Литературные рабы
Обманом жить нам, стало быть, с руки" ©х/ф "Приключения Буратино"
А знаете, кто такие литературные рабы? Рабство вроде бы давно отменили, а рабы остались.
Вот представьте ситуацию: заходите вы в книжный магазин, берете с полки любимую книгу любимого автора и вдруг узнаете, что известное лицо, указанное на обложке, вовсе и не автор произведения. Это лицо даже рядом не стояло в момент написания книги, а настоящий автор в силу обстоятельств и/или жадности продал(а) своё авторское право на книгу этому лицу. Он(-а) и есть литературным рабом. Нет, на книге это не указано, все знают именитого писателя и его произведение. Узнаете вы это случайно, хотя можете и не узнать никогда. Но допустим, вам везет и эта тайна вам открылась.
Какие чувства вы в этот момент испытаете? Разочарование, отвращение, брезгливость? Возможно, недоумение? Обиду, что вас так ловко и долго обманывали? Неприятно, одним словом.
А если сказать, что таких случаев подмены бывает много, когда творчество одних людей покупается и выдаётся за творчество других, и не только в литературе? Причем, сомнительные личности могут так хитро дело обстряпать, что наивный и доверчивый человек сразу и не осознает, что натворил, а последствия подобного соглашения часто не вырубить и топором даже в суде. К тому же авторское право существует и после смерти правообладателя, если не ошибаюсь, в течение 70 лет, то есть хитрец не только себе целенаправленно и подло создает бессмертное имя, но и обеспечивает будущее своим детям и внукам. "Не украдешь не проживешь!",- как говорил один человек, который ловко обворовывал своих соседей, ласково глядя им в глаза.
А что же получает настоящий автор-горемыка? Три медных гроша, которые быстро закончатся и запоздалое ощущение на всю оставшуюся жизнь, что его развели, как Буратино. Эта участь даже хуже, чем у несчастного Ван Гога.
Мне не один раз поступали предложения стать лит. рабом, и у меня с ними всегда был разговор короткий, то есть вообще отсутствие всякого разговора. Ведь я понимала: это все равно, как продать своего ребенка, а потом знать, что кто-то на твоем творчестве и внутреннем мире зарабатывает себе ништяки. Он - автор, а ты - никто. Поэтому и не было никогда ни тени сомнения, что я делаю правильно, игнорируя подобное.
И как читателю, такие книги мне не то, что читать, держать в руках не хотелось бы. Какое-то гаденькое послевкусие, как от снятой с трупа вещи.
Творчество, вдохновение, идеи не продаются и не покупаются, как и здоровье, любовь, жизнь, но авторское право почему-то можно.
Свидетельство о публикации №219071700356