Взгляд в светлое прошлое

Чем пристальнее вглядываешься в прошлое, тем больше обнаруживаешь для себя новизны. Поэтому всегда интересно смотреть кино. Лучше отечественное кино, допустим, сорока или пятидесятилетней давности. Даже если оно из разряда «так себе». Ведь в большинстве случаев узнаёшь ту неповторимую этнографию. А уж если действие фильма разворачивается в твоём родном городе – вообще возникает множество эмоций, поскольку волны памяти моментально всколыхивают какие-то значительные эпизоды из твоей молодости.

В последнее время по питерскому ТВ часто показывают фильм «Сержант милиции» начала 70х (режиссёр Герберт Рапопорт, в главных ролях Алексей Минин и Татьяна Веденеева). Такая, вроде бы красивая, трёхсерийная лакировочка про выбор жизненного пути, определение себя в пространстве будущего ремесла и зарождающуюся любовь молодых людей. Однако так представляется лишь на первый взгляд. Ведь в художественном смысле фильм, несомненно, глубже. Как вероятно и первоисточник, то есть одноимённая повесть Ивана Лазутина.

Впервые этот фильм я смотрел ещё в армии, в 1975 году. В ленинской комнате даже специально устраивали для нас коллективный просмотр, поскольку, с точки зрения политотдела, в фильме говорилось о правильных вещах, воспитывающих молодых людей в нужном направлении.
А ведь и действительно, парень пришёл из армии, где дослужился до сержанта (для питерского юноши, кстати, звание «сержант» не очень характерно во все времена: в правилах хорошего тона всегда считалось, что правильнее вернуться из армии рядовым); тут же поступил на службу в милицию, а параллельно на вечерний юрфак ЛГУ. Занимается самбо, блещет чувством юмора, нравится девушкам.
И, ведь главное, мыслит не стандартно, особенно когда дело касается работы – то есть, расследования уголовного дела. Между прочим, совсем не придуманный персонаж. В наше время таких нормальных порядочных парней действительно было много.

Ленинград 70х показан непосредственно и совершенно не навязчиво.
К примеру, главный бандит Князь в роли Олега Янковского и его подельники в  одной из сцен сидят в сквере у Московского вокзала. А перед ними грандиозная перспектива всего Невского, где среди строгой геометрии зданий угадываются Аничков дворец и Гостинка, определяется круглая стеклянная башня Дома книги и чётко видны очертания Адмиралтейства.

Есть удачные актёрские работы. Обворожительна Татьяна Веденеева. Правдиво изображает представителя нашего поколения Алексей Минин, собственно "сержант милиции". Более чем убедителен в роли милицейского идиота лейтенанта Гусеницына Анатолий Столбов, который запомнился ещё по эпизоду из Республики Шкид (учитель словесности), песней «не женитесь на курсистках».
Не говоря уж, об Иване Краско и упомянутом выше Олегом Янковским.

Не самое худшее, кстати, было время, этот период брежневского застоя. Загадочное. И многообещающее. Все жили, хотя и скромненько, но со вкусом.
В магазинах шаром покати, а в глазах у абсолютного большинства оптимизьм. Город был, так скажем, мало ухожен, а иностранцев в центре пруд пруди, почти как сейчас. И ведь не сравнить было скромный, затянутый в поясе Ленинград с нынешним Петербургом в смысле ухоженности и лоска, выделяющимся блеском архитектурных ансамблей  даже на фоне многих европейских столиц.

Между тем сквера на площади Восстания давно уж нет, снесли ещё в 80х, и теперь там стела со звездой. Поставлена стела, кстати, к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне в 1985. На месте памятника Александру Третьему: «Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте обормот».
Возможно, сквер тогда снесли, прежде всего, по соображениям транспортных развязок – всё же площадь Восстания находится на пересечении двух магистралей, Невского и Лиговки. Ну, да, партейные начальники советских времён завсегда на месте церквей ставили метро, а на месте исторических памятников непонятно что.
А возвращать на это место памятник Александру Третьему было дорого и хлопотно, и, главное, по тем временам вообще идеологически сумасбродно. Вот и водрузили стелу.

А время было неспокойное. Никакой афганской войны ещё и в помине не было, но  атмосфера уже была тревожной. Мы в армии пели тогда:
" В звёздах тёмная ночь, как прострелена пулями,
  И тревогой опять завывает зима,
  Эти игры в войну мы с тобой не придумали,
  И ещё не пора нам о них забывать..."


Рецензии
Я тут вспомнил, сколько лет стоял закладной камень в сквере между кинотеатром "Родина" на Манежной площади, начиная с 1952 года. Там еще рядом Дом кино есть и Зимний стадион.
На камне было написано: "Здесь будет сооружен памятник Николаю Васильевичу Гоголю." Лет двадцать камень простоял, а памятника Гоголю там так и не поставили.

Владимир Байков   26.11.2021 01:00     Заявить о нарушении
Я хорошо помню этот камень. А памятник Гоголю сейчас стоит на Малой Конюшенной (Софьи Перовской).

Валерий Шум   26.11.2021 18:55   Заявить о нарушении