, мы не предаем нашей памяти и не простим. Это была самая жестокая война и самая кровопролитная из всех  известных в истории человечества. 
     Потому  и возникают такие незабываемые произведения, как спектакль канадского балетмейстера Билла Коулмана "Конвой  PQ-17". Это - Реквием.
    И трижды знаменательно, что  обыкновенный, казалось бы, театральный случай становится фактом большого международного значения и звучания. Через моря и океаны, сокращая географические расстояния и расстояния между сердцами,  на премьеру спектакля   в Монреале   прибывает большая группа почетных гостей из Санкт-Петербурга. Накануне события состоится обширная пресс-конференция.

                By Владимир Морган

На снимках:  Июнь 1942 года. Англо-американская эскадра дальней завесы на выходе из фиорда Скала-Флоу перед сопровождением РQ-17; Фашистский "Юнкерс-88" атакует  грузовой транспорт "Паулус Поттер" в конвое РQ -17; Бывший палубный матрос и корабельный пулеметчик эскадерного миноносца "Оттава"  месье Louis Gauthier - участник Североатлантических конвоев и морской операции в Нормандии; Инженер-полковник в отставке, писатель Я.А.Гельфандбейн со своими новыми друзьми мадам  Лоранс Лемье и месье Биллом Коулманом.

                --------------------------
 
   


Рецензии
Владимир, большое спасибо за статью. Она мне напомнила то, что пришлось пережить после прочтения книги В.Пикуля "Реквием...".
Конечно же, о конвоях знала только на уровне школы, а тут открылась такая жестокая правда. Читала и представляла, что испытывали моряки в открытом море среди грохота орудий, дыма, смертельного огня и арктического холода, когда оказались без охраны.
Потом решила поискать сведения о тех конвоях. Нашла немного. Позднее, когда появился интернет, смогла узнать больше. Особенно поразила незавидная судьба самого мощного линкора "Тирпиц".
Сейчас некоторые рьяно пытаются пересмотреть итоги и ход войны. Но тем, кто испытал ужас трагедии, потерял родных и близких, уже неважно, были ошибки стратегов или нет. Война есть война. Гибли дети, женщины, старики, враг не останавливался ни перед чем. Газовые камеры, крематории, орудия пыток - это довелось увидеть своими глазами в Бухенвальде.
Не могу спокойно реагировать, когда мусолят тему пионеров-героев, подвигов Зои Космодемьянской или Александра Матросова. Мы воспитывались на этих подвигах.
Хорошо, что не слышат они мерзких заявлений тех, кто порочит их имена.
Раньше в школе воспитанию детей уделяли большое внимание. Среди основных направлений были нравственное и патриотическое воспитание. В 90-х упразднили классное руководство, понятие "воспитание" ушло из школы.
Теперь там только "услуги".
Одна надежда на семью. Чему научат и как подадут.
Всего доброго Вам, Владимир.



Валентина Колбина   25.10.2019 08:53     Заявить о нарушении
Милая коллега Валентина Колбина!
Благодарствую за положительную оценку моей работы.
Здоровья и творческих успехов.

Володя Морган Золотое Перо Руси   26.10.2019 19:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.