Машина счастья

Доктор Эрнст Броди смотрел на свое детище. Вот она, вот – машина счастья. Сколько труда, бессонных ночей и вот…

Еще маленьким Эрнст мечтал осчастливить людей вокруг. Сколько слез, страданий, безысходности и отчаяния видел он. Одинокая, истощенная работой и безденежьем мать. Эрнст помнит, как все время мучил голод  его  и его друзей  - болезненных, худосочных, но на удивление выносливых детишек  этого забытого Богом района огромного бездушного города. Ни кому не было дела, что здесь страдали и гибли люди, не имея самого необходимого.

Каждую ночь, засыпая, Эрнст думал о том, что когда вырастет, он обязательно придумает, как сделать людей счастливыми. Он будет великим и умным, он обязательно узнает,  как изменить жизнь людей. Просто нужно быстрей вырасти.

И Эрнст вырос, все свои силы он отдавал учебе и, несмотря на бедность и отсутствие денег, полагаясь только на свои силы, закончил один из самых престижных университетов. Закончил блестяще. Его познания в физике, химии, математике, астрономии и психологии были просто невероятны.

Вот тогда-то Эрнст и приступил к своей работе. Основав свою лабораторию, все свои силы он посвятил осуществлению своей детской мечты – созданию машины счастья.

 Тридцать лет, целых тридцать лет труда, взлетов и падений, достижений и разочарований… И вот – вот она перед ним. Его цель, его мечта, мечта всей жизни. Больше в этом мире не будет боли, страха и отчаяния – все можно изменить, каждому дать шанс начать жить по-новому. Каждый сможет осуществить свою заветную мечту.

Мальчик, видевший горе хотел сделать людей радостными, но другой мальчик, - бывший сосед Эрнста, друг детства, мечтал совсем о другом.

Эрнст и Арчи были близкими друзьями в далеком детстве. Комната Арчи была напротив комнаты, где жил Эрнст с матерью. Они много времени проводили вместе, но никогда Арчи не поддерживал друга, наоборот. Скрытный и озлобленный, всегда готовый к нападению, Арчи высмеивал мечты приятеля и говорил, что счастье для всех –  это глупость. Счастье чувствуешь, когда рядом кто-то несчастен, а если все счастливы – значит и радоваться особо не чему.

Арчи и Эрнст потеряли из виду друг друга давно, лет двадцать назад. Ученая карьера Эрнста увлекала его все дальше и дальше от приятеля. Арчи заботили другие цели – деньги, власть, успех. Эти слова были для него как магические заклинания. Эти три слова стоили дороже всего в жизни. Еще больше денег, еще больше власти, стать известным – вот это успех! Арчи фанатично добивался своих целей, все сметая на своем пути.

Как ни странно, жизнь не приносила ему удовольствия. Казалось, у него есть все,  что только можно пожелать и даже больше. Арчи не мог найти ответа – как же так, почему не приходит долгожданное удовлетворение, довольство жизнью и собой. Что же не так? У него так много всего, но… но не все! Весь мир, весь мир должен быть покорен его величием. Живут и не знают что он, ОН, АРЧИ, здесь самый важный.

Покорить мир – безумная затея! Сколько фанатиков, преступников, лже-пророков и просто сумасшедших маньяков пытались захватить и переделать мир. Разрушить, сломить, покорить, поработить – невелик словарный запас сумасшедшего завоевателя. Однако ведь они были и всегда появляются эти люди и им порой многое удается. Арчи готов был принять этот сан – Владыки мира. Остался один вопрос: как это сделать?

День за днем проводил Арчи в своем кабинете, закрывшись ото всех.  Он читал о великих полководцах, завоевателях, вождях, которые когда – либо жили на земле и оставили по себе долгую, и, к сожалению, всегда омерзительную, кровавую славу. Он искал ключ к их достижениям, строил и отвергал планы. В грязной мятой одежде, с красными от бессонницы глазами он пугал всех, кто его окружал. Жена забрала детей и уехала на далекие острова, подальше от мужа. Прислуга боялась входить в его кабинет, он впадал в ярость, когда его беспокоили. Друзья и прихлебатели исчезли – он стал невыносим.

Яростное бессилие душило его. Впервые в жизни он столкнулся с непреодолимым препятствием – он не мог найти ответы на свои вопросы.

В один особенно мрачный для него день, бессмысленно глядя на экран огромной панели телевизора, он увидел глупо-счастливое, оживленное, знакомое лицо, лицо давнего друга, чудака Эрнста. Что он может говорить с экрана, какой слюнявый бред несет этот убогий мечтатель?

- Я счастлив, что могу представить миру свое изобретение – мою  машину. Машину счастья, - взволнованно говорил Эрнст. – Каждый, кто решит воплотить в жизнь свою мечту, которая сделает его счастливым, может сделать это. Это должно быть созидательное желание, желание, которое может изменить жизнь к лучшему.

- Жалкий идиот! – Арчи смотрел на Эрнста, и ему хотелось бить его, топтать, кромсать. Как же он смог этот несчастный, как он смог, что он наделал!!!

Долго еще Арчи бессмысленно метался по комнате, не в силах справится с гневом. Наконец он рухнул на пол. Долго и неподвижно лежал Арчи. Ему казалось, что он падает куда-то, в какую-то странную мглистую бездну, но ему не страшно, а тоскливо. Тягучая боль отдавалась в сердце, ему казалось, что он умирает.

За окном уже темнело, когда  Арчи поднялся с пола. Он тщательно привел себя в порядок, и, не говоря ни кому ни слова, ушел ночью из дома.

Он направился к Эрнсту. Как же все просто. Ему было смешно. Машина Эрнста исполнит его желание. Ведь она делает людей счастливыми. Вот он и станет счастлив.

Ох уж этот Эрнст, он же создал идеальное орудие власти, неограниченной власти над людьми и даже не понял этого. Вот они благие намерения. Так умен и такой дурак!!! Ничего, он, Арчи, исправит ошибки наивного глупца Эрнста. Надо же, все таки сумел! И как же им, таким как Эрнст, удается добиваться своего? Почему жизнь так не справедлива? Ему, такому энергичному, настойчивому, полному жажды жизни не удалось придумать ни чего великого? А несчастный фантазер – раз, и совершил невероятное?!

Бешеная зависть ослепила его, хотя он думал, что это ненависть. Зависть к величию души, таланту, одаренности человека, который даже не думал о величии и был лишен тщеславия, он просто хотел освободить мир от страданий и вот почему то именно ему – слава, почет, признание. Признание чего? Непроходимой глупости?! Арчи не так понимал величие. Если обладаешь властью и волен решать судьбы других – вот величие. Если ты решаешь, кому и сколько дать свободы, и за какую цену  – вот величие. А сделать свободными всех, как мечтал Эрнст, это неслыханная опасность, за это казнить надо. И совершит эту казнь он, Арчи.

Лаборатория доктора Эрнста уже была закрыта. Только наверху с краю еще горел свет. Это был кабинет Эрнста. Почти все свое свободное время он проводил там, среди любимых книг, иногда встречаясь с близкими друзьями. Какое убожество и ограниченность, он мог бы бывать где угодно и с кем угодно, влиять на судьбы мира, а он запирается в крохотной каморке и перечитывает свои старые книженции. Лицо Арчи кривилось в брезгливой усмешке.

Арчи вспомнил их  давнюю беседу, именно в этой комнате, когда он, взахлеб, рассказывал тогда еще другу Эрнсту о своих планах. Тогда он только начинал свое восхождение по лестнице успеха. Арчи делился с Эрнстом  ожиданиями дальнейших завоеваний, роста власти и влияния. Эрнст слушал и как-то смущенно улыбался, ему была неприятна всякая власть, которая делом своей жизни считает подавление индивидуальности, которая не считается с людскими жизнями. Жажду власти Эрнст рассматривал как примитивнейший инстинкт, искусственно навязанный людям. Человечеству давно пора от него отказаться, доминирование - это для павианов. Но для людей это пережиток, который совершенно чужд развитию человечества, он только тормозит прогресс и неизбежное освобождение человека от навязанных уродливых общественных форм, основанных на страхе, насилии, подавлении и унижении. Именно в тот день они сильно повздорили, каждый остался при своем мнении. С того дня их пути разошлись.

Вот сейчас, после стольких лет, Арчи стоял около дома своего не то бывшего друга не то нынешнего врага. Вязкие, тяжкие мысли заполняли мозг: «Так что, я просто павиан? Вся моя жизнь – это восхождение к высотам павианьего рая?»

Подавив вспышку тяжелой злобы, которая помешала бы ему в разговоре с Эрнстом, Арчи позвонил.

Дверь распахнулась как-то неожиданно быстро и бесшумно. Эрнст минуту близоруко вглядывался в лицо Арчи.

- Арчи, как я рад, - Эрнст вел себя, как ни в чем не бывало, - проходи, проходи. Я все время думал о тебе, мы так внезапно разошлись. Нехорошо вышло. Мне очень хотелось именно тебе рассказать о своей машине. Как тогда, когда мы были мальчишками. Пойдем же, пойдем.

Эрнст повел Арчи по длинному коридору с множеством стальных дверей. Он вел Арчи прямо к машине и все говорил о том, сколько людей уже обрели свою мечту. Эрнст был счастлив. Он оборачивался на Арчи, улыбался ему и поправлял очки. Арчи молча кивал и бегло улыбался.

- Вот и она, - выдохнул Эрнст и распахнул дверь лаборатории.

Довольно простое сооружение, камера из серого стекла, широкий пульт управления с надписями на латыни, радом с пультом еще непонятный запертый ящик, очень похожий на сейф. Арчи был немного разочарован, он ожидал увидеть сверкающее, сложное сооружение все опутанное сетью проводов, датчиков. А тут – ни чего замечательного.

- И как же это работает?

- Все довольно просто. Человек загадывает желание, фиксирует его в считывающем устройстве, - Эрнст погладил пульт, - машина анализирует содержание желания, если оно не противоречит этическим принципам, не имеет злонамеренных идей, не способно причинить вред обществу, машина сама принимает решение и дает разрешение на исполнение. Человек входит в камеру, погружается в гипнотический сон, в течение которого машина загружает в мозг человека алгоритм решения его задачи, моделирует эмоциональное состояние, формирует  навыки и способности, необходимые человеку для достижения его мечты, восстанавливает физические силы и здоровье. Вот и все. Любой человек сможет сам моделировать свою судьбу.

- А как машина решает, принесет ли желание вред, или пользу, она же не думает как человек, разве ей известно, что хорошо для человека? – Арчи говорил медленно, растягивая слова.

- Машина просчитывает все возможные последствия желания для человечества, она ни за что не допустит, чтобы хоть кому-нибудь был причинен вред.

- Мм… Что ж, Эрнст, я пришел за помощью. Последнее время я не знаю покоя, я несчастен. Я думаю как раз о благе человечества. Единоличная всемирная власть. Только это спасет мир от уничтожения, горя и бедствий. Ты можешь делать счастливыми отдельных людей, доставляя им маленькие радости, без которых они не мыслят своей жизни. Но только всепланетный правитель сможет силою власти, авторитета, железной воли дать счастье всем людям, создав мир, в котором каждый найдет свое место, будет гарантирован от голода, бед, тревог, болезней. Каждый будет счастлив, подчинившись воле Всемирного Мудрейшего Повелителя, дарующего мир и благоденствие. Разве это не достойнейшее желание? – Арчи ораторствовал, глаза его горели, руки дрожали.

Эрнст с сожалением смотрел на возбужденного своей речью Арчи. Неужели Арчи до сих пор не понял, почему он так несчастен? Просто увеличив количество власти и влияния, как же он изменит свою жизнь? Это будет просто больше власти и ни чего больше. Тем более разве можно вообще стремиться к порабощению людей? Человек рожден быть свободным, только возможность свободного творчества делает нас счастливыми. Каждый человек,  прежде всего, творец. Всю жизнь мы учимся и учим, строим, рисуем, пишем, изобретаем, готовим, растим, делаем открытия. Неважно насколько грандиозны и значимы  эти произведения – они бесценны. Разве нас сделало людьми не творчество? В те далекие первобытные времена, да кто-то сражался за лишний кусок мяса, отобрав его у другого, но это путь самоуничтожения. А был другой человек – он начал рисовать, лепить, делать инструменты, смотреть на звезды и пытаться проникнуть в тайны жизни. Именно это сделало нас людьми. Неужели за столько лет истории человечества люди так ни чему и не научились?

- Мы по-разному понимаем свободу и счастье, Арчи, - грустно проговорил Эрнст. – Моя машина не примет к исполнению твое желание.

Арчи молчал. Молчал и Эрнст, а только как-то жалостливо продолжал смотреть на друга.  Этот сочувствующий взгляд был невыносим Арчи. Жуткая, жгучая ненависть нарастала с каждой минутой все сильнее.

- Так значит, нет? – спросил Арчи, бледнея.

- Не надо, Арчи, я…

Но Арчи не дослушал, он бросился на Эрнста и быстрым, коротким, злым ударом ножа убил его. На мгновение Арчи почувствовал облегчение. Но лишь на мгновение, следом его оглушила волна отчаяния и раскаяния, ни когда в жизни ему не было так больно. Он не понимал, что с ним происходит. Он словно убил часть себя.

- Все, успокойся, все. Машина, сейчас я все сделаю. У меня все получится, а Эрнст забудется как страшный сон.

Арчи проделал все, что рассказал ему Эрнст и вошел в машину. Он вошел в кабину и уже не видел, какое решение приняла машина. Он уснул.
Прошло более часа. Камера открылась, было очень тихо. Наконец из машины вышел Арчи. Это уже был не тот Арчи. Он оказался снова ребенком, семилетним Арчи, каким он был, когда они с Эрнстом были соседями и друзьями. Растерянный, он подошел к машине и прочел на экране пульта управления решение: «Все что можно сделать для Вас – дать шанс начать все сначала. У Вас будет время подумать, что такое счастье».


Рецензии
Прекрасный рассказ, у меня есть похожая по духу вещь - "Больше чем Бог". Творческих успехов вам!

Сергей Приходько   23.09.2019 11:01     Заявить о нарушении
Спасибо за отзывы, Сергей. Я прочла "Больше чем Бог". Идеи множественных воплощений, управления своей жизнью, фатализма, выбора - одни из самых интересных и сложных. Вы могли бы на основе своего рассказа создать целый роман в стиле фэнтези. Думаю, у Вас бы получилась глубокая вещь с интересным сюжетом.

Оксана Телякова   25.09.2019 13:59   Заявить о нарушении
Благодарю, я подумаю.

Сергей Приходько   25.09.2019 14:21   Заявить о нарушении