В. Пашинина Несколько уроков истории

Приложения
НЕСКОЛЬКО УРОКОВ ИСТОРИИ

Обедненный образ Есенина бытует до сих пор.
Галина Аверина

 Урок 1
Расплата за близость к Есенину
Есенин Юрий (Изряднов), сын поэта — расстрелян в 1937 году.
Есенин-Вольпин Александр, сын поэта — помещался в психиатрическую лечебницу, эмигрировал, живет в Бостоне.
Есенин Илья Иванович — двоюродный брат (1902-1942 годы) — был осужден, погиб на фронте.
Райх Зинаида Николаевна, жена поэта — убита в 1939 году.
Наседкин Василий Федорович — расстрелян в 1938 году.
Бениславская Галина Артуровна — покончила с собой в 1926 году.
Устинов Георгий, журналист — найден повешенным в 1932 году.
Берзинь Анна — 8 лет лагерей и 8 лет поселения.
Горбачев Г.Е. — сослан на Соловки, расстрелян.
Мариенгоф Кирилл — 16летний сын Анатолия Мариенгофа, покончил с собой.
Дункан Айседора — погибла (убита?) в 1927 г.
Рейснер Лариса — скоропостижно скончалась в феврале 1926 года.
 Фурманов Дмитрий — скоропостижно скончался в марте 1926 года.
Дести Мэри — скоропостижно скончалась после гибели Айседоры Дункан.

 Судьбы крестьянских поэтов, друзей Есенина Ширяевец Александр — скоропостижно скончался в 1924 году.
Ганин Алексей — расстрелян в 1925 году.
Орешин Петр — расстрелян в 1938 году.
Клычков Сергей — расстрелян.
Приблудный Иван — расстрелян.
Клюев Николай — расстрелян в 1938 году.
Наседкин Василий — расстрелян в 1938 году.
Касаткин Иван — расстрелян в 1938 году.
Сахаров Александр — репрессирован, умер в Казахстане в 1952 году.

…"голубороговцев"
Яшвили Паоло — застрелился (расстрелян) в 1937 году.
Табидзе Тициан — расстрелян.
Табидзе Галактион — покончил с собой. …

имажинистов
Грузинов И. — прошел ссылку, умер от голода в годы Великой Отечественной войны.
Эрдман Н. — прошел ссылку.
Афанасьев-Соловьев — расстрелян.
Чернов — умер от чахотки.
Шершеневич — умер от чахотки.
Шмерельсон — умер от голода в годы Великой Отечественной войны.
Эрлих Вольф — расстрелян.
Урок 2
И после смерти не было покоя...
В 1926 году на могиле Сергея Есенина стоял крест, который мы видим на фотографии. Фигура распятого Христа довольно необычна: короткая стрижка, кудрявые волосы, есенинская челка. Довершают образ полевые цветы вместо терновника в венке, цветы под ногами. Все говорило о том, что перед нами — варварски убитый поэт, мученик. Художник словно хотел сказать: здесь покоится прах несправедливо загубленной души, замученного человека.
Создатель надгробия ныне неизвестен. Рискну предположить, что это Георгий Богданович Якулов, не раз спасавший поэта при жизни. Это он познакомил Айседору и Есенина, он вовремя подсказал ей увезти поэта из России. Ушел Якулов из жизни в 1928 году в возрасте 44 лет, что тоже наводит на определенные размышления.
  Стояло это распятие недолго. Власти поспешили заменить его на менее значимый, лишенный смыслового подтекста. Всего на могиле поэта Сергея Есенина сменилось четыре креста. И только в 1950 году был установлен бронзовый барельеф от Союза писателей СССР, выполненный скульптором Л.М. Белокуровым. В 1986 году его сменил памятник скульптора А. Бичукова. Однако и здесь не обошлось без странностей — всю площадку вокруг мемориального комплекса залили бетоном. Бетонная подушка, уходящая вглубь больше чем на 1 метр, по объяснению властей, должна служить укреплением для памятника, хотя он совсем небольшой и вряд ли требовал такого мощного основания.

Урок 3
Заботливое письмо вождя

Помощь голодающим в 1921 году организовали не большевики, а церковные пастыри, об этом есть документ патриарха Тихона. Именно по его указанию начали священники сбор средств для голодающих. Большевики их остановили, сказав, что сами накормят голодающих, и велели весь сбор сдать государству. Тогда большевики и не предполагали, что голод свирепствует в таких размерах. Через месяц они уже не отказывались от помощи церкви. Обратились и к интеллигенции через Максима Горького. Слово Буревестника тотчас было услышано. 28 июня М. Горький внес свое предложение о создании комиссии, 29 июня оно было рассмотрено на политбюро, а 12 июля утвердили группу делегатов от большевиков и интеллигенции.
Собирались часто, но распределять было нечего, и заседания комиссии сводились к разговорам. И потому решили начать сбор средств за рубежом. Но для выезда потребовались соответствующие документы. От имени общественности Горький обратился к Ленину и 9 августа получил то самое "заботливое" письмо, в котором вождь советовал писателю поехать полечиться, а 26 августа руководители были арестованы.
Владислав Ходасевич, жил в тот год у М. Горького. Все происходило на его глазах. Вот его записи: "Когда вся общественность по распоряжению Ленина была арестована и не арестован только "зачинщик", Максим Горький сказал Каменеву: вы сделали меня провокатором. Этого со мной еще не случалось. Вот тогда и воспользовался советом Ленина и осенью покинул Советскую Россию".
М. Горький с привлеченной интеллигенцией стал для большевиков помехой. Требование документов выезда за границу было в газетах объявлено как "противоправительственные речи". В том же году М. Горький пишет во Францию рабочим о помощи голодающей России: "По непреклонной воле истории русские рабочие совершают социальный опыт, и голод грозит прервать этот великий опыт".
Разумеется, завершение "великого опыта" пролетарский писатель наблюдал из Италии. В очерке "Ленин" Максим Горький напишет о вожде: "Сам почти больной, очень усталый, он писал мне: у вас кровохарканье, а вы не едете". С тех пор этот ленинский документ значится как "Заботливое письмо вождя".

Урок 4
Кто "заказал" Розу Люксембург

О том, что Роза Люксембург и Карл Либкнехт погибли от рук контрреволюционеров Германии, известно всем. Известны имена исполнителей убийства. Известно имя командира добровольческих корпусов капитана Вальдемара Пабста, который неоднократно давал интервью журналу "Шпигель", оставил даже мемуары. Но неизвестны до сих пор имена заказчиков и причины этого жестокого злодеяния:
"Роза Люксембург получила еще до убийства тяжелое увечье, а после убийства ее тело бросили в канал. Тело ее нашли через четыре месяца. Убийце — лейтенанту флота Сушону (24 года) обвинение вообще не предъявлялось" ("Ноейс Дойчланд", 10 января 2009 года).
По признанию этой газеты, "о самом тяжелом по последствиям двойном убийстве в истории Германии немецкие медиа обычно пишут коротко и скупо". Такие же короткие и скупые интервью и Вальдемара Пабста: "Карла Либкнехта убили выстрелом в спину, и все закончилось оправданием убийц и двумя смехотворными штрафами для Рунге и Фогеля".
О том, что творилось в эти дни в городах Германии, Клаус Гитенгер в том же номере газеты пишет так (статья "Двойное убийство"): "Пабста и его часть ис( пользовали для продолжения террора в Берлине и Мюнхене, унесшего жизни тысяч людей".
В последнем интервью журналу "Шпигель" в 1969 году Вальдемар Пабст был еще менее разговорчив: "Будучи кавалером, я оплатил действия тогдашней СДПГ тем, что в течение 50 лет держал язык за зубами. Если у меня лопнет воротничок, я скажу правду, что я хотел бы избежать, в том числе в интересах СДПГ".
Странное объяснение, но ясно одно, что главного Пабст не сказал. Тайну унес с собой. И, судя по всему, главные лица заказного преступления так и остались неизвестны.
Возмущенный гнусным злодеянием Ленин не уставал клеймить германских контрреволюционеров в речах, статьях и докладах: "Линчевать Розу Люксембург, убивать в спину Карла Либкнехта, с явно ложной ссылкой на "побег" (…) не найти слов для выражения всей мерзости и низости этого палачества, совершенного якобы социалистами".
Эти последние слова, оказывается, неслучайно прозвучали из уст вождя революции. Слухи о том, что палачество совершили социалисты, ходили уже тогда, и слухи эти подтверждены документами. В Германии соратники Карла и Розы это знали. В России тоже знали правду. Так, старый большевик Гаврила Ильич Мясников воспротивился в конце концов необузданной жестокости большого террора, считая эти методы полезными для 1917-1918 годов и неприемлемыми для 1919-1920 годов. В антиленинской брошюре Мясников разоблачает террор против немецких коммунистов: "За такой разговор, который я веду, не одна сотня и тысяча пролетариев сидит в тюрьме… Меня бы "бежали", как некогда я "бежал" Михаила Романова, как "бежали" Розу Люксембург и Карла Либкнехта".
Голос одиночки-оппозиционера не был услышан, а вскоре Мясникова выслали за границу. Ленин по-прежнему пишет статьи, отмечая революционные заслуги основателей коммунистической партии Германии Р. Люксембург и К. Либкнехта.
Тайну, которую унес Вальдемар Пабст, открыл в далекой северной глубинке писатель Лев Николаевич Смоленцев. В чердачных архивах опытной сельскохозяйственной станции близ старорусского села Усть-Цильма он нашел старый журнал. В журнале была вклейка из какого-то немецкого журнала с фотографией Розы Люксембург. Это была статья ее "Диктатура и демократия".
"Большевики свернули с пути, штыками разогнав 9 января 1918 года Учредительное собрание. Ленин и Троцкий до того возвещали: "Мы октябрьский переворот представляем спасением для Учредительного собрания, как и вообще спасением революции!" И вот их первый шаг — разгон Учредительного собрания и заявление Троцкого, что революции вредно и гибельно любое народное представительство, основанное на всеобщих народных выборах.
 Можно только поражаться, что такие умные люди, как Ленин и Троцкий, пришли к такому выводу.
Жизнь государства с ограниченной публичной свободой именно потому так скудна, так жалка, схематична и бесплодна, что исключением демократии народных масс закрываются жизненные источники духовного богатства и прогресса. Даже более того: диктатура горстки политиков неминуемо приведет к одичанию общественной жизни — к покушениям, террору, массовому заложничеству и расстрелам инакомыслия".
Статью "Диктатура и демократия" Роза написала в тюрьме, узнав о разгоне большевиками Учредительного собрания. Освобожденная в 1918 году, она опубликовала ее в газете "Роте фанэ".
Писатель Лев Смоленцев пишет:
 "Ясновидица Революции не просто осудила, она подвергла Ленина и Троцкого резкой критике. Роза предупреждала: "Диктатура дюжины партийных вождей, пусть и выдающихся, высушит жизнь в Советах до слепого уродства. Сегодня в России нет даже диктатуры рабочего класса, а есть диктат клики — горстки партийных вождей", — такой увидела первую Страну Советов Роза Люксембург.
Вожди революции не простили этого. Статья стала ей приговором. Розу Люксембург, названную Троцким Дульсинеей Революции, убили в 1919 году. Всплыли в памяти строки Максима Горького, еще "не завоеванного" Лениным: "Большевики тащат Россию на Голгофу".
Роза была мудрее и мужественнее, назвав истоки и имена архитекторов Голгофы России".
(Из книги "Голгофа России". —. Сыктывкар: Полярная звезда, 1993.))
Для Ленина и его соратников лозунги "История нас оправдает", "Морали в политике нет, а есть только целесообразность" служили индульгенцией. "Все средства хороши в достижении цели", — так учил вождь и для наглядности и убедительности цитировал классиков, подавая совет, как заметать следы: "Один старый пройдоха давал однажды мудрые советы: когда ты совершаешь подлость, кричи громче всех о низости именно тех поступков, которые ты совершаешь. Когда ты грабишь казну, кричи громче всех о гнусности казнокрадства" (ПСС, Ленин цитирует классиков. т. 7, с. 360).
 Клара Цеткин, не менее пламенная революционерка, действуя в соответствии с уставом и требованиями партии, немедленно письменно информирует Ленина. Письмо передано лично Ленину. В комментариях читаем: "27 июня 1918 года Ленин беседовал с Гертой Гордон, передавшей ему письмо К. Цеткиной" (т. 36, с. 696).
Роза Люксембург была в числе основателей Коммунистической партии Германии. Ленин до определенного момента высоко ценил ее революционные заслуги, называл Розу орлом, великой коммунисткой, представителем нефальсифицированного революционного марксизма, подчеркивая, что ее работы будут "полезнейшим уроком для воспитания многих поколений коммунистов всего мира".
Но почему Троцкий назвал Розу Дульсинеей Революции? Для чего приклеил пламенной революционерке этот ярлык? В похвалу или, как всегда, с иронией и сарказмом? Неожиданно ответ находим в очерке "Ленин". Максим Горький с присущим ему юмором рассказывает давнюю историю из своей жизни (привожу в сокращении).
"К немецкой партии у меня было щекотливое дело: видный ее член, впоследствии весьма известный Парвус, имел от " Знания" доверенность на сбор гонорара с театров за пьесу "На дне".
(…) За четыре года пьеса обошла все театры Германии, в одном только Берлине была поставлена свыше 500 раз. У Парвуса собралось, кажется, 100 тысяч марок. Но вместо денег он прислал в "Знание" Пятницкому письмо, в котором добродушно сообщил, что все эти деньги он потратил на путешествие с одной барышней по Италии (…) Центральный Комитет отнесся к путешествию Парвуса равнодушно.
Позднее мне в Париже показали весьма красивую девицу или даму, сообщив, что это с ней путешествовал Парвус.
"Дорогая моя, — подумалось мне, — дорогая".— Не без юмора завершает Алексей Максимович эту историю.
По соображениям такта М. Горький не назвал имени красивой дамы, но для партийных руководителей не было тайной, что в очерке идет речь о Розе Люксембург. И потому острый на язык, язвительный и ироничный Троцкий и наградил ее ярлыком Дульсинеи. Только неизвестно, знала ли революционерка, какую роль в этом спектакле отвели ей вожди, или так и ушла из жизни в неведении.
Ну а то, что сочинительство — предмет работников из отдела пропаганды, подтверждают современники — те, что хорошо знали Алексея Максимовича Горького, были близки с ним. Они отмечали его внимательное, заботливое отношение к людям. Деньги для него большой ценности не имели, он расставался с ними легко. Потерями не тяготился. "Министром финансов" над ним был кто-либо из близких: либо М.Ф. Андреева, либо П.П. Крючков. "На приход и уход денег смотрел сквозь пальцы", — это говорил Вл. Ходасевич, а он действительно хорошо знал Горького. И поскольку такая удобная позиция устраивала всех, то скорей всего история с уплывшими гонорарами придумана для Максима Горького, которого только ленивый не обманывал. Потому и комитетчики из ЦК спокойно и равнодушно отнеслись к финансовой потере, они-то знали, что деньги поступили в революционную кассу. О таких поступлениях писал Лев Троцкий: "На темные деньги, перехваченные у Каутского и Цеткин, Ленин поставил орган (газету). А когда газета окрепла, Ленин сделал ее рычагом кружковых интриганов и беспринципного раскольничества".
Не об этих ли гонорарах ведет речь Троцкий в письме депутату Чхеидзе? И далее: "Словом, все здание ленинизма в настоящее время построено на лжи и фальсификации".
Большевики доили не только М. Горького, в обмен создавая ему международную популярность и огромный тираж его книг. Это устраивало пролетарского писателя. Ходасевич отмечал и другую черту пролетарского писателя, ту, что развела его с Горьким. Именем М. Горького часто пользовались в корыстных целях, но наивным и доверчивым простачком он не был. Он первым сказал, что большевики тащат Россию на Голгофу.
Открывая 1-й Международный Коммунистический конгресс 26 марта 1919 года, Ленин предлагал  "почтить вставанием память лучших представителей 3-го Интернационала Либкнехта и Люксембург". А в заключительной речи еще раз отметил: "Пусть буржуазия всего мира продолжает неистовствовать, пусть она изгоняет, сажает в тюрьмы, даже убивает спартаковцев и большевиков — все это ей не поможет. Победа пролетарской революции во всем мире обеспечена. Грядет основание Международной Советской республики".
После такой характеристики и такой помпезной речи можно ли было поверить, что приказ о казни выдающихся революционеров исходил от этого человека? Какие громы обрушивал Ленин на головы убийц и палачей — Шейдемана и Эберта, а "заказали-то" их — они — кремлевские мечтатели — Ленин и Троцкий.
Выступая в 1926 году, Н. Бухарин скажет об ошибках Розы Люксембург: "Брошюру писала Роза Люксембург в тюрьме, не имея полной информации о положении дел в Советской России, что выразилось в ее неверных оценках тактики большевиков".
В июле 1927 года, представ перед судом партии, которая изгоняла его из своих рядов, Троцкий сумел указать своим судьям на их бессмысленное злодеяние: "Я утверждаю, что никогда не расходился с большевизмом больше, чем Роза Люксембург и Карл Либкнехт в тех вопросах, что они расходились с большевизмом. Пускай кто-нибудь посмеет сказать, что они были меньшевиками". Это ли не приговор!? А 2 ноября 1927 года он записал в рабочей тетради: "Как трудно, оказывается, задним числом исправлять историю".

Урок 5
Тайна века

Весь мир погряз во лжи
Айседора Дункан
Еще не успела закончить книгу, а мне пишут: "В серьезном исследовании автор сбивается на банальное: все зло от евреев".
Вот и современники Есенина, его друзья и подруги, уже тогда предупреждали: "Учите, читайте стихи поэта. Не копайтесь в постельном белье личной жизни Есенина", — наставляла Гутя Миклашевская. О том же говорила и писала Аня Назарова: "Не надо ворошить", "обязательно убрать из письма безграмотные рассуждения Есенина о социализме".
И нынешние музейные работники заявляют: "Это все равно, как погиб Есенин. Он интересен только своей поэзией".
Новейшая Российская энциклопедия еще только выходит из печати, а клевета о Есенине-самоубийце вновь продолжает жить в статье О.А. Лекманова.
"Протоколы Сионских мудрецов" у нас до сих пор остаются если не запретной, то, конечно, нежелательной темой. Но еврейские источники, еврейские СМИ не только не молчат об этом, а просто кричат, надеясь, что их, наконец, услышат, прочтут.
Не хочешь читать "Протоколы…", смотри и слушай. Для того составлена электронная Энциклопедия. Потому "Протоколы…" ни для кого не являются тайной. Они по существу и у нас — давно не тайна.
Самую суть "Протоколов…" изложил Эдвард Радзинский. Комментируя документальный фильм о судебном процессе над "Промпартией", он поставил перед зрителями вопрос: есть ли самые великие цели, которые оправдывают самые гнусные средства?
Иначе говоря, есть ли оправдание гениальной подлости? И что ответят на этот вопрос нынешние Мудрецы?
Чтобы понять эпоху, надо знать подлинные факты.
Продолжать замалчивать неудобные факты — значит продолжать ложь. А лживых писателей, искажающих историю, мудрецы древности предлагали казнить, как фальшивомонетчиков. Вот какой вред они приносят государству и человечеству.
Эту тайну ХХ века Лев Аннинский давно раскрыл читателям. Одной фразой — краткой, емкой, афористичной — как и подобает большому художнику, сумел сказать о трагедии России и ее Поэта: "Он потерял Русь — это его и убило. Кроме Руси, ничего у него не было, вообще ничего в мироздании для него без Руси не было". Эти слова стоят эпиграфом еще в первом издании книги.

Урок 6
Так приходило прозрение

Наша история, начиная с социалистической революции, какой мы имеем ее на сегодняшний день, не дает ответа на многие вопросы и не может претендовать на научность. Политические деятели тщательно заметали следы, историки им помогали и, как видим, в этом преуспели все, нагромождая ложь и скрывая правду. Никто ничего не знал, хотя все многое видели и о многом догадывались.
 Живя в центре ГУЛАГа, мы понятия не имели о том, как рядом с нами уничтожают людей, зато рассмотрели из нашего "прекрасного далека" концлагеря и газовые камеры фашистов. Все плохое было там, на Западе, хотя всех всему учили вожди Великой Октябрьской революции.
Из большевистской истории вычеркнули тысячи, десятки тысяч имен, причастных к истории! А перед этим многих "вычеркнули" из жизни. Другие, уцелевшие, со страниц учебника истории перекочевали в наши "не столь отдаленные места".
История подлинная, еще не оболганная, этапировалась (такое слово пополнило словарь) в многочисленные лагеря Коми республики, заселила новые города и поселки. История вошла в наш быт, в нашу жизнь, сузилась до пределов нашего города, нашей школы.
Исторические имена становились обыденными в повседневной жизни: Аллилуев, Енукидзе, Иоффе, Сванидзе, Гогуа, Кутепов (брат генерала), Юденич — инженер-мостостроитель, Пергамент — секретарь Троцкого, Ягода — отец наркома Генриха, ленинский шофер Гиль, с такой душевной теплотой описанный в очерке Горького "Ленин". "Отравители" М. Горького лечили заключенных, но к их помощи нередко прибегали и вохровцы, и, конечно, жители. Память их увековечена в музее здравоохранения нашего города.
Эти люди легендарной судьбы, сошедшие со страниц учебника, посеяли первые сомнения и недоумения: какие же это враги народа? Ну, пусть "недорезанный буржуй" — преподаватель в автошколе Найденов Василий Андреевич, ну, допустим, Юрий Борман, — так называет его в книге "Погружение во тьму" Олег Васильевич Волков, а мы звали на уроках Георгий Сергеевич — поставлял кондитерские изделия Его Величеству царю-батюшке.
Допустим, и Брациано Александр Спиридонович — он географию не по учебнику изучал, а побывал во всех тех странах и городах, о которых незабываемо интересно рассказывал на уроках…
Но как понять, что ленинский шофер Гиль, с такой душевной теплотой относившийся к В.И. Ленину, оказался за колючей проволокой? А Валя Гиль училась в нашем классе и каждый год 1 сентября приносила большой букет садовых цветов, тогда как в эти голодные годы даже на пришкольном участке выращивали только картошку.
Как понять, что автор популярной, всеми любимой песни катал тачку "по долинам и по взгорьям" Беломорско-Балтийского канала? А другой — не менее знаменитый — с гимном которого просыпалась "широка страна моя родная", толкал вагонетку в забоях Воркуты?
"Отравитель" Максима Горького взялся лечить жену своего охранника. Ее, пораженную лучевой болезнью на радиевом заводе поселка Водный, что в 20-25 км от Ухты, выписали из стационара как безнадежно больную. Можно представить, чем рисковал этот заключенный! Слава Богу, до сих пор живет и здравствует Любовь Ивановна Куделина и благодарит врача за свое спасение. Женщину спас, сумел ли спасти себя этот на редкость талантливый врач и добропорядочный человек — Семен Ильич Кристальный?
А как понять, что в числе строителей новой жизни за колючей проволокой нашего поселка Чибью (тогда город Ухта так назывался) оказался комкор Александр Иванович Тодорский, чью книжечку "Год — с винтовкой и плугом" любил, ценил и часто цитировал Ленин? Эта тоненькая брошюрка — отчет о проделанной работе — вышла в городе Весьегонске (Тверской обл.) в первую годовщину революции. Всего 1000 экземпляров, а была замечена и отмечена Лениным. (Сосновский принес Ленину прочитать.)
Автор рассказал, как привлек к строительству двух заводов — лесопильного и хромового — трех буржуев. Сделал это по-тогдашнему — в принудительном порядке, под угрозой лишения свободы и конфискации всего имущества. А вывод в отчете сделал такой: "Это еще полдела — мало буржуазию победить, надо ее заставить на нас работать".
Ленин часто приводил этот пример, учил хозяйствовать тех, кто не допускал буржуев к строительству новой жизни (коммунизм строят чистыми руками!). Подумать только, буржуев ссылали на Соловки, чтобы не мешали строить новую жизнь, а работы им не давали, и они сами искали себе хоть какое-либо занятие, чаще шли в монастырскую библиотеку. Там работы на всех хватало. Так было поначалу.
Верный ученик Ильича Иосиф Сталин не забыл этот наказ и не забыл автора-новатора. Можно сказать, с него и начал предложенный эксперимент: арестовали Тодорского и сослали в наши "не столь отдаленные". Только на Соловках — худо-бедно — кормили, а в Ухтпечлаге Тодорский скоро оказался в слабкоманде на Ветлосянском ОЛПе, куда отправляли всех доходяг — пеллагриков. А.И. Тодорский остался жив благодаря светилам медицины (конечно, заключенным), которых собрал этот ОЛП, и все они знали высокую оценку Ильича. Образ Вождя Революции и за колючей проволокой не потерял своего авторитета.
"Тем, что этот отдаленный край не был забыт, и в нем ключом забила трудовая жизнь, мы обязаны зоркому глазу Ильича, его инициативе и вниманию" (академик И.М. Губкин).
С какой гордостью все годы ухтинские геологи цитировали эти легендарные слова в каждой изданной книге! Школьники знали их наизусть, часто цитировали в сочинениях. И что же стояло за этими словами? Великий и мудрый вождь вспомнил Богом забытые медвежьи углы, чтобы организовать здесь концлагеря и карательные колонии?! Сталин и тут оказался достойным продолжателем — выполнил в точности наказ Ильича.
Вопрос о концлагерях был поставлен после подавления Кронштадтского мятежа на заседании Политбюро 20 апреля 1921 года (статья "Правда о "мятеже" в Кронштадте". — Культура. — 1995. — № 10).
Сразу после окончания войны, еще не залечив раны, народ Германии начал изучать историю фашизма, чтобы это зло никогда не повторилось на немецкой земле. Изучить — значит предупредить.
То, что понятно, изучено, объяснено, может быть предотвращено в будущем. Архивы всех стран были открыты для изучения. И только Советский Союз не дал никаких документов, не открыл архивы, не оказал никакого содействия ученым. Почему? Осудить фашизм — разве это было не в интересах советского государства и советского народа?
А что происходит с нами?
 Восемьдесят лет мы, "законные хозяева страны Рос сийской", не знали своей истории, своей революции. Была революция благом для народа или чудовищным злом? Если это благо, то как понять неисчислимые жертвы? Списки уничтоженных большевиками теперь публикуют в книгах "Покаяние". Если это чудовищное злодеяние, то почему не печатают в тех же книгах списки палачей?
На эти вопросы своими замечательными историческими книгами и своим каторжным сорокалетним трудом при закрытых архивах ответил Валентин Саввич Пикуль. Он "вскрыл и язвы", и "нечистую силу", и "забвение умолчанием" и объяснил, что с нами произошло.
"Что произошло с нами? То, что и должно было произойти, если "вместо истории давали дуранду вместо хлеба. А не произошло ли с нами после семнадцатого года того, что произошло с китайцами в XVII веке, когда покорившие их манчжуры запретили им изучать собственную историю, понимая, что у дерева надо обрубить корни, и дерево зачахнет".
"История требует от нас уважения и к себе, и к дедовским могилам. Культура зависит от того, насколько народ знает и ценит свое прошлое".
"Принижать свою историю, забывать ее или извращать — значит оплевывать могилы своих предков, боровшихся за родную русскую землю". "Без знания истории немыслим культурный человек. Без знания прошлого — невозможно сегодня быть и патриотом".
 "Знание прошлого Отечества делает человека богаче духом, тверже характером и зорче разумом". "Доблесть родителей — наследство детей. Дороже этого наследства нет на земле сокровищ".
Сорок лет водил пророк по пустыне забвения свой народ. Почти сотню лет водят нас наши поводыри по пути исторического беспамятства. Закрытые архивы способствуют этому.

Урок 7
Чердачные архивы

"Неизвестный Есенин" — книга документа и факта. Но документы не из госархива и спецхрана, это документы узников ГУЛАГа. Сохранялись в старых чемоданах, шкафах, ящиках, найдены на чердаках, собраны краеведами, энтузиастами общества Мемориал. Их сберегли те люди, которые волею судьбы оказались в местах не столь отдаленных.
Зная о том, что я работаю над есенинской темой, мне несли старые журналы, статьи, книги, всякую литературу, в том числе никогда не печатавшуюся в газетах и журналах. О скандалах имажинистов в "Стойле Пегаса" я тоже впервые узнала не из книг — пожилая женщина Фаина Григорьевна, медсестра нашей школы-интерната, освобожденная после заключения, рассказывала о своем посещении клуба "Стойло Пегаса", показывала дневник, который вела в 20-е годы.
Василий Петрович и Антонина Ефимовна Надеждины подарили есенинское стихотворение "Послание евангелисту Демьяну". В хранилищах Республиканской библиотеки города Сыктывкара сотрудники нашли "Новый Завет без изъяна евангелиста Демьяна".
В 1960-е годы, находясь в Крыму, мы тоже не из книг, от жителей узнали о массовом расстреле белогвардейцев и историю водолаза, который оказался среди утопленников.
В те же 1960-е годы Лев Николаевич Смоленцев нашел на чердаке дома сельскохозяйственной станции близ старорусского села Усть-Цильма среди чердачной рухляди Амбарную книгу. Это была уникальная находка — "Журнал входящей и исходящей корреспонденции". Смоленцев пишет: "Журнал явился тем ключом, которым легко открывались личные и государственные архивы. Стали известны адреса, даты, имена и краткое содержание тысячи писем. Находка бесценная!"
На основе этих документов написаны им замечательные произведения "Печорские дали" и "Голгофа России". Журнал сохранил много интересных документов, в том числе и письмо Николая Бухарина — "Исповедь большевика", только кто же в те годы знал, что оно имело прямое отношение к Есенину? Для этого еще потребовалась большая работа в Мемориалах Ухты, Сыктывкара, изучение судеб народа и страны. В этом смысле документальная книга "Неизвестный Есенин" — коллективный труд. Отзыв о книге положительный, высокая оценка дана есениноведами, людьми, которые много лет изучают жизнь и творчество поэта.
Но с учеными Института мировой литературы контакта не получилось — для ученых чердачные архивы — не аргумент, не доказательство. Они признают только документы государственных архивов и мемуары о Есенине, вошедшие в научный оборот. По этой причине продолжается многолетняя казнь поэта и не снято клеймо самоубийцы.
 Ю. Прокушев: "На государственном уровне Есенин был исключен из духовной жизни народа". Следовательно, на государственном уровне должны быть изучены документы и факты, изложенные в книге "Неизвестный Есенин". И тогда, как говорила Н. Шубникова-Гусева, читатель увидит, что "за скандальной славой и бравадой скрывался умный, серьезный и глубокий человек".
2012 год был объявлен годом Истории. Много ранее не известных фактов стало достоянием читателей. Книга "Неизвестный Есенин" — моя посильная лепта в изучение Истории ХХ века. Надеюсь, она будет востребована всеми, кто изучает жизнь и творчество великого поэта России.

Продолжение следует


Рецензии