Лондонская Национальная галерея-8

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
Рассматривая картины голландских художников коллекции Пиля, поражает лишь почти полное отсутствие натюрморта, столь распространенного в голландской школе XVII века.
Это приходится объяснять даже не столько личными вкусами собирателя, сколько исконной нелюбовью англичан к этому жанру живописи. В английском искусстве натюрморт встречался крайне редко и никогда не пользовался успехом у публики и коллекционеров. Зато наиболее характерные и ведущие жанры голландской живописи XVII века – бытовой жанр и пейзаж – оказались, очень хорошо представленными, в коллекции Р. Пиля.
Насколько художники итальянского Возрождения чуждались обыденной стороны живописи, считая ее недостойной высоких задач искусства, настолько голландским мастерам она представляется полной прелести и значения.
Голландским бюргерам, украшавшим картинами скромные стены своих жилищ, не нужны были громоздкие и пышные аллегории и не всегда понятные историко-мифологические сюжеты, которые так эффектно и декоративно выглядели в залах дворцов. Покупая картины, они, прежде всего, хотели видеть в них отражение своего быта и своих вкусов, восторжествовавших, наконец, после стольких лет борьбы Нидерландов за независимость.
В период господства испанцев, в тяжелые и героические годы восстания эти тихие радости домашнего очага были как недостижимый идеал благополучия и счастья. А, когда мир и свобода были завоеваны и молодая Голландская республика быстро пошла к преуспеванию и богатству, именно эти сцены оказались наиболее полным выражением ее довольства и самоутверждения
Конечно, эта узость тем и бесконечное повторение одних и тех же мотивов не могли не привести к известной ограниченности и даже однообразию, которыми отмечены работы многих голландских художников того времени, но это относится все же главным образом к второстепенным мастерам.
Произведения таких живописцев, как Терборх, Стен, Метсю и в особенности Питер де Хоох, блестяще представленных в коллекции Пиля, не могут не вызывать восхищения своими редкими художественными качествами, и тем подлинным чувством интимной поэзии, которое сквозит в их самых незатейливых сценах из повседневного быта.

ПИТЕР ДЕ ХООХ (1629-1684) был особенно любим в Англии, где находятся три четверти всех его произведений. Его картины, можно сказать, не имеют сюжета, в них даже нет почти никакого действия, но тем сильнее ощущается зрителем то все пронизывающее чувство умиротворенной тишины, спокойствия и ясности, которое царит в его живописи.
Питер де Хоох не стремился, как многие из его собратьев, пленить нас виртуозным и как бы осязательным воспроизведением фактуры отдельных предметов, занимательными и живописными деталями. Как ни у кого другого, у него все подчинено единству целого, единству настроения, и главная роль в передаче этого состояния принадлежит свету.

В его «ГОЛЛАНДСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ» (1658) золотистые лучи солнца, льющиеся из окна и освещающие гостей за столом и потчующую их хозяйку, сообщают всей сцене радостный и праздничный характер. Мягкий рассеянный свет его «Двориков» удивительно гармонирует с царящей в них чистотой и порядком и ощущением незыблемости этой тихой, размеренно текущей жизни.

В картине «ГОЛЛАНДСКИЙ ДВОРИК» (1660-61), купленной галереей за два года до картин де Хоха из коллекции Пиля, мы видим служанку, которая чистит рыбу под присмотром своей госпожи, а за калиткой виден возвращающийся домой хозяин.
В другой картине, уже из собрания Пиля, изображен подобный же дворик (1658), только еще более маленький и уютный: хозяйка его стоит в воротах, дожидаясь домой супруга, в то время как няня выводит из дверей дома маленькую девочку. Художник мастерски обыгрывает здесь передачу пространства и выразительные контрасты силуэта женщины в светлой амбразуре ворот и двух ярко освещенных фигур на фоне темного проема. Эта картина была особенно ценима художником Джоном Констеблом, считавшим ее лучшей работой Питера де Хоха.
Впоследствии Национальная галерея обогатилась еще тремя произведениями этого мастера, которые при всех их достоинствах все же не могли превзойти шедевров, вошедших первыми в ее собрание.

Картины МЕТСЮ, ТЕРБОХА И СТЕНА написаны на одну и ту же тему «УРОК МУЗЫКИ». Выполненные с особой живописной тонкостью, они как раз отличаются тем совершенством передачи материалов, которое свойственно голландцам.
Каждый раз художник вводит нас в интерьер богатого бюргерского дома, заставляет любоваться красивым ковром, музыкальными инструментами, картинами в золотых рамках, атласом, мехами и кружевами дамских нарядов. Но в то же время как Терборх и Метсю показывают нам сценки с непринужденной приятностью светских людей, стремясь, прежде всего, к живописности общего впечатления.

Стен гораздо больше занят характеристикой самих персонажей. Перед клавикордами у него не дама, а совсем молоденькая девушка, некрасивая и неловкая, пристально вглядывающаяся в ноты, перед учителем, небрежно облокотившимся на инструмент. Юмор и острая наблюдательность являются очень типичными для Стена, которого недаром называли «Мольером живописи».


Рецензии