Незавершенный гештальт

     Эта тема для меня очень личная, я раздумывала над тем, стоит ли вообще вот это всё показывать на всеобщее обозрение или нет. Но всё же решила написать о своем опыте, поскольку наверняка есть люди, которым эта тема будет очень полезна.

    Несколько лет назад, довольно-таки давно, наткнулась на гештальт-терапию, трансактный анализ, Фрэйда, Бёрна, Франкла и других людей и явлений, связанных с психотерапией. И всё это произвело на меня такое сильное впечатление, что с тех пор мне покопаться в затаённых уголках человеческих душ - самое любимое времяпрепровождение.

     Я расскажу о своей интерпретации гештальт-терапии. Возможно и очень вероятно это будет не то, что знают об этом настоящие психологи, но по крайней мере те читатели, которые заинтересуется этой темой, будут знать, в какой стороне следует копать.

     Я не могу подобрать синоним к слову гештальт, чтобы читателю была понятнее суть того, о чем я говорю, поэтому гештальт - это просто гештальт, вот такое новое слово. Уверенна, что у каждого человека время от времени появляются в жизни незавершенные гештальты. И это очень плохо. Незавершенный гештальт - это травмирующая эмоционально вас ситуация, которая в своё время никак не разрешилась и ничем не завершилась; это некая недоговорённость и недосказанность. И ваша голова, ваши мысли будут снова и снова искать возможности туда вернуться, чтобы получить в конце концов ответы на все свои вопросы. И более того, вполне вероятно вы будете в прямом смысле слова ждать подходящей возможности в реальности, когда похудеете, когда станете красивой, когда выучите японский язык, побываете в Лос-Анджелесе, купите себе бэху, будете шикарно выглядеть и излучать успех и тут якобы ваш незавершенный гештальт случайно встретится с вами в настоящей жизни, подойдет к вам - привет как дела - и вы такая - у меня всё классно, а вот ты помнишь тогда триста лет тому назад козёл такой/коза такая обидел/а меня, вот смотри кто теперь король, а кто пешка. И я точно знаю (форумы почитываю, ага), что вот в таком ожидании утереть нос обидчику находится множество людей. А это не что иное, как незавершенный гештальт. Такой незакрытый гештальт  как бы повисает в воздухе, перетягивает на себя уйму ваших мыслей и тем самым вбирает в себя огромные потоки вашей энергии, которые могли бы уходить на более нужные вещи в вашей профессии, семье и так далее. Другими словами вместо того, чтобы продуктивно выполнить свою работу, заняться запланированными на день делами, помыть дома пол или провести время с ребенком фэйс-ту-фэйс вы зависли на какой-то фигне, думаете об этом, вспоминаете, прогоняете в уме раз за разом и в наш век социальных сетей даже листаете странички в поисках ответов на ваш незавершенный гештальт. То есть попросту теряете свое драгоценное время. А время - это наш самый дорогой ресурс, дороже долларов, нефти, золота, поскольку он невосполним. И когда я себя ловила на этих совершенно дебильных мыслях, меня этот факт знатно бесил. Поскольку какое-то время назад я читала инфу по гештальт-терапии, то быстро откопала в себе эти повисшие в воздухе гештальты. У меня их было два. Один столетний очень сильный; второй посвежее, менее надоедливый, но тем не менее дебильный. В моей интерпретации незавершенные гештальты формируются в результате наших не оправдавшихся ожиданий по какому-либо поводу. Наверняка есть другая благодатная почва получить такую вот фигню на свою голову, но неоправдавшиеся ожидания - это очень распространенное явление. И почти всегда оно будет связанно с другими людьми. Потому что мы можем запланировать, рассчитать наперед и прописать под линеечку все наши действия и близлежащие факты, но поведение другого человека не поддается ни одной схеме.

     Так вот, чтобы закрыть такой гештальт, во-первых, нужно признать само его существование - это прям уже 80% успеха; а во-вторых, отыграть травмирующий вашу голову факт в реальности. То есть не своим внутренним диалогом проживать и проживать этот момент, тем самым наоборот подпитывая его разрушающую силу, а так сказать убрать запятые в этой истории и поставить точку. Как поставить точку в вашей истории лучше всего знать именно вам, тут уж я не советчик. А я сделала это так: в первом случае я наконец высказала тому человеку, кому адресован мой гештальт всё то, что должна была ответить давным давно. Естественно я не лезла ни к кому со своими речами или смс-ками, как-то это неэтично что ли спустя сто двадцать лет лезть к кому бы то ни было с - а давай всё-таки разберемся. Я написала письмо, где высказала всё то, что сидело у меня в голове. И как бы подвела право ставить точку во всей истории за собой. Письмо утилизировала. И всё. Во втором случае я тоже ни к кому не лезла с речами, да мне и нечего по сути с человеком было обсуждать, меня не устраивали действия этого человека. Я-то думала, что человек будет делать вот так, а человек естественно делал по-своему. Ну я села и прикинула, как мне в этом случае закрыть гештальт. А вот как - человек и не будет вести себя так, как угодно другому человеку. Человек будет себя вести только так, как угодно именно ему. Ну не захотел человек делать то, как думала я, что он сделает. У него на свои поступки были свои мотивы. И мотивы эти - скорее всего вот такие и вот такие. Потому что будь я на месте этого человека, я бы думала именно так. И следуя из этих мотивов, человек поступил так, как поступил. И снова будь я на его месте, возможно поступила бы точно так же. Вот и всё. То есть чтобы закрыть гештальт, надо раскрутить ваши не оправдавшиеся ожидания со стороны другого человека, обнажить те причины, которые им двигали, увидеть первоисточник действий. И когда вы разглядите сам скелет, вы поймете и причины его действий. И эти его действия, которые даже шли в разлад с вашими ожиданиями, перестанут вас тяготить. Он поступил так, потому что так этому человеку было комфортно. И другие действия (те, которые я хотела, чтобы он делал) очевидно доставляли бы ему неудобства. И самое главное, вероятно, те мотивы, которые я увидела (или те мотивы, которые вы разглядите в ваших попытках раскрутить свой гештальт) не будут действительно соответствовать тем мотивам, которые по-настоящему двигали этим человеком. Возможно у него в голове было что-то совсем другое, чего я (и вы) не могла разглядеть, поскольку я не экстрасенс. Но тем не менее всё-равно раскрутка вашего гештальта позволит вам дать человеку право поступать так, как хочется ему, а не так, как хочется вам, чтобы он поступал. И гештальт будет закрыт.

     Вот и всё. Так что держите ваши гештальты завершенными и живите счастливо=)


Рецензии