Страна Городов. История наших предков. Глава 1

Глава первая. Уроки мудрого Яромира.

                Славлю светлое Солнце наше!
                Славлю Землю Родную нашу!
                Славлю светлый День и тёмную Ночь - Коловращенье Великое!
                Славлю Родных Богов, Род Небесный и Предков наших!
                Славлю Род Земной и всех сородичей, по Правде живущих!
                Славлю Мира Единый Исток, положивший начало всему!
                Славлю Веру Родную нашу - Ведание Родовое!
                Славлю Обычай Предков - жить по Совести и в ладу с Природой!
                Славлю Мудрость, Силу и Здравие Рода нашего!

          Седовласый Яромир, которого жрецы нарекли в честь солнцеликого Ярилы,  стоял на пороге своего дома. Солнце медленно поднималось из — за горизонта.   Изменчивые краски неба отражались в его глазах, выцветших от времени, но сохранявших наряду с твердостью и покоем внутренний удивительный свет. Задубелое от солнца и ветра, от ежедневных прогулок на природе лицо обрамляли длинные седые волосы, перевязанные на лбу красной лентой. Окладистая светлая борода его совсем не старила. Прямая спина и сильные плечи говорили об отменном здоровье и привычке к работе над собой. Он был одет в чистую  белую рубаху, украшенную вышивкой. Сейчас он обратился со  словами благодарности Роду и Солнцу,  своим Богам негромким, слегка надтреснутым голосом. Так он встречал каждое утро. Был он старейшиной Города Солнца в  Стране Городов, расположившемся близ Уральских гор, хранителем традиций и сакральных знаний, которые передавал подрастающему поколению.  Он помнил заветы Книги Жизни и передавал их детям, развивая взор каждого к открытию мира, приобщая их с малых лет к познанию Истины, Добра и Красоты.
      В стране Городов Солнца каждый ребенок был окружен любовью и заботой взрослых. После рождения Жрецы погружали детей в воду и нарекали Именами. Младенцы в люльке узнавали мир по изображениям на оберегах и с помощью  глиняных игрушек. Носили все дети рубахи, сшитые из одежды родителей: мальчикам изготавливали одежду из рубахи отца, а девочкам - из одежды матери. Так могучая родительская сила оберегала чад  от болезней и разных бед.  Девочки получали в руки веретено, помогали по дому, осваивая мастерство  рукоделия, кулинарии, ведения домашнего хозяйства. Мальчикам вручали два меча. Они овладевали боевыми искусствами и учились мастерству ремесленников или дружинников у своих родителей, овладевая тонкостями различного профессий, секреты которых передавались от поколения к поколению. Самый старший из мужчин Рода выполнял обязанности служителя Небесным Богам и Хранителя Первичного Огня. Мудрый Старец Рода приносил различные требы и бескровные дары на Огненный Родовой жертвенник, решал на основе  родовых законов  все возникающие споры и важные вопросы. В его обязанности входило совершение древних Родовых Обрядов и Ритуалов, занятия по духовному воспитанию подрастающего поколения Рода.
         
      Дети приходили  к Яромиру, который знакомил их с историей рода и Богов, обучал астрономии, числоведенью и пониманию Законов Яви, Прави и Нави. Вот и сейчас во дворе, где стояли лавочки для детей, он ласково встречал своих питомцев, каждого обнимал, расспрашивал о семьях и желал благополучия каждому роду. Дети рассаживались по своим местам и внимательно слушали легенды о Богах и рождении мира, об истории жизни своего рода и  сказки, которые знакомили их с мудростью своего народа.   
- Дедушка, кто сильнее всех на свете?
- Добро и тепло, - ответил старик. Однажды ветер поспорил с солнцем о том, что он сильнее всех на свете.
- Хорошо, - поддержало спор с ветром солнце. Давай посмотрим, кто из нас победит всадника на коне, лишив его одежды.
- Ну, я ему покажу, - рассвирепел ветер. Он дул на человека изо всех сил, пытаясь выбить его из седла и свалить с ног коня. А всадник только сильнее кутался в одежду и сильней прижимался к жеребцу. Потом на небосклоне засияло солнце и волшебными лучами согрело всадника, унимая дрожь в теле от студеного ветра. Человек выпрямился, снял одежду, остановил коня и поблагодарил солнце за добро и тепло. Тогда стало ясно, кто сильнее всех на свете.
- Сильный человек, как яркое светило, не обижает слабых, а защищает их от ветра и превратностей судьбы, согревает теплом своего сердца.
-  Дедушка, а какие тайны хранили золотые руны?
 - Древние руны говорили, что есть мир яви - мир материи, того, что мы видим, слышим и осязаем, и есть мир Прави - законов, которым мы должны подчиняться, чтобы смерть, как рысь, не растерзала наше тело и жили мы вечно.А для этого мы должны жить праведно.
     Были сказки, которые сочинялись жрецами для обучения азам наук и сакральных знаний с традиционной концовкой:
 - Сказка ложь, да в ней намек, кто познает, тем урок.
На прошлых занятиях они играли в «Репку», помогая деду вытащить огромный плод. Только в старой репке кроме деда и бабки были отец и мать. Дети усваивали иерархию семейных отношений. осознавали, что гармония со своим родом, природой, укладом жизни, взаимопомощь помогают людям жить в довольстве и счастье.    
     Однажды Яромир нарисовал на большой доске конструкцию Вселенной и рассказал удивительную сказку про колобка.
 - Попросил Тарх Перунович Живу испечь колобка. Та по амбарам помела, по сусекам поскребла и испекла заветный колобок. Засиял колобок на окне Золотого Чертога.Покатился колобок по небесному пространству. В Чертоге Вепря откусили от него кусочек, в Чертоге Лебедя опять он потерял частичку своего бока, в Чертоге Медведя объем колобка уменьшился на половину, в Чертоге Волка колобок основательно похудел, а остатки его основательно исчезли в Чертоге лисы.
     Так ребятишки усвоили астрономические знания о новолунии и превращении Луны в Месяц и его движении среди Чертогов Созвездий.
     Дети изучали числоведенье. Знакомились с нумерологией, учились вычислению, чтобы строить дома и заниматься различными профессиями. В таблице умножения сохранились предлог «на», частички — ю (пятью пять) и — жды (трижды три). Наши предки умели умножать «на» в плоскостном пространстве, «ю»- в трехмерном объемном восприятии и «жды» в космических масштабах, рассчитывая движение планет и солнца, оперируя космическими величинами. 
      

         Однажды в  теплый августовский день рано утром дети, получив благословение и напутствия родителей, отправились на прогулку со своим наставником. Они с удовольствием покинули город, миновав сторожевой пост у городских ворот. Стражники приветствовали старика и толпу детей взмахом  копья, пожелав всем доброго пути. Ребятня выкатилась на волю и разбежалась по полю, любуясь рассветом, полетом бабочек и стрекоз,  великолепием трав и  цветов. Зеленые кузнечики стрекотали так, что от кокофонии звуков закладывало уши, а юркие ящерицы прятались под камнями от любопытных глаз. Набегавшись вволю, дети окружили старика, который обещал посвятить их в таинства природы. Огромное солнце выплывало из — за горизонта. Старик жестом пригласил детей следовать за ним. Он вышел на пригорок и десять раз поклонился солнцу, потом развернулся спиной к нему и отвесил поклоны той стороне, куда солнце заходило. Дети кланялись вместе с ним, оборачиваясь вокруг оси, кланяясь также северу и югу. Старик называл части света и учил находить их по движению светила и по веточкам одиноко стоящего дерева, которых было  больше на южной стороне. Потом дети вслед за учителем приседали, скакали, как зайцы, в разные стороны, и кружились, стоя на одной ноге.
       Затем они стали срывать цветы и бросаться ими, как стрелами,  обрывая лепестки и листья. Старик посадил детей в круг и сказал:
- Посмотрите внимательно, Чада Рода своего, на эту ромашку. Это солнышко с белыми ресничками. Однажды такой цветок юноше принес  старец во сне и он решил подарить его своей девушке. Та попросила его собрать из белых цветов красивый букет. Долго странствовал добрый молодец по свету, пока не повстречал старика, который посулил ему цветы в обмен на обещание навсегда остаться  в царстве снов. Проснулась однажды девушка и увидела целое поле волшебных ромашек, а юноши нигде не было, видно душа его так осталась в тех цветах.
 - Вон, посмотрите,  береза белоствольная стоит в поле одиноко. Когда — то на ее месте русалка, жившая в лесном озере, приходила сюда. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако, как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как Бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый Бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.
- Посмотрите, какой я красивый синий цветок  нашел, - закричал звонко мальчик.
- Это василек. Им украшают первый сноп, когда созревают ячмень и пшеница. Не рвите понапрасну цветы, не ломайте деревья. Они живые. Любите и цените красоту природы.  Давайте лучше собирать в поле душицу.
- Ой, она пахнет так вкусно, как мята, с которой мама заваривает отвар.
- Да, из  душицы  можно заваривать отвар, ее  запах  отгоняет насекомых - комаров да блох. В доме душица всегда пригодится. А вот эту белену я выдерну, вы к ней не прикасайтесь и не подходите. Если съесть ее семена, то умрете, т. к. растение это очень ядовитое.
      Яромир показывал растения. Крапива, полынь, конопля, лен в обилии использовались в быту, служили сырьем для изготовления различных сортов полотна, настоев, пахучих и целительных сборов. Много интересного рассказывал Яромир о том, как использовать цветы и травы в быту и для лечения, избавления от разных хворей и недугов.

      Дети прошли поле и стали подходить к лесу.  В березовом перелеске громко чирикали воробьи. Стая воробышков, словно купаясь в струях солнечного света на ветвях берез, без умолку наполняла все вокруг веселым шумом. Вдруг под облаками показался ястреб. Он застыл воздухе, широко раскрыв крылья, и внимательно стал наблюдать за воробьями, бесшумно спускаясь все ниже и ниже. Воробьиха зачирикала громко и встревоженно. Стайка молодых птиц разлетелась в разные стороны и скрылась в лесу. Ястреб увидел воробьиху, выпустил когти и камнем бросился вниз. Но та стремительно нырнула в колючий кустарник и затаилась в высокой траве. Ястреб зло сверкнул янтарными глазами и тяжело взмыл в поднебесье.
      Когда старик с детьми ступили на тропу в березовом перелеске,старик положил под самое высокое дерево чашку с медом и хлебом и сказал детям:
- Входя в  лес или дубраву, принесите благие дары хозяину леса. Хозяин везде должен быть. Иногда такой старичок старенький, выйдет из-под корня или с земли, окрикнет вас: «Зачем так делаете неладно!» — если  грибы неправильно собираете или ветки деревьев ломаете. Это лесовой хозяин, он  сторожит лес. Человека, не принесшего даров, хозяин леса закружит, все тропинки ему перепутает. наведет на разум клич кикиморы и погубит. Леший охраняет лесных зверей, он  пасет волков, словно овец,  перегоняет с места на место табуны зайцев, волков, белок, а также полевых мышей и крыс. Любит он и погреться у костра, разведенного в лесу людьми, но если разозлится, может и затоптать огонь. Особенно часто это случается с теми, кто идет в лес, не благословясь,  забудет «попроситься» у лешего: «Хозяюшко, помоги мне ягод найти и не заблудиться». Чтобы леший вас не  пугал при встрече, нужно  отвесить ему двенадцать поклонов на все четыре стороны и  сказать: «Лес честной, царь домовой, хозяин большой, прошу я вас с хлебом с солью, с белой рубашкой, с красной рубашкой, с низким поклоном, простите, благословите». Леший и исчезнет, превратится в гриб или лист на дереве, но все равно за порядком в своем лесу следить будет.

       А вокруг в лесу  была такая красота. Сквозь листву деревьев пробивались острые лучи солнца. Каждая травинка переливалась в изумрудном блеске.  Где — то из глубины  послышался одинокий лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!» Детям хотелось посмотреть на кукушку и они по очереди стали ее подзывать, подражая ее голосу. И вот уже совсем близко послышалось: «Ку-ку, ку-ку!» Вдруг на ветке дерева они увидели серую птичку с длинным хвостом. «Ку-ку», - хором закричали дети и спугнули птицу, та сорвалась с ветки и улетела.
- Лес любит тишину, - сказал старик. - Так вы всех распугаете и ничего не узнаете. Вы не суетитесь, а внимательно смотрите вокруг, откройте своему взору трепетные сердца свои и внемлите голосу чистого сердца, всегда имейте храбрость следовать за ним. внемлите зову мудрости, чада, старайтесь все познать, умом воспринимая и сердцем принимая.
- Выберите большое красивое, желательно отдельно стоящее дерево. На расстоянии двух локтей подойдите к дереву, протяните ладонь.
- Ой  моей ладошке стало так тепло и чт-то, как тонкой иголочкой, колет руку, - испуганно проговорила девочка.
- Это дерево дает тебе свою любовь и живительную силу. Обними ствол руками, прислонись нему лбом или спиной. Постой так немного и потом мы опять пойдем дальше.
- Ваши помощники — врачеватели - дуб, береза, сосна, рябина, клен, яблоня, липа. Не годятся для этого  осина, тополь, черемуха, ива, ель, ольха. Подружитесь со «своим» деревом, здоровайтесь с ним, благодарите его, общайтесь как с лучшим другом, и оно отблагодарит вас своей целебной живительной силой, которую подарила деревьям Мать Сыра — Земля.  Раненый, ослабевший воин, чтобы вновь обрести силы, идет к дубу. Женщина, чтобы быть счастливой в семье и родить здорового ребенка, идет к липе, а  девушка, чтобы жизнь ее сложилась удачно, торопится к березе.
      Притихшие ребятишки осторожно шли по лесу. Им казалось, что  деревья смотрят им  вслед, перешептываясь между собой.
- Они такие же живые существа как и мы с вами, только живут в другом мире, - думали дети.- Они не хотят нам ничего дурного,  только желают помочь.

      Тук-тук-тук! Вдруг послышалось совсем рядом. Это на сосне черный дятел с яркой грудкой  кору долбит, длинный язык в дыры запускает: мошек заглатывает. Все притихли и молча любовались трудолюбивым дятлом, который без устали долбил дерево длинным крепким носом, сохраняя  деревья от вредных насекомых. Сколько еще неизведанных тайн хранит лес.  Потом увлеклись сбором  грибов, радовались каждой находке:  подберёзовикам, маслятам, белым грибам, которые прятались под мохнатым мхом.
- Смотрите, белка, - вдруг воскликнул парнишка, набравший полный туесок грибов. Все замерли: на ветках сосны прыгала  белочка с глазами — бусинками и  большим пушистым хвостом. В лапках она держала шапку гриба и умело балансировала на колючей ветке. В кустах мелькнул и пропал рыжий бок лисицы. Впечатлений от лесной прогулки было море.
      Потом старик взял в руки несколько прутьев и предложил их сломать, но ребятишки быстро сломали прутики по одному. 
- Запомните, сказал детям Яромир, - мы выживем только вместе, но погибнем поодиночке, поэтому в дороге помогайте друг другу, стремитесь вместе идти по жизненному пути, постоянно живите в заботах и мыслях о совести, чтобы не потерять единства.  помните заветы Перуна: жадность губит познание. когда познание убито, стыд погибает, угнетается правда. с гибелью правды счастье погибает. когда счастье убито, человек теряет смысл существования. Его богатствами овладевают чужеземцы. слабые идут в услужение к ним, а сильные избирают познание, совесть и веру, чтобы спасти свою землю. Дети Человеческие из рода Небесного, будьте любознательными и сильны душой и духом.

      Ребята внимательно слушали слова наставника. Они учились различать стороны света по солнцу, мху и веткам на деревьях, делать незаметные метки на кустах и деревьях, чтобы не заблудиться и найти обратную дорогу домой, идти бесшумно, заметая следы, различать следы зверей. Лесная земляника источала аромат жаркого лета и уже не помещалась в сытых желудках. Дети несли полные туески с лесными дарами. Потом старик их учил языку птиц, чтобы подавать сигналы друг другу, незаметные для врагов. Дети устали и спрятались в кроне деревьев, там лениво дремали на сплетениях толстых ветвей, как в удобном для сна гамаках. Только сторожа сменяли друг друга. Старик незаметно исчез из виду, потом появился с туесками меда и малины. На знакомом птичьем языке он дал команду сбора на поляне, где развел костер, в бронзовом ковше заварил травяной чай и угостил детей медом, который они щедро намазывали на взятые из дома лепешки. Веселью не было конца. 
 -  Как вы думаете, почему я вам не дал разорить птичье гнездо? - спросил он.
Потому что птицы полезны для человека, уничтожают мошек, охраняют от них деревья и человека, - наперебой загалдели ребятишки.
- Но ведь человеку нужна не только польза от малых птах, - возразил старик и попросил детей закрыть ладонями уши и представить лес, где птицы не поют и травы не растут.
- Разве можно без птиц жить в полях и лесу, быть глухими к земной красе? У людей есть душа и она поет от радости вместе с птицами. Разорите гнезда — птицы улетят, и мир будет тусклым и глухим без этой земной красоты, - задумчиво произнес старик.
-  Человек — самое разумное существо на земле и он несет ответственность за Матушку — Землю, за Батюшку — Огонь, за каждую былинку и каждую птаху, чтобы все богатства земли сохранить для своих потомков, чтобы Боги не разгневались и не наслали пожары, наводнения, болезни и не погубили род человеческий.
-  Ну на сегодня, пожалуй, хватит. Пора возвращаться домой.

        Тут послышался хруст ветвей под ногами незваного гостя, и объятые ужасом дети замерли, увидев огромного бурого медведя, вылезающего из чащи и прыжками направляющегося прямо к  ним. Вот уже совсем рядом оказалась грозная туша. Уже можно было разглядеть страшную звериную морду и белое пятно на груди. Старик знаками велел  не шевелиться и пошел с туесками к медведю. Он поставил малину и мед перед зверем и уверенно и спокойно сказал, что люди не причинят ему зла, пригласил отведать медку и спелых ягод, а сам тихонько попятился назад, не допуская хруста веток под ногами. Когда бурый подошел к туескам и перестал наблюдать за людьми, дети бесшумно и неторопливо следовали за наставником, двигаясь по диагонали и замирая, когда медведь отвлекался от лакомства и смотрел на них. Потом они увидели уморительную картину: вначале  мишка с урчанием поедал малину, а потом принялся за мед. Голова медведя застряла в туеске и бурый стремительно убегал в чащу с туеском на голове, пытаясь освободиться от березовой шляпы, закрывавшей глаза. Он рычал, урчал и кубарем катался в траве. Негромко посмеиваясь, дружная группа уверенно шла домой, ориентируясь по меткам, сделанным по дороге в лес. Когда опасность миновала, старик увидел, что дети не могут опомниться от потрясения, он  мягко молвил им:
- Запомните, чада Расы Великой, хоть медведь и большой и страшный зверь, никогда не поворачивайтесь к нему спиной и не убегайте, спокойно заговорите с ним, чтобы спугнуть. Никогда не поддавайтесь страху, ибо он подобен змеиному яду: в малых количествах приносит пользу, но быстро накапливается в душе и отравляет дальнейшую жизнь.
    Не в первый раз Яромир встречался с медведем. Этот большой и сильный зверь почитался древними русами, которые называли себя волкомедведями и хранили в доме своем клочки медвежьей шерсти и когти зверя, чтобы отправляясь в загробный мир, заручиться его поддержкой. В молодости, проходя обряды, Яромир подолгу жил в лесу наедине с природой. Приходили к нему разные звери, в том числе и медведи. В старину говорили, что тот святой, кто из лесу с медведем вышел. Так  проверяли старцев и  наставников подрастающего поколения. Если послушался  в лесу человека медведь и не задрал его, значит тот обладает сверхчеловеческой силой. Люди верили, что темные силы не могут приобрести медвежий облик. Они говорили, что медведь от Бога. От Бога и был человек, которого не трогал медведь.
 
     Скоро показалось знакомое поле, засеянное ячменем и пшеницей, поляна на берегу реки. Вот где дети дали волю бурному веселью, сменившему страх. Они рычали и валялись в траве, изображая неуклюжего лакомку, шутили, смеялись до самых городских ворот.
- Спасибо, дедушка, за науку. Нам есть, чем угостить наших близких и рассказать им, как мы учились мудрости у природы целый день.
-  Чада Расы Великой,  уважайте отцов своих и матерей своих, ибо они даровали вам жизнь. И не оставляйте заботы о родителях до самого окончания жизни их. Всегда познавайте окружающий мир Яви, но помните о законах мира Прави.  Пуще ока своего надо беречь землю. Если обидеть землю, то она разгневается, пошлет бури, землетрясения и ураганы.
-  А на последок я расскажу  вам сказ про Землю. Много лет лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже, мертва была и царила на ней тьма холодная. Решил Ярила взглянуть сквозь кромешную тьму, пригожа ли Мать Сыра Земля. От солнечного взгляда восстала Мать Сыра Земля  ото сна, а  в  недрах ее зародилась жизнь.  От жарких поцелуев Ярилы покрылась она лесами, полями, реками, озерами, травами,  цветами и деревьями. Появились в лесах и полях звери и птицы, в морях и реках - рыбы. Все ожило на земле. Мать Сыра - Земля для здоровья всего сущего  вставала рано и  впитывала светлые лучи. Когда возникли люди, Ярила ударял их по голове золотой вожжой - ярой молнией. От удара зародился ум, стал  человек  отличаться от зверей.  Брызнул Ярило на камни молнией, облил горячим взором дерева дубравные. И сказал Матери - Сырой Земле: « Я сам в том огне. Своим умом - разумом человек дойдет, как из дерева и камня свет и тепло брать. Тот огонь — дар мой любимому сыну. Всей живой твари будет на страх и ужас, ему одному на службу». Мать - Сыра Земля радовалась: Яриловой любви нет конца, но через какое-то время дни стали короче, а Земля холоднее. Понеслись ветры буйные, застилали темными тучами,  нанесли снега белые, ровно в саван окутали в них Мать - Сыру Землю. Все застыло, все заснуло, не спал только человек и работал, ибо   был у него разум - великий дар от Ярилы, а с ним свет и тепло, хлеб и благополучие. Но начала Земля плакать, и пролились слезы Матери - Сырой Земли дождями. - Не печалься, Мать - Сыра Земля, - утешал ее Ярила, - Покину я тебя ненадолго. А пока спи под снежными покровами до моего возвращения. Придет время, я пришлю весну — красну, после чего и сам вернусь.
- Берегите, как Ярила, Землю — Матушку. Зелёные травы, цветы, деревья и кусты — это ее пышные волосы. Каменные  скалы — это косточки. Цепкие корни деревьев - это жилы. А кровь земли — это сочащаяся из глубоких недр живая вода. Земля живая, разумная, всё чувствует, слышит и понимает. Она стонет в бурю, и в засуху страдает от жажды.  И возрождается снова под живительным дождём. И улыбается под солнечными лучами,  и дарит всему миру невиданные красоты.  Как младенец льнет к материнской груди, так всяк человек припадает к ней, набираясь  от нее новых силушек. Кто не почитает земли - кормилицы, тому она не даст хлеба — не то что досыта, а оставит голодным, кто сыновьим поклоном  Матери - Сырой Земле не поклонится, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли — никогда не увидит больше Родины.
- Задумайтесь. чада Расы Великой. кто вы по сути своей и для чего вы живете, как вам надо прожить свою жизнь. Помните своих Богов. Им нужна только ваша добрая память о них,  ваше гордое стремление быть всегда и во всем их достойными. Потому, никогда не позволяйте никому попирать вашу честь и никогда не будьте ничьими рабами. Если сможете быть такими, тогда поймете всепобеждающую мощь единства со своими   Богами. Дайте  своими достижениями радость и силу своим Богам – и тогда ваши  Боги встанут рядом с вами и дадут вам свою Божественную силу.
               
                Иллюстрация взята из Интернета














       


Рецензии
Засвидетельствовать красоту души человеческой подвластно не каждому! Успехов в творчестве!

Валерий Григорьев Семёнович   02.03.2020 23:31     Заявить о нарушении
Спасибо, Валерий Григорьевич. Я польщена. И Вам творческих виражей!

Нинон Пручкина   02.03.2020 23:39   Заявить о нарушении