37. О справедливости или Срочно в номер
«Справедливость – это соотношение между вещами: оно всегда одно и то же, какое бы существо его ни рассматривало, будь то Бог, будь то ангел или, наконец, человек». Монтескье Ш. «Персидские письма».
Подумалось, с какой это стати «вождь законодателей» взял и Создателя всего сущего назвал существом и наделил его свойством стороннего наблюдателя. Мало того, выдающийся мыслитель поставил человека в один ряд с Богом и ангелом. Последние вообще-то не рассуждают – действуют. Человек же, этот великий говорун, напротив, только и делает, что все время рассуждает. А уж как он действует, и говорить не хочется, знаем. Словом, погорячился гений. Смазал немного дефиницию, не поставив точку в нужном месте.
Современник теперь не загадка, прост. От издания «Персидских писем» прошло 300 лет. За это время человека так протравили, что он уже не в состоянии себя закаливать для умственной эксплуатации, стал совсем для неё непригоден, и всегда огорошен какой-нибудь одной мыслью. Вот и справедливость – он соотносит её только с распределением благ и невзгод , и тем, что имеет меру, и монотонно талдычит – распределение должно быть честным, объективным, не предвзятым, законным, правильным, нравственным, равным, социально-этичным, точным, равновесным и далее насколько словаря хватит.
Меня укусил комар. Согласно, за века уставшему принципу о соразмерности преступления и наказания – «Око за око, зуб за зуб» - в ответ, я должен был бы укусить его и отпустить, насосавшись такого же количества крови, какое эта миллиметровая тварь божья высосала из меня. А я его убил. Не справедливо!?
Перед торговым центром «ИКЕА» большая стоянка. По ней, от одной машины к другой, мечется группа молодых людей с камерой и микрофоном. Позже я догадался – студентам, будущим журналистам, дали задание: придумать вопрос на злободневную тему и снять репортаж.
Не успел я открыть дверь и выйти из машины, ребята тут как тут, и мальчик-интервьюер начал быстро засовывать мне в желудок провод с поролоновым колпаком на микрофоне. Ни тебе «здравствуйте»», ни тебе «извините»: «Как Вы считаете, какая справедливая цена должна быть за проезд по платной дороге ?». Сказал и стал ждать от меня чуда.
- Добрый день, мой милый друг. Камера включена?
- Да.
- Чтобы облегчить мне задачу с ответом, скажите пожалуйста, а что такое «справедливая цена»?
Тут возникла небольшая пауза. «Журналист» попросил выключить камеру и принялся накачивать меня насчёт себестоимости, затрат на строительство и обслуживания трассы и попросил увязать это с ценой за проезд по трассе. Я сразу же перебил его.
- Мне все понятно.
Оператор навел на меня объектив и стал снимать.
- Вы ждете от меня экономического анализа там, где он невозможен. Я знаю, сколько стоит метр дороги, но я не могу учесть «приписки», «откаты», «схему распила», и ещё кучу всего, что в закамуфлированной форме вошло в себестоимость. А теперь про "справедливую цену". Вот вам моя формула расчета. При въезде на федеральные ямы и колдобины государство сразу платит мне 1000 рублей. При съезде на платную (хорошую) дорогу, я отдаю 500 рублей. Разница идёт на ремонт моей машины.
"Корреспонденты" быстро смотали шнуры, уложили камеру в кофр и помчали делиться с народом моей справедливостью. Ни тебе «спасибо», ни тебе «до свидания», - «Срочно в номер».
Так и живем – без застенчивости, без традиций, без правил.
В родном отечестве вы никогда не угадаете, из какого крана потечёт горячая вода.
Свидетельство о публикации №219071801019